Деятельность психотехников в Беларуси
На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Деятельность психотехников в Беларуси
Деятельность психотехников в Беларуси |
Лекции и практикум по психологии — История психологии |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОТЕХНИКОВ В БЕЛАРУСИ Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предполагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было Предложено организовать краткосрочные курсы но Научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора СМ. Василейского при актинам участии сотрудников этой лаборатории А.А. Гайворовского и С.М. Вержболовича. В архивах за 1924 г. содержатся первые материалы, связанные с приездом С.М. Василейского в Беларусь для работы в БГУ, в частности, заявление профессора Самарского государственного университета Василейского Серафима Михайловича о замещении им должности заведующего кафедрой психологии БГУ. Вскоре был рассмотрен вопрос и о создании психотехнической лаборатории — это практическое направление в развитии отечественной психологии также связано с именем Л.С. Выготского, который подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике, и психотехники первыми вышли на психологический анализ практической, трудовой деятельности человека, хотя и не понимая еще всего значения этих проблем для психологической науки. По общей оценке А.Н. Ждан [18, с. 315], ведущая роль в развитии психотехники в стране принадлежала и СМ. Василейскому. Вместе с тем, уже в начале 20-х годов появляется тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований, высказывалась мысль о классовом характере психотехники, что привело в дальнейшем к отрицательным последствиям в развитии самой отечественной психологической науки Деятельность С.М. Василейского по развитию психологии в Беларуси С.М. Василейский (1889—1961) был сыном деревенского священника Самарской губернии. После окончания Самарской семинарии он поступает в Петербургский психоневрологический институт, где его увлекают естественные науки, психология и философия. Одновременно он занимается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете. По воспоминаниям современников (К.К. Платонов), Серафим Михайлович отличался необыкновенной усидчивостью и трудолюбием. Для усовершенствования в области психологии он был направлен университетом в Лейпциг, где слушал лекции В. Вундта и работал в его лаборатории. С 1917 по 1924 г. он работал в Самарском государственном университете. Дальнейшая его деятельность протекала в БГУ, где он читал курсы психологии и педагогики. В архивах БГУ имеются документы о деятельности СМ. Василейского в Беларуси. В частности, в протоколе № 1 заседания педагогическо-методологической комиссии БГУ от 7 февраля 1924 г. отмечалось: «Присутствовали: проф. В.Н.Ивановский, проф. Д.А.Жариков, преподаватель И.В. Пятосин, преподаватель Н.В. Азбукин, ассистент В.В. Перебилло и студент Выдрицкий. Председательствует проф. Д.А. Жариков. Слушали: заявление проф. Самарского государственного университета Серафима Михайловича Василейского на имя декана Педфака БГУ. В заявлении Василейский СМ. просит выставить его кандидатуру на занятие кафедры психологии или педагогики в БГУ. Постановили: «Признать кандидатуру проф. СМ. Василейского на вакантную кафедру психологии (желательной) и ходатайствовать перед деканатом об утверждении его профессором по кафедре психологии с представлением ему по возможности с текущего семестра не менее 12 часов в педелю, как по ведению курсов, так и по ведению практических занятий». В протоколе № 3 заседания педагогической методологической комиссии от 9 апреля 1924 г. отмечалось: «2. Слушали доклад И.М. Соловьева о постановке преподавания психологии и педагогики на педфаке. Постановили: «Ввиду того, что кафедра психологии и кафедра педагогики должны выполнять ответственную задачу в связи с реорганизацией Педфака, а также ввиду незамедлительного перехода к экспериментальным методам, необходимости создания педагогического музея, организуется психотехническая лаборатория. Комиссия находит необходимым ходатайствовать перед деканатом:
