Детский почерк
На главную Работа с родителями Беседы, консультации для родителей Детский почерк
Детский почерк |
Работа с родителями — Беседы, консультации для родителей |
Психологическое состояние ребенка по почеркуДетский почерк непостоянный и переменчивый, но по его особенностям родители могут определить, в каком эмоциональном состоянии находится ребенок, с какими внутренними проблемами сталкивается и что нужно делать, чтобы ему помочь. Об этом нам рассказал киевский графолог, психолог Андрей Трошечко.— Андрей, неужели детский почерк столь показателен? — Можете не сомневаться, психологическое состояние ребенка обязательно скажется на почерке. Если аккуратные, ровные строчки превратились в кривые и неразборчивые -нужно задуматься: не изменилась ли за последнее время обстановка в семье; пересмотреть подходы к воспитанию. Не исключено также, что у ребенка сложности в общении со сверстниками. Чаще всего проблема плохого почерка не в лени, а в психологической обстановке в школе или семье. — Словом, учителя и родители, которые требуют от детей каллиграфического написания, в корне неправы? — Однозначно! Неразборчивый и неаккуратный стиль письма у младших школьников — скорее правило, чем исключение. Нет смысла об этом переживать: в процессе взросления почерк будет часто меняться. Бессмысленно критиковать школьника за корявые буквы, это только добавит им неразборчивости. Более того: принуждая ребенка переписывать задания, добиваясь идеального написания, можно убить всякое желание проявлять инициативу и подтолкнуть к шаблонному поведению. Лучше расшифровать скрытый смысл всех неровностей и шероховатостей. — А вот с этого момента, пожалуйста, подробнее! На какие детали письма стоит обращать внимание? — Прежде всего, на силу нажима. Если буквы стали бледными, плохо различимыми — возможно, силы и энергия ребенка близки к нулю. Показательно написание отдельных букв. Например, если в текстах, адресованных родителям, сверстникам, учителям поджат отросток буквы «р» — значит, ребенок побаивается человека, для которого пишет. Кроме того, такая особенность письма говорит о застенчивости, нерешительности, подавлении своих бойцовских качеств, трудностях с отстаиванием своей точки зрения. Показательна также острота почерка — чем острее буквы, тем агрессивнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем он обидчивее и злопамятнее. В большей степени это касается подростков: острые буквы -синонимы восприятия в штыки всех и вся, вытеснения любой информации, которая не совпадает с собственным мировоззрением. О неправильном перераспределении энергии говорят скачущие то вверх, то вниз строчки. Если школьник оставляет пробелы в конце строки — скорее всего, он боится увидеть конечный результат, у него трудности с завершением начатых дел. Большие пробелы в начале строки могут говорить о сложностях с начинаниями — другими словами, такой ребенок тяжел на подъем. — А о каких чертах характера сообщает почерк? — Если все буквы написаны без отрыва — значит, растет обязательный человек, хотя, возможно, недостаточно гибкий. Печатные буквы в прописном тексте — примета рациональной натуры. Наклон букв тоже имеет значение: подчеркнуто ровное написание характеризует самовлюбленного человека, сильный наклон вправо -активную жизненную позицию, наклон влево выдает недовольство собой и окружающим миром. Частая смена наклона может означать склонность к частой смене настроения. — Как же можно помочь ребенку выровнять характер или избавиться от комплексов с помощью графотерапии? Зная, например, что поджатые хвостики букв «д», «у» демонстрируют неуверенность, боязнь сделать первый шаг, стоит специально писать их ровно, вертикально — и, таким образом, на подсознательном уровне дать импульс повышению самооценки. Или, скажем, если ребенок часто не завершает начатые дела, ему следует проделывать упражнение с точкой. Целенаправленно конец любого предложения, записи в ежедневнике, сообщения в скайпе нужно завершать этим знаком препинания. Стоит даже добавить точку в конце своей подписи -это поможет ставить точки и в конце начатых дел. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ Заставляя своего школьника раз за разом переписывать задания, вы можете нанести серьезный удар его индивидуальности. Потом он будет бояться проявлять инициативу и начнет действовать по шаблонам, постоянно требуя одобрения и сомневаясь, «а правильно ли делаю?». Беседовала Виктория КУРИЛЕНКО Источник: Психология и я, №9, 2015г |