Аннотация методик диагностики — Психодиагностический анализ ситуации | Обучение и развитие детей

Аннотация методик диагностики — Психодиагностический анализ ситуации

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Аннотация методик диагностики — Психодиагностический анализ ситуации
Аннотация методик диагностики — Психодиагностический анализ ситуации
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Аннотация методик диагностики
Психодиагностический анализ ситуации
Все страницы
Страница 2 из 2  

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Комплексное задание №5

Описание ситуации:

К психологу обратилась классный руководитель 8 «Б» класса с запросом: «Как изменить ситуацию в межличностном взаимодействии в классе?».

Большая часть подростков 8 «Б» класса обучаются вместе с самого начала. Ранее значительных проблем не возникало. В восьмом классе пришел новый ученик Вадим Г., который сразу понравился ребятам. Мальчик активный, взрослее своих лет и многих одноклассников. Занимается футболом, имеет спортивные достижения. К концу первой части начали проявляться первые конфликтные ситуации. Вадим в них не участвовал, но происходили они из-за него. Класс стал разделяться, особенно ярко это проявлялось в среде девочек. На данный момент конфликты стали влиять на учебную деятельность. Ребята отказываются участвовать в совместной деятельности, если в группу будут входить «нежелаемые ученики». Класс становится «неуправляемым».

Этап

Уровень

Содержание

Программа психодиагностической работы

Уровень проектирования

  • Определить «лидеров конфликта» с помощью метода социометрии
  • Подтвердить или опровергнуть полученные данные с помощью методики срезов Т.Репиной
  • Разработать и провести тренинг на сплочение коллектива
Теоретическое обоснование этапов

Теоретический уровень

Метод социометрии позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:

  • определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
  • выявить наличие референтных подгрупп;
  • измерить сплоченность группы;
  • определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).
Методика срезов Т.Репиной предполагает изучение различных характеристик общения детей в группе сверстников. Наблюдение за общением детей проводится во время, отведенное для самостоятельной работы школьников. В каждый рассматриваемый момент времени группа имеет ту или иную динамическую структуру. Методика позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры.

Тренинг на сплочение коллектива

В основе содержания программы тренинга лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

    • эмоционально сопереживать однокласснику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  • разрешать конфликтные ситуации;
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в школьном коллективе.

Методы и методики

Технический уровень

  • Метод социометрии
  • Методика срезов Т.Репиной
  • Тренинг на сплочение коллектива
Анализ предложенного случая

Деонтологический уровень

При соблюдении этических принципов, доброжелательности и открытости к ученикам с их стороны не должно возникнуть отторжения предлагаемого решения проблемы. Важно акцентировать внимание на готовности вместе, сообща решать проблемы класса и указать, что тестирование является анонимным

Обращение психолога на первой встрече

Уровень демонстрации профессиональных действий

Добрый день, дорогие друзья! Ко мне обратилась ваш классный руководитель с вопросом вашей успеваемости и взаимоотношений в классе. Не секрет, что отношения в классе и оценки очень сильно повлияют на ваши дальнейшие успехи в школе, а также на итоговые экзамены. Поэтому предлагаю решать проблему вместе, сообща. Что я вам предлагаю? Сейчас мы с вами заполним бланк тестирования. Оно не займет много времени и тест полностью анонимный. По его результатам я разработаю тренинг, где мы в игровой форме проработаем разные модели поведения. Я не буду давать вам дополнительные задания, не буду заставлять учить то, что вам неинтересно. С этим в и сами справитесь. На тренинге мы научимся эффективно общаться и работать в команде. А это, в свою очередь, повлияет на вашу успеваемость, вот и все.

Самоанализ

Уровень рефлексии

Для успешной реализации предложенного решения проблемы необходимо четко следовать инструкции методик, грамотно обработать и интерпретировать полученные результаты. А также важно адекватно сформулировать цель тренинга и разработать комплекс игр и упражнений

Чтобы объективно оценить свою проф.компетентность важно:

— осознавать нормы и требования, предъявляемые к школьному психологу

— знать свои конкурентные преимущества (в сравнении с одногруппниками, наставниками, опытными педагогами)

— уметь работать над своими недостатками, превращая их в достоинства

— положительное эмоциональное отношение к своей деятельности и стремление к достижениям (позитивная Я-концепция)



<< Предыдущая — Следующая