Духовные основы здорового образа жизни | Обучение и развитие детей

Духовные основы здорового образа жизни

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовные основы здорового образа жизни
Духовные основы здорового образа жизни
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Т.Я.Явич

В здоровом теле – здоровый дух

Пословица

Душа – это наша культура

Ф. Абрамов

«Надо понять каждому из нас, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям», – писал В.А.Сухомлинский. Ф.М.Достоевский призывал всех: «Надо молитвенно желать быть лучше!»

Почему человека пробирает озноб, обдает холодом, почему у него плохое настроение – ему не хватает тепла, доброты, понимания, любви. Но получать-то мы все горазды, а что сам этот человек может дать людям?

Холодный XX век. Критерий нравственности – соблюдение постулатов Морального кодекса строителей коммунизма, а среди граждан страны – двойная жизнь: ответственные партийные работники, как и простые крестьяне, крестят детей, совершают обряды, празднуют религиозные праздники: Пасху, Рождество Христово, Троицу и др. И это видели и знали дети, т.е. через все воспитание проходили ложь, лицемерие, но как ни странно – все это и сближало семьи, родственников.

Наступил XXI век – век технического прогресса, век компьютеров, мобильных телефонов, отсутствия партийных запретов, век свободы вероисповедания. Почему же нам и сейчас трудно? Духовное воспитание, здоровый дух, здоровое тело. Что из них первично? Есть утверждение, что любое преступление, правонарушение начинается с воображения, с детского воображения, которое постепенно развивается, растет. Поэтому так важно взрослым, учителям, братьям, сестрам, родителям заниматься с детьми творчеством: сочинениями, лепкой, рисованием, музыкой. Необходимо как можно раньше дойти до глубин подсознания ребенка, чтобы направить в правильное русло его фантазии, желания, определить образцы для примера. Конечно, при этом необходимо учителю самому быть хорошим человеком, ведь недаром во все времена актуальны слова: «В молодости не важно чему учиться, важно, у кого учиться».

Образ жизни – это совокупность действий и привычек человека, влияющих на его здоровье и длительность жизни. Здоровый образ жизни – это отсутствие вредных привычек плюс активное действие человека, укрепляющее его здоровье, увеличивающее длительность жизни, это огромная жажда жить долго и не болеть. Культура личности включает в себя много направлений, одно из них – культура ЗОЖ, а среди аспектов культуры ЗОЖ главным является духовность.

 

Содержанием духовного аспекта является представление о моральных основах жизни и моральной культуре народа. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности, развитие экологического мышления, моральных чувств, воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, честности, совести и т.д., формирование норм поведения.

Критериями духовного аспекта культуры ЗОЖ являются: сформированность моральных качеств, развитость этических норм, умение понимать человека и сопереживать ему, точность и обязательность в отношениях, проявление материальной и моральной щедрости, следование этикету. Критерии следующих аспектов укрепляют духовный аспект.

Физический – умение и навыки охраны и укрепления здоровья, безопасное и ответственное поведение, гигиенические навыки и привычки, физическая активность.

Социальный – знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, уважение законов, участие в жизни общества, интерес к культуре Беларуси, умение организовать совместный труд, жизнь.

Личностный – наличие знаний о психологии человека, психологическая и социальная адаптация, стрессовая устойчивость, способность к саморегуляции, стремление к самопознанию, коммуникативные способности.

Эмоциональный – умение распознавать эмоции, способность к осмыслению своего и чужого эмоционального состояния, овладение умением выходить из ситуаций.

Интеллектуальный – стремление к знаниям, желание заниматься самообразованием, осознание важности и необходимости образования, участие в познавательных делах, интеллектуальных формах деятельности.

Если духовность – основа ЗОЖ, то посмотрим по следующим таблицам, каково влияние ЗОЖ на сущность человека и каково возможное коррекционное вмешательство учителя, родителя в формирование личности ребенка.