По сведениям, полученным из беседы с Б.А, Бенедиктовым (от 3 марта 1996 г.), можно утверждать, что в 1937 г. профессор Василейский был репрессирован и выслан в Пермь. Лишь после войны он возвращается в Горький, где становится заведующим кафедрой психологии. В 50-х годах он защитил докторскую диссертацию, но в силу СЛОЖИВШИХСЯ обстоятельств ее не утвердили. На него была написана жалобе В ВАК, как выяснилось в дальнейшем» не обоснованная. В Горьком профессора Василейского знали как талантливого лектора, легко овладевающего вниманием любой аудитории, умеющего не только передавать знания, но и воспитывать и слушателях высоконравственные качества. Будучи з;шеду1шцим кафедрой психологии в Горьком, СМ. Василеиский создал дружный, сильный в научном отношении коллектив. Почти все члены кафедры — это бывшие аспиранты СМ. Василейского — в дальнейшем получили ученое звание профессора. Немало его учеников, окончив аспирантуру, продолжали работу в области психологии и педагогики в разных городах страны. В 1927 г. СМ. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований», о которой известный психолог, профессор Е.А. Аркин писал в журнале «Асвета» в январе 1928 г.: «Книга, несомненно, заполняет пробел, остро ощущавшийся как учащимися педагогических кузов, так и широким кругом лиц, занимающихся вопросами изучения личности и, в частности, ребенка. Настоящая работа представляет собой не поверхностную компиляцию, а результат хорошо продуманной систематизации добросовестно изученного материала. К достоинствам книги следует отнести ясность, точность и научную обоснованность изложения, несмотря на его сжатость, В рамках сравнительно небольшой книги… дано систематическое изложение всех основных направлений в методологии и методике психологических и педагогических исследований, Хотя критике отдельных методов отведено второстепенное место, но она не отсутствует. Может быть, в этой критике автору следовало бы быть более решительным, но отсутствие этой решительности в книге, призванной служить «Введением», вполне понятно». \ В 1928 г. была опубликована еще одна работа СМ. Василейского — «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике». В ней «… рассматриваются основы статистического метода, включая закон большого числа. На конкретных примерах раскрывается методика обработки данных, полученных в результате психологических и педагогических экспериментов, наблюдении, анкет и т.д. В известной степени книга не утратила значения и до настоящего времени» — так характеризует эту книгу через 42 года после ее издания доктор философских наук профессор В.М. Ковалгин. В 1929 г. психологами университета СМ. Василейским, А.А. Гай-воровским, СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, нрофконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Профессор СМ. Василеиский исследовал также вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в его работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей». Весьма разносторонняя деятельность СМ. Василейского в Беларуси особенно активно протекала в период 1925—1928 гг., когда ОН возглавил психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством СМ. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа, например, в 1925 г.:
Сотрудники лаборатории принимали активное участие в работе Всебелорусской ассоциации НОТ и Медико педологи ческой ассоциации при Наркомпросе. Кроме этого, лаборатория являлась своего рода центром по снабжению педологических и психотехнических кабинетов белорусских педтехникумов необходимыми им приборами и тестами. За 1927 г. лабораторией проделаны следующие исследовательские работы:
В 1928 г. лабораторией была проделана также большая работа:
Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона. Непосредственно Василейским были адаптированы следующие тесты: тест Бурдона, тест на вставку слов, тест Эббингауна, тест умозаключения, тест на знание слов и объектов (разработан совместно с А.А. Гайворовским). Помимо этого лабораторией также сконструирован ряд оригинальных приборов, из которых можно отметить следующие: сложный экспозиционный прибор для исследования дежурного по станции, прибор для исследования мышечной памяти, прибор для измерения меткости удара, сложнокомплексный прибор, объединяющий в себе кимограф, мнемометр, компликационные часы и хроноскоп (отмечающий время до 1/50 доли секунды), прибор для исследования точности и координированное.™ работы на узко ограниченном поле (для исследования зубных врачей), видоизмененный и упрощенный аппарат Мюнстерберга для исследования шоферов, аппарат для исследования подвижного глазомера и ряд других менее значительных приборов и аппаратов. В 1929 г. лаборатория продолжила работу в следующем составе заведующий лабораторией А.