Формирование экологического сознания младших школьников посредством изучения фольклора и быта народностей ханты и манси
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Сапрыкина Альфия Равиловна
«У каждого из нас три матери. Первая – это мама.
Вторая – это Родина. Третья мать-Природа».
Еремей Айпин
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в качестве цели образования определил развитие высоконравственного компетентного гражданина России, а одним из приоритетных направлений – экологическое образование подрастающего поколения. Современная образовательная система должна в первую очередь обеспечивать развитие духовно-нравственной сферы обучающихся как системы их жизненных установок и общечеловеческих ценностей, прежде всего по отношению к окружающей природе, другим людям и самому себе как существу не только социальному и культурному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о формировании экологического сознания, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура, выражающаяся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру.
В младшем школьном возрасте происходит качественный скачок развития экологической культуры личности. В качестве основных критериев успешного формирования экологического сознания являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
• усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
• наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
• проявление эстетических чувств;
• потребность в общении с живой природой;
• сопереживание;
• бережное отношение к окружающей их природе.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии — это изучение природы родного края. Много загадок таит в себе Югорская земля, на которой живут в мире и согласии люди разных национальностей.
С глубокой древности эти земли принадлежали народам ханты и манси. Изучение фольклора, жизни и быта коренного населения народов Югры органично входит в изучение детьми родного края и природы их окружающей.
Таким образом, была поставлена цель – воспитание экологического сознания младших школьников посредством изучения фольклора и быта народностей ханты и манси.
Знакомясь с культурой народов ханты и манси, обучающиеся понимают, что это иная культура, она существует по иным законам развития. В чем же проявляется инаковость культуры коренных народов Западной Сибири? В первую очередь в представлении об окружающем мире. Современное цивилизованное общество использует понятие триединства окружающего мира – природа, человек, общество, где центральное место отводится человеку. При этом все три понятия условны, они содержат много — в общем, и ничего в конкретном плане. В то же время у народов ханты и манси совершенно другая система представлений об окружающем мире. Природа конкретна и представляется домом, человек сам по себе не существует, он часть рода, местности, природы. Общества в их понятии не существует.
Человек как часть природы воспринимается конкретно: у него есть тело и душа, значит и у остальных природных субъектов есть тела и души – духи. Общаясь с природой – человек общается с равным или подобным себе. Например, охотник в начале промысла, для разведения костра использует только сухостой, живое дерево используется для изготовления «живых» вещей: лодок, нарт, жилища. Первым чаем, приготовленным на костре, угощают менквов – духов тайги. Произносится приговор – обещание не рубить понапрасну деревья, не сорить, не беспокоить зверей и духов без необходимости. После приготовления пищи охотник тушит костер, выдергивает колья и приставляет их к дереву – бросать нельзя. Несколько своеобразное отношение наблюдается и к земле: землю нельзя копать, нельзя оставлять воткнутыми в нее жерди, копья, палки. Как объясняют это Ваховские ханты «нельзя оставлять люк открытым, а то Кынь (черт) выберется наружу и наделает много бед». И в настоящее время у коренных народов практически не развито земледелие. Видно это связано с отношением к земле как живой, а ее поверхности, как к шкуре.
Морально-нравственные основы поведения человека не сконцентрированы в каком-либо кодексе, а «растворены» вокруг. Все окружающее человека – это частица Вселенной и его самого. Восприятие человека как целого, состоящего из части и окружающего, характеризует образ жизни коренных жителей нашего края.
Так на примере местной сибирской культуры обучающиеся имеют возможность увидеть гармоничное существование человека в природе.
Знакомясь с фольклором этих народов, обучающиеся узнавали, что Вселенная у ханты состоит из трех сфер: птичьего Верха, звериной Средины и рыбьего Низа. Каждая сфера, в свою очередь, делится на три части: верхняя, средняя и нижняя. Услышав рассказ Еремея Айпина «В тени старого кедра», ученикам становится понятно:
– О чем думает старый кедр?
– Что рассказал костер охотнику?
– Почему в тайге надо смотреть и слушать?
В сказке «Берестяной туесок» учащиеся находили ответы на вопросы:
– Из какого материала ханты делают посуду?
– Почему цвет у бересты бывает белым или желтым?
– Чем может рассказать орнамент?
