Чередование звуков в корне слова | Обучение и развитие детей

Чередование звуков в корне слова

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Лашина Наталья Сергеевна
УМК «Перспективная начальная школа»   Тема урока «Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме» Цель урока: формирование умения на практике применять правило правописания безударных гласных. Планируемые результаты: Предметные УУД: научатся самостоятельно применять правило проверки звуков в корне слова; Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Познавательные УУД: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; Коммуникативные УУД: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принимают другое мнение и позицию. Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. Сколько правил!

Правил сколько

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только

Всё запомнишь, всё поймёшь!

2. Актуализация знаний, умений.

Сегодня на минутке чистописания сначала отгадаем загадку, которую Асырк приготовила вам и Маше с Мишей.

Много ее – беда!

Мало ее – беда!

Нужна она нам всегда,

Больше, чем даже еда.

Что же это? (Вода)

— Откройте тетради, запишите на первой строчке заглавную и строчную буквы В, в

— На второй строчке слово ВОДА.

— Маша и Миша тоже отгадали загадку. Миша написал ВАДА, а Маша ВОДА.

— Кто из них прав?

3. Постановка учебной задачи

— Ребята, мы сможем ответить на этот вопрос? (Нет)

— Давайте произнесем эти слова.

— Какие звуки мы слышим, после звука В? (гласную а)

— А писать нужно О

— От чего это зависит? Как выбрать нужную букву. Эти сомнения и будем разрешать на уроке.

4. Построение проекта и решение проблемы.

— Откройте учебники на стр. 122, прочитайте тему урока.

— Чего мы еще не знаем? Чему будем учиться?

— (учиться правильно писать слова)

— Наш спор разрешит Летучая Мышь. Давайте прочитаем правило Летучей Мышки.

— Какую букву писать в корне слова, если гласный звук – не под ударением? Что нужно сделать?

— Давайте прочитаем стихотворение на слайде.

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный ставь под ударение.

Чтоб развеять все сомнения.

5. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

— Итак, как проверить гласный, который не стоит под ударением, который мы не слышим?

— Нам опять поможет Летучая Мышка. (Чтение правила)

— ДАВАЙТЕ ЗАПИШЕМ НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТРОКЕ СЛОВО ВОДА, поставим тире, какое проверочное слово мы подберем, чтобы проверить безударный гласный?

— Посмотрите на следующем слайде слова, выберите подходящее проверочное слово.

— ВОДОЛАЗ, ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА

— А каким ещё способом можно проверить слово ВОДА?

— (Подберем другую форму) ВОДА  ВОДЫ

— Запишите сколько способов проверки безударных гласных мы обнаружили? (2)

— ФИЗ.минутка.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем

— Давайте выполним упражнение 91.

— Прочитайте задание, что нужно сделать?

Хвойные леса (лес), рыжая лиса (лисы)

— Работа в парах.

— Перед вами листочки со словами, вам нужно найти проверочное слово и соединить его стрелочкой. Затем поменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа.

7. Включение в систему знаний и повторений.

— Далее работа у доски. На доске записаны слова, нужно найти проверочное слово, ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ И ВЫДЕЛИТЬ КОРЕНЬ, а лишнее зачеркнуть.

РЕКА – РЕЧНОЙ, РЕКИ

ЛЕСА – ЛЕСОК, ЛЕС

МОРЯ – МОРЕ, МОРЯК

ГОРА – ГОРЫ, ГОРИСТЫЙ

8. Подведение итогов урока

— Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?

— (Научиться проверять безударные гласные в корне слова)

— А теперь на слайде записаны предложения, давайте их продолжим.

Проверяю что? (буквы а, о, е, и, я)

Где нужно проверять (в корне слова)

Как проверять? (подобрать родственное слово и изменить форму слова)

А проверим чем? (Ударением)

9. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

— Закончи предложение.

На уроке я узнал…

Мне на уроке удалось…

Мне бы хотелось похвалить…