Духовно-нравственный потенциал, его развитие в системе образования и воспитания школьников
На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственный потенциал, его развитие в системе образования и воспитания школьников
Духовно-нравственный потенциал, его развитие в системе образования и воспитания школьников |
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание |
С.В.Медель Каждому из нас необходимы любовь и верная дружба, правда и справедливость, отвага и честь, нужны святыни для почитания, заповеди для исполнения, настоящие дела и подвиги. Мужество и патриотизм не приходят сами собой, их нельзя купить ни за какие деньги или взять взаймы. С малых лет нравственный характер закаляется в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Добрыми делами воспитываются чувства; воля укрепляется дисциплиной; на фундаменте совести возводится здание ума. От духовного состояния каждого человека зависит, выживет ли человечество, останется ли человек личностью, ценностными ориентирами которой будут милосердие, сострадание, терпимость, забота, целомудрие, любовь и уважение друг к другу. В современном мире переосмысливаются ценности и практические методы с точки зрения традиционных народных принципов нравственности. Однако истоком является незыблемая христианская общечеловеческая ценность. Духовность – основа нравственного воспитания. Наша система образования реалистична, мы стараемся учить детей абстрактным понятиям, но важнейшей задачей является воспитание личности, готовой к самостоятельной жизни, к человеческому общежитию, способной осуществить правильный выбор. Модель выпускника Ветринской средней школы имени Д.В.Тябута Полоцкого района – социально зрелая творческая личность. Таким образом, воспитание заключается в создании условий для последовательного развёртывания духовного потенциала растущего человека, способного к успешной реализации своих возможностей, к творческому саморазвитию и преобразованию окружающего мира. Приоритетные направления программы «Воспитание» нашей школы: формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированные мотивации, гармоничность эмоциональной, интеллектуальной, волевой и физической сфер её развития; приобщение школьников к ценностям в области науки, искусства, культуры; воспитание устойчивой жизненной позиции личности; развитие склонностей и способностей личности путём вовлечения её в разнообразные виды деятельности; создание условий для самовоспитания и развития. Средства реализации: управление; развитие структуры школы адаптивного типа; развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе; педагогические технологии; развитие педагогической системы. Разделы программы воспитание: «Хочу всё знать», «Быть нравственным», «Владеть самим собой», «Путеводная звезда» – способствуют реализации целей и задач при получении прогнозируемого результата – модели выпускника. Духовно-нравственное воспитание начинается путём формирования соответствующего поведения, основанного на традиционных добродетелях, превратившихся в национальные черты белорусского характера (любовь к ближнему, законопослушание и т. п.). Материалы предметов помогают дать оценку добра и зла, определить шкалу жизненных ценностей. Учитель может на основе научного и религиозного христианского представления о мире помочь ребёнку осознать своё собственное отношение к людям, к Богу, к обществу, к самому себе, выработать саморегуляцию поведения. Проект «К истокам родника», разработанный творческой группой учителей нашей школы, и его реализация помогут достичь прогнозируемого результата: воспитать духовно-нравственную, гуманную личность. Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с. |