А. Гайворовский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное участие фуппа педагогов и студентов в составе: М.И. Самойлович-Мановой, Н.Б. Ильящевич, М.Н. Поляковой, Н.Л. Ивицкой, И.Е. Шахотько, К.К. Белькевич, Н.Б. Ватации, Г.Н. Петрова, Н.Н. Востокова, Г. Дезент, В.Н. Андреевой и др. Деятельность СМ. Василейского в качестве заведующего лабораторией была разнообразна. Проблемы, которые им поднимались, нашли свое отражение в трудах его учеников и последователей и являются актуальными и в настоящее время. Умер Серафим Михайлович в 1961 г. Профессор Б.А.Бенедиктов вспоминает обстоятельства его смерти: «Брат СМ. Василейского с белой армией покинул Россию еще в годы Гражданской войны и находился в Чехословакии. В период хрущевской оттепели в 1961 г. ему разрешили приехать в СССР (он был амнистирован). В ожидании брата СМ. Василейскпй пошел в баню и и парилке умер от сердечной недостаточное in. Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатории Профессор В.М. Ковалгин, занимавшийся вопросами истории психологии, отмечал, что работа А.А. Гай воровского «Развитие круга общежизненного и обшекультурного опыта современного ребенка», излагающая результаты социальных представлений белорусских школьников того времени, интересна, в том числе, и в историческом плане, особенно для сравнения исследований психологии детей конца 20-х годов и нашего времени . А.В. Петровский в своих исследованиях подчеркивал, что среди психотехнических работ значительное число было посвящено вопросам профессиографии, отбора представителей различных профессиональных групп, изучению утомления и упражняемости [43]. Психологические исследования проводились в Центральном институте труда (ЦИТ) (Г.Х. Кскчссв, А.А. Толчинский, Б.Н. Северный, Н.Д. Левитов и др.), в Украинском институте труда (Ф. Дунаевский), в Казанском институте труда (М. Юровский) и Минском институте труда (А. Гайворовский). В Государственном архиве Беларуси хранятся анкета и автобиография Александра Александровича Гайворонского. Родился в октябре 1899 г. в Самаре. В 1921 г. закончил психологическое отделение социально-исторического факультета Самарского государственного университета (СГУ). Прежняя учебная и научная деятельность: ассистент кафедры психологии и педологии СГУ; ассистент кафедры психопатологии медфака СГУ; ассистент психотехнической лаборатории. Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека». Другой документ содержит представление профессора СМ. Василейского об утверждении на должность ассистента при кафедре педологии педагогического факультета БГУ А.А. Гайворовского. В отзыве, в частности, указывается, что А.А. Гайворовский «по своей даровитости и усердию в занятиях по указанным дисциплинам, на семинарах был одним из самых активных участников. Его доклады были всегда содержательны и оригинальны. Зачеты по психолого-педагогическим дисциплинам у него проходили всегда весьма успешно. По моему предложению он был оставлен ассистентом на кафедре психологии и педологии. Постоянно помогал мне при проведении экспериментов, проштудировал целый ряд фундаментальных трудов. Гайворовский может успешно работать в БГУ в качестве ассистента по педологии и психотехнике под моим руководством»1. А.А. Гайворовский внес немалый вклад в развитие психологической науки в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросвет работы (библиотека, клуб, школа взрослых)», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г. В книге раскрыты основные вопросы политпросвет работы, ее научной организации, даются конкретные практические рекомендации работникам просвещения, касающиеся психологических основ научной организации умственного труда. Профессор К.Н. Корнилов в предисловии к данной работе писал: «Автора этой книги нужно поблагодарить… за то, что он отозвался в столь нужный момент на запросы времени своим… обширным и… серьезно обоснованным трудом». Книга А.А. Гайворовского была весомым вкладом в психологическую науку именно тогда, когда ощущалась острая потребность в исследовании прикладных проблем психологии, связанных с политическим и культурным просвещением масс, а также с потребностью в научной организации труда людей, занимающихся этим делом. Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с СМ. Васи-лсйским и СМ. Вержболовичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основании профориентации, профконсулкльтации и профотбора, дастся анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуется методика и техника выявления пригодности человека к профессии. Однако круг научных интересов А.