Адаптированная рабочая программа по предмету «Физика» | Обучение и развитие детей

Адаптированная рабочая программа по предмету «Физика»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Семененко Надежда Михайловна
Пояснительная записка 

Адаптированная рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа — М: Просвещение, 2011 г.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации
  • Приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1430 «Об утверждении состава Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов»
  • Приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1430 «Об утверждении состава Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов»
  • Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
На основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика, 7-9 классы. — М: Дрофа, 2011 г.,2014г. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010 г. УМК Е.М. Гутник, А.В. Перышкина соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО, 2010 г.), позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике и сформировать у обучающихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Программа обладает инструментарием для развития УУД. В результате изучения физики получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику;
  • способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Программа реализуется на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного, дифференцированного подходов в рамках требований ФГОС. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся ЗПР (вариант 7.2) определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.  Особенности программы Адаптированная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися ЗПР (вариант 7.2) и обучающимися в классе, и направлена на всестороннее развитие их и обучающихся ЗПР (вариант 7.2), максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
  • придание результатам образования социально и личностно значимого
 характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
 нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В этом контексте реализуется идея индивидуализации и дифференциации обучения, учет индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции деятельности каждого обучающегося.  Для данной категории обучающихся характерны психологические особенности:
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • сниженный уровень познавательной деятельности;
  • недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий, у многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения и образно-эмоциональная речевая деятельность;
  • отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
  • несовершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
  • отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
  • слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
  • мышление подростков с ЗПР (вариант 7.2) остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается;
  • если ребенок с ЗПР (вариант 7.2) обучается в массовой школе и ему не оказывается специализированная помощь, то под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у него, как правило, формируется заниженная самооценка,
Программа кон­кретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и после­довательность изучения разделов физи­ки с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, система требований полностью согласована с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для формирования представлений о физике как части общечеловеческой культуры и определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и экспериментальных заданий, выполняемых обучающимися 8-х классов, опорных конспектов в виде схематических блоков учебной информации (формул, рисунков, символов), разноуровневые задания, взятые из различных источников подобраны для обучающихся 8-х классовимеющих протоколы (заключения) ПМПК. Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:
  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.
  • на выработку компетенций:
общеобразовательных:
  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
  • умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
  • понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества;
  • осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;
  • овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
  • применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
Цель: образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Важными коррекционными задачами курса физики в классах с обучающимися ЗПР (вариант7.2) являются:
  • развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
  • развитие общеучебных умений и навыков.
  • формировать познавательные интересы данной группы школьников и их самообразовательные навыки;
  • создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;
  • развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный раздаточный материал;
  • развить навыки чтения и образно-эмоциональную речевую деятельность;
  • помочь школьникам приобрести (достигнуть) уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
  • научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем: анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению предпосылок (т.е. анализ условий, обоснование, выявление причин).
Учебно-тематическое планирование составлено с учетом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными, предусматривающее постепенное введение в содержание обучения разделов, способствующих восполнению пробелов предшествующего обучения, формированию готовности к восприятию наиболее сложного программного материала. В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:
  • научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, перспективами развития физики и астрономии, раскрытие современных достижений науки);
  • генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов, уравнений, теорий);
  • целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);
  • преемственность и непрерывность образования (учитывание предшествующей подготовки учащихся);
  • систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников):
  • гуманизация образования (представление физики и астрономии как элемента общечеловеческой культуры);
  • эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества, в формировании солнечной системы, звёзд, Вселенной;
  • экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды; рассмотрение влияния на живой организм факторов природной среды, Вселенной).
Такой подход позволяет реализовать ступенчатое линейно-спиральное построение курса, при котором физика и астрономия изучаются в основной и средней школе. На каждой ступени обучения курс физики логически завершён, при этом учебный материал изучается последовательно на нескольких уровнях с увеличением глубины и широты рассматриваемых вопросов. Дети ЗПР (вариант7.2) из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по физике в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Использование методов и педагогических технологий, направленных,

на реализацию базовой образовательной программы по физике
 

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий:
  • технологии проблемного обучения,
  • технологии интегрированного обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов,
  • технология развивающего обучения
  • технологии индивидуального обучения
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД у обучающихся ЗПР (вариант 7.2). Они построены как на предметном содержании, так и носят надпредметный характер:
  • ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Формы организации образовательного процесса

  • урок-исследование,
  • урок-лаборатория,
  • урок-рассказ об учёных,
  • урок открытых мыслей;
  • урок-защита исследовательских проектов,
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Планирование работы в классе

  • Упрощение заданий для ребенка с ЗПР (вариант 7.2), делая акцент на основные идеи.
  • Замена письменных заданий альтернативными заданиями.
  • Выдача задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
  • Уменьшение объема выполняемой учеником работы.
  • Организация работы в парах, в группах.
  • Предложение четких алгоритмов для работы.
  • Использование знаковых символов для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
  • Необходимо в ходе урока смена деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом.
  • Предоставление ребенку возможности выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.
  • Обязательное использование наглядных средств.
  • В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
  • Дублирование задания, записанного на доске, в распечатке для ребенка.
  • Избегать давать задание на переписывание.
  • Группировка похожих заданий вместе.
Формулировка заданий

  • Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
  • Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
  • Ребенок должен повторить задание.
  • Задание можно формулировать в несколько этапов.
  • При формулировании заданий нужно показать конечный продукт (законченный текст, решение задачи…)
  • Формулируя задание, нужно стоять рядом с ребенком.
Принципы реализации программы:
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
  • принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  • принцип сотрудничества с семьей.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типовые задачи на формирование УУД Личностные универсальные учебные действия:
  • на личностное самоопределение;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображение предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
Познавательные универсальные учебные действия:
  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • на планирование;
  • на рефлексию;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль;
  • на коррекцию.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом:
  • поиск информации и понимание прочитанного текста:
– ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

– определять главную тему, общую цель или назначение текста;

– выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

– формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

– объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

– сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать  соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
– определять назначение разных видов текстов;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– различать темы и подтемы специального текста;

– выделять главную и избыточную информацию;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

– выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

– формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.