А из небольшого отрывка из этой же сказки получили знания о бережном отношении к природе. Ханты обращаются к лесу, как к живому: «Прошу тебя, лес – батюшка, корми меня, как отца моего и как деда. Я тоже обещаю лишней веточки не ломать, невинной птахи зря не губить».
Обучающиеся любят слушать легенды. Одна из легенд гласит:
«Когда-то на земле жили только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди совсем не росли. Холод на людей шел, болезнь на людей шла. Это Северный Старик Болезней зло рассыпал… Больно деревьям на людей смотреть, оставили они свою жизнь. Корни мощные из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик Болезней, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно, кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут».
Из легенды детям становилось понятно, почему кедр у сибирских народов является самым почитаемым, священным деревом.
Ознакомление с жилищными постройками ханты и манси, предметами быта, одеждой, изделиями народного творчества, растительным и животным миром нашего края происходит в играх-путешествиях, экскурсиях, познавательных играх и др.
В течение года были разработаны и проведены такие занятия как:
– «По следам древней жизни»
– «Многообразие животного мира»
– «Мир растений»
– «Птицы»
– «Животные в мифах и легендах»
– «Жизнь таежных жителей»
– «Жилищные постройки ханты и манси» и др.
Организуются также и практические занятия с экспериментальной деятельностью. На занятиях «Разнообразие родной природы» обучающиеся узнали о многообразии жизни в тайге. Основа каждого занятия – активная творческая деятельность: обучающимся предлагаются самостоятельные различные задания – дорисовать, разгадать кроссворд, определить предмет на ощупь и т.д. Задания постоянно обновляются. Приходя на занятие, они каждый раз включаются в новые игры.
С целью показа видового разнообразия рыб Сибири, среду их обитания, особенности строения, значения рыбных ресурсов в жизни коренного населения, проведены такие занятия, как «Подводный мир реки Обь», «Рыболовство». Реку Обь ханты называют «ас» – большой рекой, так как вся жизнь у них связана с рекой, она служит им и транспортным средством и кормит таежного жителя. В народном воспитании часть запретов перешла в обычай и стала священной: “В воду и огонь никогда не бросают мусор и не плюют”. Бассейн реки Обь богат ценными породами рыб. Дети запоминают названия обских рыб, таких как осетр, стерлядь, окунь, муксун, язь, щука и др. Хищность и прожорливость щуки вошли в пословицу: «У щуки и мертвой зубы живые». Эти особенности щуки ханты отображают в своих орнаментах «щучьи зубы», «челюсть щуки». Знакомясь с орнаментом, обучающиеся не только узнают его историю, но и прорисовывают элементы орнамента.
Большое значение для работы по формированию экологической культуры имеют экологические сказки: A.M. Коньковой «Жадная Тэряйка», хантыйская сказка «Идэ»; народные игры: «Оленья упряжка», «Заячьи следы».
Приобщать детей к бережному, ответственному отношению к природе помогают игры, наблюдения, экскурсии, практическая деятельность, народный фольклор коренных народов нашего края.
Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью: находят интересные факты из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки народов ханты и манси экологического содержания, отгадывают загадки, ребусы, кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу.
Таким образом, можно отметить, что, если в начале года было выявлено, что у детей недостаточный запас природоведческих знаний, они без особого желания выполняли поручения педагога, стараясь получить за это поощрение. Наблюдения за детьми на экскурсиях показали безответственное отношение к зеленым насаждениям (ломали ветви деревьев, вытаптывали траву, вырывали цветы…). На вопрос педагога: «Почему пожелтели листья на деревьях?» только один ребенок сумел установить связь живой и неживой природы (солнце светит меньше, наступили холода, поэтому пожелтели листья), то в конце года, в результате проведенной работы с обучающимися, были получены следующие результаты: у большинства детей – 90% появилась потребность в общении с природой, ухода за комнатными растениями, понимание связей в природе, умение составлять пищевые цепочки. И только 2 обучающихся – 10% еще не достаточно усвоили взаимоотношения живых объектов природы.
Из всего вышеизложенного следует, что изучение фольклора и быта народов ханты и манси вносит существенный вклад и значительно обогащает работу по формированию экологического сознания младших школьников.
В последнее время мы все чаще и чаще обращаемся к народному опыту, который представляет собой народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Вторая – это Родина. Третья мать-Природа».