А. Гайворовского не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей. А.А. Гайвороиский участвовал в работе Белорусской ассоциации научной организации труда при ЦКК РКИ (Центральная контрольная комиссия рабоче-крестьянской инспекции), являясь, вместе с СМ. Василейским и СМ. Вержболовичем, наиболее активным и в этой ассоциации. В конце 1928 г., после ухода СМ. Василейского, штат сотрудников лаборатории изменился. Лаборатория с этого года работала в следующем составе: ведущий лабораторией А.А. Гайворов-ский, ассистент СМ. Вержболович, научный сотрудник В.Г. Иносова. Кроме них в работе лаборатории принимала деятельное, участие группа педагогов и студентов. В 1928 г. в Минске вышла книга Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью. При проведении и следований решались вопросы: какой переработке подвергается содержание прочитанной книги в психике читателя; что остается и его памяти после Прочтенных книг. Также уделялось внимание изучению особенностей типов книг. Книга, как отмечает Гайворовский,— это индивидуальность, она имеет свой облик, характер, темперамент, умственную одаренность, которая связана с одаренностью и талантом самого автора. Книга — это индивидуальность, ждущая своего психо-технического анализа. Особое место занимает в исследовании изучение психологии библиотечных работников, их интересов. Анализируя психотехнику умственного труда, Гайворовский в своей книге формулирует его общеорганизационные и общетехнические правила. Все они уложены в общенотовскуто формулу: цель, план, расчет. К ним относятся:
Деятельность С.М. Вержболовича в психотехнической лаборатории Вержболович Сергей Михайлович (1902—1987) родился в Минске. Законченное среднее образование получил на Минских двухгодичных общеобразовательных курсах (1923—1924 гг.). В 1928 г. он окончил социально-историческое отделение педагогического факультета Белорусского государственного университета. Участвовал в двух войнах: гражданской на Украине (1921—1922 гт.) и Великой Отечественной войне (1941—19-15 гг.). С 1925 г., одновременно с учебой в университете, СМ. Вержболович начал работать сначала лаборантом, потом научным сотрудником психотехнической лаборатории. Работал над составлением психограмм шофера, а также налаживал работу по профориентации и профконсультации в минских школах. В 1929 г. выступал на радио в передачах, посвященных профконсультации, характеризовал наиболее распространенные профессии (водителя автотранспорта, вагоновожатого, слесаря, столяра, учителя, врача и др.). Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то СМ. Вержболович привлекался для проведения занятий по учебному плану психологии на педагогическом факультете. Одновременно в работе лаборатории принимали деятельное участие группа педагогов и студентов: М.И. Самойлович-Мановая, Н.Б. Ильяшевич, Н.Л. Ивицкая, И.Е.Шатько, К.К. Бельковнч, Н.Н. Востоков, Г.Дезент, В.Н. Андреев и др. С.М. Вержболович принимал активное участие также в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г.— как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ. В 1932 г., после демобилизации из рядов Красной Армии, переехал на работу в г. Горький (it это время там работал СМ. Васп-лейскнй). С.М. Вержболович являлся также членом секции научных работников, продолжал свою научную работу по плану Института гигиены труда и профболезней, изучал на автозаводе им. Молотоьа рабочие места в цехе покрытия металлов, а и бюро профконсульга-цпп продолжал работу по изучению профессии вагоновожатого. С 1934 г. работал в должности ассистента, исполняющего обязанности доцента кафедры психологии Горьковского педагогического института, где читал теоретический курс экспериментальной психологии и проводил практические занятия по атому курсу. В отзыве о научных трудах Вержболовича К.Н. Корнилов, в конце 1935 г. утверждавший Сергея Михайловича в должности доцента, отмечал: «На основании подробного ознакомления с тремя работами товарища Вержболовича: 1. «Психотехнический анализ рабочих мест автозавода им. Молотова»; 2. «Опыт психотехнического отбора вагоновожатых трамвая»; 3. Коллективной работы с профессором Василейским и Гайвороискпм «Из теории и практики профориентации и профконсультации» могу констатировать, что все означенные работы достаточно методически обоснованы, хорошо разработаны и в своих результатах имеют большое практи ческое значение. После принятия постановления ЦК ВКП(6) о педологии (1936 г.) учебный план кафедры психологии был наполовину сокращен. Также соответственно был сокращен состав кафедры, и Вержболо-вич до начала войны 1941 г. продолжил работу в медицинских учреждениях. После войны он переехал в Москву, затем перешел на педагогическую работу по философии в Педагогический институт им. В.П. Потемкина, а при объединении его с МГПИ им. И. Ленина был зачислен на должность старшего преподавателя кафедры философии. В итоге можно отметить, что СМ. Вержболович являлся также одним из родоначальников возникновения практической психологии и Беларуси. Его вклад в развитие этой науки является существенным. В 1968 г. ушел на пенсию и переехал в Минск. Возглавил городское общество пчеловодов. Умер СМ. Вержболович в 1987 г., похоронен на Северном кладбище в Минске. Социально-политические факторы и последствия запрета педологии и психотехники В 20-е году в СССР был проведен обзор педологических и психотехнических исследований, которые свидетельствовали о низком уровне нравственного, интеллектуального, физического развития определенной части населения. В среднем у славян и евреев он оказался выше, чем у представителей среднеазиатских республик СССР, а интеллигенция заметно превосходила по уровню интеллекта рабочих и крестьян. Эти многочисленные работы послужили причиной идеологических обвинений педологии и психотехники в гипердиагностике слабоумия, нравственных дефектов, в признании особых прав на существование «высших классов» и рас, духов-нон обреченности пролетариата и крестьян, что впоследствии привет к запрету на проведение тестон и комплексных исследований человека [32-34, 40, 50]. В 1927 г. исследователи НОТ, психотехпики, профконсультанты и психофизиологи были объединены во Всесоюзное общество психотехники и прикладной психофизиологии. Президентом назначили II.И. Шпильрейна. В 1931 г. психотехника и педология были организационно подчинены п включены и психоневрологию — комплексную дисциплину, которая, по мнению одного из ведущих педологов А.Б. Залкинда, должна была эффективно служить делу социалистической реконструкции. Однако психоневрологи также преследовались по обвинению в троцкизме. В начале 30-х годов борьба с троцкизмом являлась одним из главных социально-политических факторов идеологических погромов в общественных науках, в том числе педологии, психотехнике и психологии. Кроме борьбы с троцкизмом, заметную роль в разгроме педологии и психотехники сыграли и другие идеологические инициативы Сталина, в частности, его призыв к борьбе с извращениями марксизма в общественных науках, а также с идеализмом и механицизмом, о чем он говорил во время беседы в 1931 г. с бюро партийной ячейки Института красной профессуры. После этой встречи резко изменился характер публикаций в журнале «Педология», «Психотехника и психофизиология труда». Вместо научных работ стали печататься статьи, посвященные марксистской критике и самокритике. Появление педология В разные времена история педологии излагалась по-разному. Начиная со второй половины 30-х годов и в последующие десятилетия, после того, как специальным постановлением ЦК партии от 4 ИЮЛЯ 1936 г. педология была предана анафеме, история этой науки изображалась как попытка проникновения буржуазных идей в советскую идеологию и педагогику. В 1937 г. наркомом просвещения Бубновым большая группа педагогов и педологов была арестована и сослана в лагеря. Л в начале 30-х годов о педологии говорилось иное, она должна была стать наукой о развития человека. Известен человек, который дал название этой науке. В 1893 г. Оскар Хрисман, ученик Стенли Холла, известного американского психолога, предложил назвать зародившуюся науку о целостном изучении ребенка педологией. Никто не предвидел трудной судьбы науки. Педология возникла из остро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребенке, позволяющее успешно воспитывать и образовывать его. Отдельные науки — медицина, психология, философия, педиатрия, социология, этнография — подходили к ребенку каждая со своих позиций. Но синтезированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе. В различных городах Европы и Америки возникли десятки педологических лабораторий. В числе своих предшественников педологи называли Каменского, Руссо, Песталоцци, Гербарта, ибо уже в их трудах ставилась проблема целостного подхода к ребенку. У истоков педологии стоят знаменитые ученые XIX — начала XX вв. С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк. Благотворной почвой для развития педологии оказалась Россия, чему способствовали следующие факторы:
Большое внимание уделялось физическому, умственному (развитие самостоятельного мышления), эстетическому воспитанию (с учетом интересов и вкусов ребенка), проблеме взаимоотношений учителя и учащегося. Теоретическая и опытная разработка российских педологов начала века была направлена на создание воспитательной системы, которая бы учитывала индивидуальные задатки каждого ребенка, подготовила бы его к жизни в обществе. После Октябрьской революции педология стала быстро развиваться. В 20-е годы педологи создавали теоретические концепции, активно занимались клинической практикой, обсуждали профессиональные проблемы. Возникли различные теоретические подходы. Незадолго до нового 1928 г. в Москве открылся Первый съезд педологов, он длился 10 дней. Работало 7 секций:
Разгром педологии и психотехники начался в 1934 г. Тогда состоялся XVII съезд ВКП(6), на котором констатировалось успешное завершение коллективизации, индустриализации, были приняты второй пятилетний план и программа дальнейшей культурной революции. Необходимость в ученых-помощниках отпала, а идеологические требования к ним усилились. Как справедливо отмечает О.Г. Носкова, психотехнические приемы повышения производительности труда заменились репрессиями, принудительными мерами. В 1934 г. прекратил свое существование журнал «Советская психотехника», в государственном институте психологии была ликвидирована секция психотехники. В середине 30-х годов вместо психотехнических методов повышения производительности труда стал использоваться стахановский метод рекордов, который к тому же «доказал» интеллектуальное и физическое превосходство пролетариата. В июле 1936 г. в «Правде» было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Шок, вызванный постановлением о педологии, десятилетиями отбывался в психологическом и педагогическом сообществе. В постановлении подчеркивалось, что результаты исследований педологов свидетельствовали о социальных условиях в СССР, неблагополучных для развития человека. Вместо анализа причин и рекомендаций для дальнейшей работы по устранению тех отрицательных явлений, которые имели место, этим постановлением «вместе с водой выплеснули и ребенка». Реализация постановления шла через наркомпросы. Были ликвидированы педологические учреждения, запрещены киши, учебники, закрыт ряд спецшкол. Осенью, после ликвидации психотехники, в школах также были запрещены профотбор и профконсультации, так как они осуществлялись при помощи тестов и анкет. Последствия постановления оказались губительными для психологии. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский справедливо указывают на такие негативные последствия, как ликвидация комплексного изучения детей и взрослых, задержка развития детской, педагогической, инженерной и медицинской психологии [45]. Были также ликвидированы этнопсихология и дифференциальная психология. Запрет тестов лишил психологию одного из необходимых методов исследования и диагностики. Тесты вызывали устойчивое негативное отношение. Сложной оказалась судьба И.Н. Шпильрейна, который прочел свой доклад «К вопросу о теории психотехники» и сентябре 1931 г. на первом симпозиуме «Теория психотехники». Впоследствии этот доклад с рядом изменений был опубликован в журнале «Психотехника и психофизиология труда», 1931, № 4—6(5). Задачей доклада И.Н. Шпильрейна было обсуждение теории психотехники, так как «теоретический кризис психотехники, недостаточность ее теории и отрыв практики от теории становятся все более очевидными». Но в сущности содержанием доклада стала критика зарубежной психотехники, вызванная «давлением пролетариата» и вышестоящих чинов. И.Н. Шпильрейн был арестован 26 января 1935 г., осужден за троцкизм и расстрелян 26 декабря 1936 г. Итак, в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком просо в» предъявлялись обвинения в признании высших и низших классов и рас, гипердиагностике слабоумия с помощью тестов. В нем сообщалось: «Практика педологов, протекающая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к лженаучным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией». Зарождение психотехники Предпосылками зарождения психотехники в нашей стране явились достижения в области гигиены, физиологии, психологии во второй половине XIX — начале XX вв. а также развитие промышленности в России. Истоки знаний о психологических особенностях профессиональной деятельности связаны с именами великих отечественных ученых — И.М. Сеченова, И.П. Павлова. В.М. Бехтерева и др). Так, Сеченов первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности, изучил рефлекторную природу психических процессов в трудовых актах, ввел понятие активного отдыха как средства сохранения работоспособности, развивал идею о взаимодействии органов чувств, создал учение об автоматизации движений. Павлов и Бехтерев раскрыли информационную природу сигнала и образа сигнала, подчеркнули значение мотива для деятельности, а также показали обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешним воздействием. Серьезное внимание уделялось изучению общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев и др.). В работах данного периода решались вопросы психологического обеспечения профессиональной деятельности и закладывались основы решения задач анализа и проектирования психотехнических систем. Существенное влияние па развитие отечественных исследований в области прикладной психолога оказали работы Ф. Тейлора по организации управления производством, нормированию труда, профессиональному отбору, приспособлению инструмента к рабочему и т.д., также зарождение и быстрое распространение психотехники. Специалисты в области психотехники провели обширный круг исследований, посвященных вопросам психологического отбора специалистов, разработке тестовых методик, раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, организации рабочего места, обоснованию построения клавиатуры пишущей машинки и т.д. Заметное место в ряду психотехников принадлежит Г. Мюнстенбергу, который в своей книге «Основы психотехники» (1922 г.) определил ее задачи, основные причины и методы профессиографии, изложил рекомендации по проведению профотбора и профориентации. Наиболее интенсивно и планомерно исследования трудовой деятельности человека начали проводиться в нашей стране в начале XX в. В Институте по изучению мозга и психической деятельности, руководимом В.М. Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп и другие. В 1920 г. создастся Центральный институт труда, где под руководством А.К. Гастева был решен ряд вопросов по стандартизации рациональных приемов обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей, изучена организация двигательной активности человека в процессе труда и т.д. Здесь были проведены первые систематические работы по изучению «человеческих факторов», а в 1921 г. вышла книга К. Танака «Человеческая инженерия». Под руководством А.Е. Брусиловской, С.Г. Гепперштейна, И.Н. Шпильрейна проведен цикл исследований по профотбору, разработке методов профессиографии, изучению динамики работоспособности и утомления, рационализации рабочего места вагоноважатого. В 1928 г. впервые были научно обоснованы психофизиологические требования к устройству кабины самолета. В начале 1921 г. в Москве проводится 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. Начали издаваться журналы «Организация труда», «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г.— «Советская психология»), В 1927 г. создано Всероссийское психотехническое общество. Существенное влияние на зарождение отечественной психологии профессиональной деятельности (психотехники, психологии труда, инженерной психологии) оказали зарубежные исследования в данной области. Сама же инженерная психология стала формироваться за рубежом в годы второй мировой войны. Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи. В нашей стране с середины 30-х годов массовые исследования в области прикладной психологии были приостановлены после постановления по педологии, о котором уже говорилось. В марте 1957 г. на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве был окончательно определен переход от психотехнического направления исследований трудовой деятельности к направлению, которое оформилось как психология труда в ее современном понимании. Тогда же впервые наметилась как самостоятельная область исследований и инженерная психология, у истоков развития которой стоял и молодой в то время психотехник Константин Константинович Платонов (1906—1984) — крупный российский психолог, внесший существенный вклад в становление и развитие психологической науки. Он неоднократно бывал в Беларуси, встречался с научной общественностью республики, выступал перед психологами и студентами ряда наших вузов, проводил научные консультации, издавал книги. Исключительная образованность Константина Константиновича (он являлся одновременно доктором психологических и медицинских наук), его летная подготовка и богатый фронтовой опыт (войну он закончил в Берлине) определили широту его научного поиска и выработали умение видеть все новое, возникающее в этой науке, которой он посвятил всю свою жизнь. Неру профессора К.