По таблице № 1 мы видим, что от образа жизни зависит здоровье, судьба человека, удовлетворение или безразличие его к окружающей среде, к пище. Конечно, это и есть поле для действия преподавателей, родителей, самого человека, общества. По таблице № 2 нам понятно, что на самооценку, самоанализ, размышления над истиной, сутью вещей у человека из 24 часов в сутки остается ≈ 2 часа и еще 2 часа на любимые дела, увлечения.

Учителя, родители обязаны помочь ребенку, подростку разобраться в себе, подарить возможность самореализации в конкретных делах, научить самокритичности, покаянию. При этом нужно помнить, что только увлеченный может повести за собой.

Интересно высказывание зарубежных юмористов о том, как лечатся «русские» и для чего им нужны врачи. По их мнению, врачи нам нужны для того, чтобы выслушать все о наших родственниках, о наших болезнях, о диагнозе, который ставит себе больной – в этом есть доля истины, ведь это еще раз говорит о том, что мы хотим, чтобы нас выслушали, поняли, сопереживали нам. Мы, как и наши дети, не приучены ходить на прием к психологам, на исповедь в церковь, писать дневники, письма, а ведь сами желаем этого. Государство пытается нам помочь: в школах работают психологи, есть телефоны доверия. Но пока в основном психологи ходят за детьми, родителями, а хотелось бы, чтобы было наоборот. Хорошо, что учителя бывают на службе в храмах, куда приходят дети со своими родителями: это дает уроки добра, чистоты отношений.

Исследования и наблюдения по проблеме ЗОЖ среди старшеклассников школы выявили 10 % отрицающих веру в Бога. При проведении бесед, дискуссий, в ходе ежедневной рабочей обстановки наблюдалось неадекватное поведение этих учащихся (плохо говорят о своих родственниках, родителях, выпячивают свое «я»), остальные учащихся смотрели на их «позы» с сожалением. К несчастью, не осуществились их мечты при поступлении, произошли неудачи в их семьях. Конечно, духовность, как и ЗОЖ, начинается и идет из семьи. При проведении конференции с родителями мы задаем вопрос: «Что самое первое и самое главное вы можете делать для процветания нашего государства?» Ответ, конечно, один: «Растить здоровое морально и физически поколение». Так что же первично: дух или тело? Теория дуализма давно устарела. Все должно быть едино, но у разумного человека все же на первом месте душа, т.е. дух. Проанализировав из карты воспитанности школьников уровень нравственности и навыков ЗОЖ, наблюдаем следующее.

 

классы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

ср. балл

 

нравств.

 

7,9

 

8,5

 

6,2

 

8,2

 

6,5

 

5,8

 

8,2

 

7,6

 

6,6

 

8,2

 

8,3

 

7,5

навыки ЗОЖ

 

7,7

 

8,2

 

5,7

 

8,5

 

7

 

7,8

 

7,3

 

7,2

 

6,4

 

8

 

8,2

 

7,5

Т.е. уровень за год примерно один, при этом если внимательно посмотреть, округлить, то каковы показатели в 1 классе – таковы и в 11 классе. Да, дети-то разные, но еще более интересный вывод мы сделали в школе, проследив поступление учащихся в школу, их знания на выходе из школы и образование их родителей (итоги по классу): все совпадает, разница 0,1-0,2. Это подтверждает истину: всему начало – семья, гены. Конечно, без усилия воспитателей финал может уйти и в отрицательную сторону.

Работая в школе учителем, использую метод активизации творческого мышления учащихся для обучения русскому языку, литературе, раскрытия внутреннего мира. Издали в школе два сборника стихов, дети являются победителями районных и республиканских конкурсов, научных работ, смотров. Этот год – «Год Матери».

«Матери посвящается»

Листья падают и шепчут на лету…

Почему-то думаю о маме,

Я поймала за косу мечту.

И она передо мной, как пламя.

Так и ты, как та мечта летишь,

Моя мама, вечно ты в заботе,

Никогда на месте не стоишь.

Ты всегда в работе и в работе.

