Формирование духовной потребности в здоровом образе жизни как стратегия воспитания новых поколений | Обучение и развитие детей

Формирование духовной потребности в здоровом образе жизни как стратегия воспитания новых поколений

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Формирование духовной потребности в здоровом образе жизни как стратегия воспитания новых поколений
Формирование духовной потребности в здоровом образе жизни как стратегия воспитания новых поколений
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Т.В.Токарева

Новая фаза общественного развития – информационная – влечет глобальные перемены в экономической, социально-политической и духовной жизни общества. В мире идёт поиск пути дальнейшего эколого-безопасного развития. «Повлиять на развитие в русле здорового образа жизни общество сможет, лишь трансформируя свою духовность, ориентируясь на цели «устойчивого развития».

Проблема человека сегодня в отчуждении от самого себя, от других людей, от окружающей природы, от духовности. Наблюдаемые сейчас негативные явления объясняются не тем, что человек не удовлетворяет свои потребности, а тем, что сами эти потребности перестают удовлетворять человека.

Духовные потребности в здоровом образе жизни – особая внутренняя сила, представляющая собой идеальный комплекс нравственных норм общежития, способствующих самореализации человека в соответствии с общими закономерностями коэволюции человека, общества и природы.

Разумные духовные потребности – цель и средство динамичного и устойчивого развития общества, в них заложены мотив самосовершенствования личности, механизм определения места и роли создаваемой среды обитания и стимулы поиска путей разрешения локальных и глобальных проблем.

Образ жизни как две силовые линии человеческого существования: смысло-целевая, духовно-нравственная, с одной стороны, и материальная, с другой.

Принцип релятивизма в атеистической идеологии определяет относительность, изменчивость моральных ценностей, в отличие от него моральные ценности и принципы библейского Декалога абсолютны.

Воспитание – работа по преодолению «зазоров между той или иной духовно-нравственной ценностью и реальной жизнью». От качества этой работы зависит не только благополучие, но и само физическое существование общества.

Критерий педагогического мастерства учителя – ориентация на духовное развитие личности ребенка, а не ассимиляция знаний из многопредметного образовательного поля.

Подходы к проблемам формирования духовного здоровья:

  • отождествление с воспитанием нравственных качеств личности;
  • вера в Бога;
  • объединение первых двух подходов.
Концепция формирования духовного здоровья заключена в «гармонизации трех личностных качеств человека: целостности, креативности и духовности».

Путь реализации данной концепции – приобретение ребенком «опыта философствования:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен знать?
  • На что я могу надеяться?
  • Что такое человек?»
Условия формирования духовного здоровья:

  • І ступень обучения – формирование целостной картины мира;
  • ІІ ступень обучения – изучение общеобразовательных предметов на основе технологии исследовательского подхода;
  • ІІІ ступень обучения – философские курсы.
Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.