К. Платонова принадлежит более 300 печатных работ. Успел он подготовить и рукопись, написанную в жанре воспоминаний. Ее он назвал «Встречи на моем пути. Заметки старого психолога». В ней рассказывается о людях науки, с которыми встречался К.К. Платонов в разные годы. В главе «Советские психотехники» рассказывается о личных встречах с такими учеными, как А.А. Мандрыка, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн и А.И. Колодной. К.К.Платонов писал: «Работа в лаборатории Южной железной дороги позволила мне узнать психотехнику в ее практике, т.е. «снизу». Но я хорошо смог разобраться в психотехнике и «сверху» в личном контакте с «психотехническими вождями», как их тогда называли». Основоположником, официальным главой и теоретиком советской психотехники был Исаак Навтулович Шпильрейн. С 20-х годов по 1935 г. он был общепризнанным психотехником. Родился И.Н. Шпильрейн 7 июня 1891 г. в Ростове-на-Дону, с гимназических времен посещал подпольные кружки и был вынужден еще в раннем возрасте бежать от ареста за границу. Среднее образование он завершил в Париже, а потом, в 1914 г., окончил философский факультет Лейпцигского университета, учился у основоположника экспериментальной психологии (В. Вундта и у основателя дифференциальной психологии и психотехники В. Штерна, у которых он специализировался как психолог. Сестра Шпильрей-на — Сабина — была ассистентом у 3. Фрейда. С начала первой мировой войны Шлильрейн жил в Германии на положении интернированного военного. В 1918 г., во время революции в Германии, он с семьей (с женой и двухлетней дочерью) сумел вырваться на родину. Работает с профессором Г.И. Челпановым в Московском университете, а с 1922 переходит в ЦПТ (Центральный институт труда) к А.А. Гастеву. В том же 1922 г. Шлильрейн организует первую в стране лабораторию промышленной психотехники при Наркомтруда и тогда же — секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии. И.И. Шпильрейном были основаны: в 1927 г. Всероссийское психотехническое общество, а в следующем, 1928 г.— журнал «Психофизиология труда и психотехника», главным редактором которого он и был. В этот период наши ученые постоянно общались с представителями западной науки. В 1927 г. И.Н. Шпильрейн возглавил советскую делегацию (он сам, С.Г. Гепперштейн, A.M. Мандрыка, М.Ю. Сыркнн, СМ. Василейский и другие) на IV Международной конференции по психотехнике и профессиональной ориентации в Париже. В последующие годы наши психологи и психотехники не-квмеипю участвовали в целом ряде международных форумов: в 1928 г. на V Конференции психотехников в Ютректе, и 1929 г.— на IV Международном съезде по психологии б Нью-Гавене, а в г.— на VI Конференции психотехников в Барселоне, где было принято решение провести VII Международную психотехническую конференцию в Москве. Она и состоялась с 8 по 13 сентября г. под председательством Шпильрейна. Конец жизни Исаака Навтуловича был трагичным. В начале 1935 г, он был арестован но обвинению в неуважении к правительству. Он разрабатывал тесты с применением так называемого «метода коллизий», широко распространенного и сейчас в зарубежной науке. Испытуемому задавался вопрос, правильный ответ на который надо было выбрать среди нескольких других, неправильных. Против этого метода возражали многие, считая, что непроизвольная память исследуемого может закрепить эти ответы. Но И.Н. Шпильрейн неосмотрительно вставил в этот тест вопрос «кто такой Михаил Иванович Калинин?» с четырьмя неправильными ответами… Таким образом, период становления советской психотехники — и тяжелое, и замечательное время. Тяжелое потому, что для всей страны эти годы были временем репрессий и гонений. А замечательными они были потому, что в это время жили всесторонне развитые И эрудированные люди. Многие из первых советских психотехников знали несколько иностранных языков, а также учились у таких психологов, как Ж. Пиаже и В. Вундт. Эти люди имели огромный потенциал энергии, который отдавали на развитие советской психотехники. И если бы не крах в 1937 г. советской психотехники, может быть, развитие науки в нашей стране было бы на более высоком уровне. |