Ты постой, поговори со мной,

Хоть про осень, хоть про что-нибудь,

Обними меня и успокой,

Только рядом ты со мною будь,

Листья падали, шуршали на лету.

А мы с мамой обо всем мечтали.

«Мама без тебя я не могу!»

Глубоко в душе слова стояли…

Стихотворение выпускницы Потапенко Людмилы.

Духовно богатый человек – патриот своей страны.

«Родине»

Я так устала от ненужных встреч,

Что хочется порой на землю лечь,

Вобрать в себя тепло златых полей,

Зеленую прохладу тополей,

Узнать, о чем всегда жужжат шмели,

Узнать проблемы матушки-земли.

Я так устала, но хочу понять,

Как мне без крыльев по земле летать,

Как можно не задать такой вопрос,

Живя среди алмазных, чудных рос.

И хочется мне людям пожелать,

Чтобы они, как я, могли понять,

Чтобы они, как я, узнать могли

Проблемы нашей матушки-земли!

Людмила Потапенко

Работаем также над сохранением и развитием эпистолярного жанра, выпускаем школьную печатную газету «Школьная правда», чтобы дети знакомились с публицистическим стилем. В школе работает много кружков, один из них – «Азбука нравственности», у нас уже не раз выступала воскресная школа с концертами. Во внеклассной работе широко использую технологию «Выбор», на которой основана современная форма проверки знаний – тестирование.

Человек в жизни постоянно что-то из чего-то выбирает. Вспомним сказки, где герои стоят перед выбором (три дороги, по одной пойдешь – … по другой…; пуск стрелы – в царские хоромы, на купеческий двор, в болото…; трехкратные попытки одолеть злых врагов); в реальной жизни это происходит еще чаще: выбор профессии, кружка, друга, жены, места жительства, еды, одежды. И самое страшное явление, когда слышим слова: «Нет выбора». Нас это всегда огорчает. Предлагаю рассмотреть «Жизненное кольцо» по технологии «Выбор»

Человек в жизни проходит 3 круга.

1 круг – «На» – это период навыков, наблюдений, насыщений, наслаждений (ребенок просит: «Дай!») – дошкольный период начало школы – ребенок один

2 круг – «Со» – это период соревнования, сопереживания, совершения, сознательности, сотрудничества, сочувствия, соучастия, сострадания, соперничества (ребенок замечает, что он не один, живет с себе подобными) – школьный период

3 круг – «Вы» – это период выбора, выхода, выводов, высказываний, выделения, выражения (ребенок понимает, что он уже вырос, стал личностью, имеет свое «я», делает сам выбор свой и в конце – выход во вселенную – путь открыт, т.к. «я» превратилось в «Вы». Он уже способен отдавать, а не только брать, как в 1-ом круге.

Интересно рассказывать это детям, ведь не секрет, что некоторые так и остаются до конца дней своих в первом круге, некоторые путем денег родителей перепрыгивают из 1-го круга в 3-й, но это не приносит успеха, т.к. нет духовности (это 2-й круг). Конечно, у каждого путь к истине, путь к Богу свой, но пусть он будет короче. Режиссер Николай Пинигин сказал: «Бог ждет от человека сотворчества, не разрушения, а сотворчества ежедневно, ежечасно».

«В человеке все должно быть прекрасно», — писал А.П. Чехов. Литература – это богатый материал для формирования духовности подрастающего поколения, человека вообще. А поскольку все познается в сравнении, то я планирую и провожу уроки по изучению произведений разных авторов, стран, времен. Например, изучая творчество Ф.М.Достоевского, провожу урок «Свобода и личная ответственность героев Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание» и героев романа Т.Драйзера «Американская трагедия».

В каждом из нас есть хорошее и плохое, воспитывать необходимо, основываясь на хорошем, подавая своим поведением пример порядочности.

По словам А.М.Горького, «человека уважать надо». А все для того, чтобы человек почувствовал себя Человеком. Только духовно богатый человек может вести здоровый образ жизни.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.