Эмоции и чувства. Воля и способности
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Эмоции и чувства. Воля и способности
Эмоции и чувства. Воля и способности |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины: Эмоции: эмоциональные состояния: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Воля: волевые действия, волевой акт, принятие решения, волевое усилие, волевые качества личности. Способности: общие и специальные способности, задатки, одаренность, талант, задержка психического развития. Задачи для обучающихся:1.Систематизируйте теоретические сведения об эмоциональных и волевых психических процессах.2.Составьте общее представление о способностях человека, их психологической природе и возможностях развития. 3.Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний об особенностях протекания эмоциональных и волевых процессов в практической деятельности юриста. 4.Примените информацию об эмоциональных и волевых психических процессах для решения практико-ориентированных психологических задач. Рекомендованная литература для изучения:Базовые учебники:1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4.Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983. 5.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 6.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 7.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 8.Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971. 9.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – С. 241-266, 282-296, 338, 415-436. 10.Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 11.Корнеев. М.Я. Проблемы социальной типологии личности. – Ленинград, 1971. 12.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000. 13.Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986. 14.Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001. 15.Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007. Контрольные вопросы по изученной теме:КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЕ1.Что такое «эмоция»? 2.Какими функциями обладают эмоции? 3.Перечислите 10 базовых эмоций. 4.Раскройте суть основных теорий эмоций: -эволюционная теория Ч. Дарвина; -психологическая теория Джеймса-Ланге; -психоаналитическая теория З. Фрейда и его последователей; -когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера; -теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; -информационная теория В.П. Симонова. 5.Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты эмоций. 6.В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции? 7.Раскройте значение следующих терминов: эмоциональные свойства, эмоциональная лабильность, эмоциональная монотонность, эмоциональная вязкость реакции, эмоциональная ригидность и эмоциональное огрубление. 8.Назовите основные характеристики следующих эмоциональных состояний: настроение, страсти, аффект, фрустрация, стресс. 9.В чем суть теории стресса Г. Селье? 10.Какие виды чувств вам известны? В чем их проявление? 11.Дайте определения следующим понятиям: «воля», «волевой акт», «волевое усилие», «принятие решения», «волевые качества личности»? 12.Каковы основные функции воли? 13.Опишите структуру волевого акта. 14.В чем отличие волевого действия от импульсивных и привычных действий? 15.Раскройте суть существующих теорий воли. 16.Какова психологическая природа способностей? 17.Раскройте взаимосвязь: -умственной активности личности и способностей; -способности и деятельности; -способности и знаний, умений, навыков; -задатков и способностей. 18.Что такое общие и специальные способности? 19.Какова структура способностей? 20.Опишите уровни развития способностей. Практические задания по изученному тематическому разделу:Задание № 1. Составьте словесную паутину к следующей теме: «Эмоция и ее компоненты».Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу «Теории эмоций» (см. табл. 10). Таблица 10 Теории эмоций
Характеристика эмоциональных состояний
Задание № 4. Охарактеризуйте эмоции человека по картинке: Задание № 5. Проведите самообследование уровня вашего эмоционального благополучия14 (см. приложение 1, Методика «Ориентировочная шкала эмоционального благополучия»). Согласны ли вы с результатами самообследования? Составьте 3-5 мероприятий по улучшению вашего эмоционального благополучия. Задание № 6. Прочитайте главу 17 «Воля»15 и составьте краткий конспект по следующему плану: 1.Основные признаки воли как психологического явления. 2.Первичные волевые качества личности. 3.Вторичные и третичные волевые качества личности. Ориентировочная шкала эмоционального благополучия 4. Волевая регуляция поведения. Задание № 7. Заполните сравнительную таблицу «Теории воли» (см. табл. 12). Таблица 12 Теории воли
Задание № 8. Составьте письменные аннотации (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о способностях, а именно: 1.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 2.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. 3.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. Задание № 9. Используйте информацию следующих источников для составления рекомендаций о том, как юристу вести себя в работе с человеком, проявляющим признаки: а) агрессии; б) стресса. Источники информации: 1.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – Глава 19. 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – Глава 20 (Техника и приемы общения). 3.Шиманская О.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных: метод. реком. – Уссурийск, 2007. 4.Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под. ред. Парыгина. Б.Д. – Ленинград, 1986. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |