Экзамен: психологические аспекты | Обучение и развитие детей

Экзамен: психологические аспекты

На главную Просвещение школьников Подготовка к экзаменам Экзамен: психологические аспекты
Экзамен: психологические аспекты
Просвещение школьников — Подготовка к экзаменам


Экзаменационная пора – испытание для студента, особенно для студента-первокурсника. Почему так непросто сдавать экзамены? Человек, сдающий экзамен, действительно находится в состоянии стресса. Этот стресс отнимает у него львиную долю преимуществ, он даже мешает показать себя таким, каков он есть (уж не говоря, лучше). Так что же делать? Смириться с неизбежным и покорно ждать приговор экзаменаторов? Нет, надо все-таки попытаться исправить положение. Стоит хорошо подготовиться к экзамену и учесть ряд следующих рекомендаций.

  • Чем короче период подготовки к экзамену, тем труднее справиться с объемом информации, подлежащей усвоению. Постоянная и систематическая учебная работа – залог успеха на экзамене.
  • Очень важно запомнить не отдельные элементы информации, а собирать их в систему знаний, тогда информация вспоминается не как отдельный элемент, а «вытягивает» всю систему смысловых связей.
  • Перед ответственным делом совершенно необходимо выспаться!
  • Договоритесь с товарищами об очередности сдачи экзамена, чтобы не пришлось «маячить» полдня у двери.
  • Не стоит заниматься добавочным повторением и вести лишние разговоры.
  • Подходите к столу экзаменатора хотя бы внешне спокойно, не делайте пассы над билетами, не хватайтесь с отчаянным видом за голову, не читайте билет вслух у стола – это производит не лучшее впечатление.
  • Получив билет, подготовьте бумагу, просто посидите минутку – материал начнет «всплывать» в памяти. Возьмите бумагу, с большими интервалами между пунктами запишите план ответа на первый вопрос. Долго не сидите над ним, переходите ко второму вопросу. Затем, можете снова вернуться к первому. Если вы потратите слишком много времени на подробное написание ответов по первым вопросам, то последний вопрос придется готовить наспех либо вообще он может оставаться без ответа.
  • При решении задач помните, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату.
  • Очень часто экзаменационные ответы остаются без собственной проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно.
  • При ответе экзаменатору не забывайте, что в вашем распоряжении всего 15 – 20 минут. Именно поэтому полезно представлять план ответа.
  • Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т.е. не говорите: «Это элементарно» и т.д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.
  • Не торопитесь, следите за своей речью, не демонстрируйте своего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
  • Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со второго вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте незнание.
  • Особое внимание уделяйте дополнительным вопросам преподавателя, они могут натолкнуть вас на нужную информацию. Старайтесь сразу верно понять вопрос.
  • Не падайте духом при неудачах! Воля к победе важна не меньше чем хорошая подготовка.
Напряженные ситуации вызывают у людей различные реакции. Это может быть агрессивное поведение, при котором чувство недовольства и обиды переносится на других людей (преподавателя, родителей, друзей), или уход от напряженной ситуации виде откладывания, оттягивания учебных дел, или мобилизация усилий. Все это означает, что необходимо формировать способность самостоятельно преодолевать затруднения. Первый шаг в этом направлении – осознавать и оценивать собственные затруднения, т.е. перестать жаловаться на то, как несправедливо все получается, и задуматься о причинах, из-за которых вы не достигаете желаемой цели.

Следующим шагом может быть развитие умения управлять собой. Спокойная сосредоточенность и внутренняя тишина – вот то состояние, в котором вы имеете наибольший шанс удачно сдать экзамен любого уровня сложности. Это состояние необходимо тренировать, оно не приходит само. Вопросам выработки навыков эмоциональной регуляции поведения необходимо уделять внимание задолго до начала сессии, возможно в индивидуальной или групповой работе с психологом, тогда эмоциональное напряжение в период экзаменов не будет вызывать панических реакций или ступора.

Источник: Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.