Чередование звуков в корне слова
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Лашина Наталья Сергеевна
УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме» Цель урока: формирование умения на практике применять правило правописания безударных гласных. Планируемые результаты: Предметные УУД: научатся самостоятельно применять правило проверки звуков в корне слова; Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Познавательные УУД: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; Коммуникативные УУД: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принимают другое мнение и позицию. Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Сколько правил!
Правил сколько
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь!
2. Актуализация знаний, умений.
Сегодня на минутке чистописания сначала отгадаем загадку, которую Асырк приготовила вам и Маше с Мишей.
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда,
Больше, чем даже еда.
Что же это? (Вода)
— Откройте тетради, запишите на первой строчке заглавную и строчную буквы В, в
— На второй строчке слово ВОДА.
— Маша и Миша тоже отгадали загадку. Миша написал ВАДА, а Маша ВОДА.
— Кто из них прав?
3. Постановка учебной задачи
— Ребята, мы сможем ответить на этот вопрос? (Нет)
— Давайте произнесем эти слова.
— Какие звуки мы слышим, после звука В? (гласную а)
— А писать нужно О
— От чего это зависит? Как выбрать нужную букву. Эти сомнения и будем разрешать на уроке.
4. Построение проекта и решение проблемы.
— Откройте учебники на стр. 122, прочитайте тему урока.
— Чего мы еще не знаем? Чему будем учиться?
— (учиться правильно писать слова)
— Наш спор разрешит Летучая Мышь. Давайте прочитаем правило Летучей Мышки.
— Какую букву писать в корне слова, если гласный звук – не под ударением? Что нужно сделать?
— Давайте прочитаем стихотворение на слайде.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударение.
Чтоб развеять все сомнения.
5. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
— Итак, как проверить гласный, который не стоит под ударением, который мы не слышим?
— Нам опять поможет Летучая Мышка. (Чтение правила)
— ДАВАЙТЕ ЗАПИШЕМ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ СЛОВО ВОДА, поставим тире, какое проверочное слово мы подберем, чтобы проверить безударный гласный?
— Посмотрите на следующем слайде слова, выберите подходящее проверочное слово.
— ВОДОЛАЗ, ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА
— А каким ещё способом можно проверить слово ВОДА?
— (Подберем другую форму) ВОДА – ВОДЫ
— Запишите сколько способов проверки безударных гласных мы обнаружили? (2)
— ФИЗ.минутка.
6. Самостоятельная работа с самоконтролем
— Давайте выполним упражнение 91.
— Прочитайте задание, что нужно сделать?
Хвойные леса (лес), рыжая лиса (лисы)
— Работа в парах.
— Перед вами листочки со словами, вам нужно найти проверочное слово и соединить его стрелочкой. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.
7. Включение в систему знаний и повторений.
— Далее работа у доски. На доске записаны слова, нужно найти проверочное слово, ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ, а лишнее зачеркнуть.
РЕКА – РЕЧНОЙ, РЕКИ
ЛЕСА – ЛЕСОК, ЛЕС
МОРЯ – МОРЕ, МОРЯК
ГОРА – ГОРЫ, ГОРИСТЫЙ
8. Подведение итогов урока
— Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?
— (Научиться проверять безударные гласные в корне слова)
— А теперь на слайде записаны предложения, давайте их продолжим.
— Проверяю что? (буквы а, о, е, и, я)
— Где нужно проверять (в корне слова)
— Как проверять? (подобрать родственное слово и изменить форму слова)
— А проверим чем? (Ударением)
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
— Закончи предложение.
— На уроке я узнал…
— Мне на уроке удалось…
— Мне бы хотелось похвалить…
Правил сколько
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь!
2. Актуализация знаний, умений.
Сегодня на минутке чистописания сначала отгадаем загадку, которую Асырк приготовила вам и Маше с Мишей.
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна она нам всегда,
Больше, чем даже еда.
Что же это? (Вода)
— Откройте тетради, запишите на первой строчке заглавную и строчную буквы В, в
— На второй строчке слово ВОДА.
— Маша и Миша тоже отгадали загадку. Миша написал ВАДА, а Маша ВОДА.
— Кто из них прав?
3. Постановка учебной задачи
— Ребята, мы сможем ответить на этот вопрос? (Нет)
— Давайте произнесем эти слова.
— Какие звуки мы слышим, после звука В? (гласную а)
— А писать нужно О
— От чего это зависит? Как выбрать нужную букву. Эти сомнения и будем разрешать на уроке.
4. Построение проекта и решение проблемы.
— Откройте учебники на стр. 122, прочитайте тему урока.
— Чего мы еще не знаем? Чему будем учиться?
— (учиться правильно писать слова)
— Наш спор разрешит Летучая Мышь. Давайте прочитаем правило Летучей Мышки.
— Какую букву писать в корне слова, если гласный звук – не под ударением? Что нужно сделать?
— Давайте прочитаем стихотворение на слайде.
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударение.
Чтоб развеять все сомнения.
5. Первичное закрепление с проговариванием вслух.
— Итак, как проверить гласный, который не стоит под ударением, который мы не слышим?
— Нам опять поможет Летучая Мышка. (Чтение правила)
— ДАВАЙТЕ ЗАПИШЕМ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ СЛОВО ВОДА, поставим тире, какое проверочное слово мы подберем, чтобы проверить безударный гласный?
— Посмотрите на следующем слайде слова, выберите подходящее проверочное слово.
— ВОДОЛАЗ, ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА
— А каким ещё способом можно проверить слово ВОДА?
— (Подберем другую форму) ВОДА – ВОДЫ
— Запишите сколько способов проверки безударных гласных мы обнаружили? (2)
— ФИЗ.минутка.
6. Самостоятельная работа с самоконтролем
— Давайте выполним упражнение 91.
— Прочитайте задание, что нужно сделать?
Хвойные леса (лес), рыжая лиса (лисы)
— Работа в парах.
— Перед вами листочки со словами, вам нужно найти проверочное слово и соединить его стрелочкой. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.
7. Включение в систему знаний и повторений.
— Далее работа у доски. На доске записаны слова, нужно найти проверочное слово, ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ, а лишнее зачеркнуть.
РЕКА – РЕЧНОЙ, РЕКИ
ЛЕСА – ЛЕСОК, ЛЕС
МОРЯ – МОРЕ, МОРЯК
ГОРА – ГОРЫ, ГОРИСТЫЙ
8. Подведение итогов урока
— Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?
— (Научиться проверять безударные гласные в корне слова)
— А теперь на слайде записаны предложения, давайте их продолжим.
— Проверяю что? (буквы а, о, е, и, я)
— Где нужно проверять (в корне слова)
— Как проверять? (подобрать родственное слово и изменить форму слова)
— А проверим чем? (Ударением)
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
— Закончи предложение.
— На уроке я узнал…
— Мне на уроке удалось…
— Мне бы хотелось похвалить…