Еремей Айпин
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в качестве цели образования определил развитие высоконравственного компетентного гражданина России, а одним из приоритетных направлений – экологическое образование подрастающего поколения. Современная образовательная система должна в первую очередь обеспечивать развитие духовно-нравственной сферы обучающихся как системы их жизненных установок и общечеловеческих ценностей, прежде всего по отношению к окружающей природе, другим людям и самому себе как существу не только социальному и культурному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о формировании экологического сознания, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура, выражающаяся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру.
В младшем школьном возрасте происходит качественный скачок развития экологической культуры личности. В качестве основных критериев успешного формирования экологического сознания являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
• усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
• наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
• проявление эстетических чувств;
• потребность в общении с живой природой;
• сопереживание;
• бережное отношение к окружающей их природе.
Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Наиболее ответственный этап в понимании младшими школьниками экологии — это изучение природы родного края. Много загадок таит в себе Югорская земля, на которой живут в мире и согласии люди разных национальностей.
С глубокой древности эти земли принадлежали народам ханты и манси. Изучение фольклора, жизни и быта коренного населения народов Югры органично входит в изучение детьми родного края и природы их окружающей.
Таким образом, была поставлена цель – воспитание экологического сознания младших школьников посредством изучения фольклора и быта народностей ханты и манси.
Знакомясь с культурой народов ханты и манси, обучающиеся понимают, что это иная культура, она существует по иным законам развития. В чем же проявляется инаковость культуры коренных народов Западной Сибири? В первую очередь в представлении об окружающем мире. Современное цивилизованное общество использует понятие триединства окружающего мира – природа, человек, общество, где центральное место отводится человеку. При этом все три понятия условны, они содержат много — в общем, и ничего в конкретном плане. В то же время у народов ханты и манси совершенно другая система представлений об окружающем мире. Природа конкретна и представляется домом, человек сам по себе не существует, он часть рода, местности, природы. Общества в их понятии не существует.
Человек как часть природы воспринимается конкретно: у него есть тело и душа, значит и у остальных природных субъектов есть тела и души – духи. Общаясь с природой – человек общается с равным или подобным себе. Например, охотник в начале промысла, для разведения костра использует только сухостой, живое дерево используется для изготовления «живых» вещей: лодок, нарт, жилища. Первым чаем, приготовленным на костре, угощают менквов – духов тайги. Произносится приговор – обещание не рубить понапрасну деревья, не сорить, не беспокоить зверей и духов без необходимости. После приготовления пищи охотник тушит костер, выдергивает колья и приставляет их к дереву – бросать нельзя. Несколько своеобразное отношение наблюдается и к земле: землю нельзя копать, нельзя оставлять воткнутыми в нее жерди, копья, палки. Как объясняют это Ваховские ханты «нельзя оставлять люк открытым, а то Кынь (черт) выберется наружу и наделает много бед». И в настоящее время у коренных народов практически не развито земледелие. Видно это связано с отношением к земле как живой, а ее поверхности, как к шкуре.
Морально-нравственные основы поведения человека не сконцентрированы в каком-либо кодексе, а «растворены» вокруг. Все окружающее человека – это частица Вселенной и его самого. Восприятие человека как целого, состоящего из части и окружающего, характеризует образ жизни коренных жителей нашего края.
Так на примере местной сибирской культуры обучающиеся имеют возможность увидеть гармоничное существование человека в природе.
Знакомясь с фольклором этих народов, обучающиеся узнавали, что Вселенная у ханты состоит из трех сфер: птичьего Верха, звериной Средины и рыбьего Низа. Каждая сфера, в свою очередь, делится на три части: верхняя, средняя и нижняя. Услышав рассказ Еремея Айпина «В тени старого кедра», ученикам становится понятно:
– О чем думает старый кедр?
– Что рассказал костер охотнику?
– Почему в тайге надо смотреть и слушать?
В сказке «Берестяной туесок» учащиеся находили ответы на вопросы:
– Из какого материала ханты делают посуду?
– Почему цвет у бересты бывает белым или желтым?
– Чем может рассказать орнамент?
А из небольшого отрывка из этой же сказки получили знания о бережном отношении к природе. Ханты обращаются к лесу, как к живому: «Прошу тебя, лес – батюшка, корми меня, как отца моего и как деда. Я тоже обещаю лишней веточки не ломать, невинной птахи зря не губить».
Обучающиеся любят слушать легенды. Одна из легенд гласит:
«Когда-то на земле жили только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди совсем не росли. Холод на людей шел, болезнь на людей шла. Это Северный Старик Болезней зло рассыпал… Больно деревьям на людей смотреть, оставили они свою жизнь. Корни мощные из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик Болезней, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно, кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут».
Из легенды детям становилось понятно, почему кедр у сибирских народов является самым почитаемым, священным деревом.
Ознакомление с жилищными постройками ханты и манси, предметами быта, одеждой, изделиями народного творчества, растительным и животным миром нашего края происходит в играх-путешествиях, экскурсиях, познавательных играх и др.
В течение года были разработаны и проведены такие занятия как:
– «По следам древней жизни»
– «Многообразие животного мира»
– «Мир растений»
– «Птицы»
– «Животные в мифах и легендах»
– «Жизнь таежных жителей»
– «Жилищные постройки ханты и манси» и др.
Организуются также и практические занятия с экспериментальной деятельностью. На занятиях «Разнообразие родной природы» обучающиеся узнали о многообразии жизни в тайге. Основа каждого занятия – активная творческая деятельность: обучающимся предлагаются самостоятельные различные задания – дорисовать, разгадать кроссворд, определить предмет на ощупь и т.д. Задания постоянно обновляются. Приходя на занятие, они каждый раз включаются в новые игры.
С целью показа видового разнообразия рыб Сибири, среду их обитания, особенности строения, значения рыбных ресурсов в жизни коренного населения, проведены такие занятия, как «Подводный мир реки Обь», «Рыболовство». Реку Обь ханты называют «ас» – большой рекой, так как вся жизнь у них связана с рекой, она служит им и транспортным средством и кормит таежного жителя. В народном воспитании часть запретов перешла в обычай и стала священной: “В воду и огонь никогда не бросают мусор и не плюют”. Бассейн реки Обь богат ценными породами рыб. Дети запоминают названия обских рыб, таких как осетр, стерлядь, окунь, муксун, язь, щука и др. Хищность и прожорливость щуки вошли в пословицу: «У щуки и мертвой зубы живые». Эти особенности щуки ханты отображают в своих орнаментах «щучьи зубы», «челюсть щуки». Знакомясь с орнаментом, обучающиеся не только узнают его историю, но и прорисовывают элементы орнамента.
Большое значение для работы по формированию экологической культуры имеют экологические сказки: A.M. Коньковой «Жадная Тэряйка», хантыйская сказка «Идэ»; народные игры: «Оленья упряжка», «Заячьи следы».
Приобщать детей к бережному, ответственному отношению к природе помогают игры, наблюдения, экскурсии, практическая деятельность, народный фольклор коренных народов нашего края.
Младшие школьники занимаются и поисковой деятельностью: находят интересные факты из жизни растений и животных, подбирают стихи, рассказы, сказки народов ханты и манси экологического содержания, отгадывают загадки, ребусы, кроссворды. Составляют правила поведения у водоемов, в парках, на лугу, в лесу.
Таким образом, можно отметить, что, если в начале года было выявлено, что у детей недостаточный запас природоведческих знаний, они без особого желания выполняли поручения педагога, стараясь получить за это поощрение. Наблюдения за детьми на экскурсиях показали безответственное отношение к зеленым насаждениям (ломали ветви деревьев, вытаптывали траву, вырывали цветы…). На вопрос педагога: «Почему пожелтели листья на деревьях?» только один ребенок сумел установить связь живой и неживой природы (солнце светит меньше, наступили холода, поэтому пожелтели листья), то в конце года, в результате проведенной работы с обучающимися, были получены следующие результаты: у большинства детей – 90% появилась потребность в общении с природой, ухода за комнатными растениями, понимание связей в природе, умение составлять пищевые цепочки. И только 2 обучающихся – 10% еще не достаточно усвоили взаимоотношения живых объектов природы.
Из всего вышеизложенного следует, что изучение фольклора и быта народов ханты и манси вносит существенный вклад и значительно обогащает работу по формированию экологического сознания младших школьников.
В последнее время мы все чаще и чаще обращаемся к народному опыту, который представляет собой народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.