Эмоции и чувства. Воля и способности | Обучение и развитие детей

Эмоции и чувства. Воля и способности

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Эмоции и чувства. Воля и способности
Эмоции и чувства. Воля и способности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Основные термины:

Эмоции: эмоциональные состояния: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс.

Чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства.

Воля: волевые действия, волевой акт, принятие решения, волевое усилие, волевые качества личности.

Способности: общие и специальные способности, задатки, одаренность, талант, задержка психического развития.

Задачи для обучающихся:

1.Систематизируйте теоретические сведения об эмоциональных и волевых психических процессах.

2.Составьте общее представление о способностях человека, их психологической природе и возможностях развития.

3.Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний об особенностях протекания эмоциональных и волевых процессов в практической деятельности юриста.

4.Примените информацию об эмоциональных и волевых психических процессах для решения практико-ориентированных психологических задач.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:

1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,

2010. – 432с.

Основная литература:

2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.

Дополнительная литература:

4.Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.

5.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

6.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.

7.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.

8.Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971.

9.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – С. 241-266, 282-296, 338, 415-436.

10.Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

11.Корнеев. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. – Ленинград, 1971.

12.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000.

13.Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986.

14.Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001.

15.Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007.

Контрольные вопросы по изученной теме:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ

1.Что такое «эмоция»?

2.Какими функциями обладают эмоции?

3.Перечислите 10 базовых эмоций.

4.Раскройте суть основных теорий эмоций:

-эволюционная теория Ч. Дарвина;

-психологическая теория Джеймса-Ланге;

-психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей;

-когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера;

-теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера;

-информационная теория В.П. Симонова.

5.Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты эмоций.

6.В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

7.Раскройте значение следующих терминов: эмоциональные свойства, эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная вязкость реакции, эмоциональная ригидность и эмоциональное огрубление.

8.Назовите основные характеристики следующих эмоциональных состояний: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс.

9.В чем суть теории стресса Г. Селье?

10.Какие виды чувств вам известны? В чем их проявление?

11.Дайте определения следующим понятиям: «воля», «волевой акт», «волевое усилие», «принятие решения», «волевые качества личности»?

12.Каковы основные функции воли?

13.Опишите структуру волевого акта.

14.В чем отличие волевого действия от импульсивных и привычных действий?

15.Раскройте суть существующих теорий воли.

16.Какова психологическая природа способностей?

17.Раскройте взаимосвязь:

-умственной активности личности и способностей;

-способности и деятельности;

-способности и знаний, умений, навыков;

-задатков и способностей.

18.Что такое общие и специальные способности?

19.Какова структура способностей?

20.Опишите уровни развития способностей.

Практические задания по изученному тематическому разделу:

Задание № 1. Составьте словесную паутину к следующей теме: «Эмоция и ее компоненты».

Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу «Теории эмоций» (см. табл. 10).

Таблица 10

Теории эмоций

Наименование теории

Автор теории

Суть теории

Каков вклад теории в развитие науки?

Эволюционная теория

Ч. Дарвин

 

 

Психологическая теория

У. Джемс, К. Ланге

 

 

Психоаналитическая теория

З. Фрейд

 

 

Когнитивно-физиологическая

С. Шехтер

 

 

Теория когнитивного диссонанса

Л. Фестингер

 

 

Информационная теория

В.П. Симонов

 

 

Задание № 3. Заполните сравнительную таблицу «Характеристика эмоциональных состояний» (см. табл. 11).



Характеристика эмоциональных состояний

Эмоциональное состояние Трактовка Симптомы / формы проявления
Таблица 11

Задание № 4. Охарактеризуйте эмоции человека по картинке:

Рис. 4. Примеры эмоций, переживаемых человеком



Задание № 5. Проведите самообследование уровня вашего эмоционального благополучия14 (см. приложение 1, Методика «Ориентировочная шкала эмоционального благополучия»). Согласны ли вы с результатами самообследования? Составьте 3-5 мероприятий по улучшению вашего эмоционального благополучия.

Задание № 6. Прочитайте главу 17 «Воля»15 и составьте краткий конспект по следующему плану:

1.Основные признаки воли как психологического явления.

2.Первичные волевые качества личности.

3.Вторичные и третичные волевые качества личности.

Ориентировочная шкала эмоционального благополучия

4. Волевая регуляция поведения.

Задание № 7. Заполните сравнительную таблицу «Теории воли» (см. табл. 12).

Таблица 12

Теории воли

Наименование теории

Автор теории

Суть теории

Каков вклад теории в развитие науки?

Физиологическая теория

И.П. Павлов

 

 

Активизирующая теория

П. К. Анохин

 

 

Психоаналитические теории

З. Фрейд, К.Г. Юнг,

А. Адлер, К. Хорни,

Э. Фромм

 

 



Задание № 8. Составьте письменные аннотации (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о способностях, а именно:

1.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

2.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.

3.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

Задание № 9. Используйте информацию следующих источников для составления рекомендаций о том, как юристу вести себя в работе с человеком, проявляющим признаки: а) агрессии; б) стресса.

Источники информации:

1.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 19.

2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – Глава 20 (Техника и приемы общения).

3.Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007.

4.Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986.

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с