Адаптация и личностное саморазвитие — Личностный и профессиональный успех | Обучение и развитие детей

Адаптация и личностное саморазвитие — Личностный и профессиональный успех

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Адаптация и личностное саморазвитие — Личностный и профессиональный успех
Адаптация и личностное саморазвитие — Личностный и профессиональный успех
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Адаптация и личностное саморазвитие
Расширение личностных возможностей
Личностный и профессиональный успех
Все страницы
Страница 3 из 3

2.3 Личностный и профессиональный успех

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:

•не всякий успех можно назвать истинным;

•существуют разные виды успеха: выживание, приобретение материальных благ, самореализация.

В результате выполнения предложенных заданий вы сможете: грамотно формулировать психологические установки, которые направляют и поддерживают человека на пути к успеху.

Ключевые понятия: выживание, самореализация, саморазвитие.

2.3.1. Успех как выживание

Люди, одинаково стремясь к успеху, понимают его по-разному. Поэтому и цели ставят разные, причем часто ставят цели неосознанно, на основе ранее сформированных психологических установок. Если вы полагаете, что видов успеха, к которым стремятся люди, много, то вы ошиблись. Ученые все многообразие сгруппировали в три вида.

Первый вид успеха — это успех выживания.

Вы наверняка слышали такие фразы — «мы выжили» или «дожить бы до … весны, зарплаты, отпуска, субботы». К разряду «выживающих» можно отнести не только человека, но производственные отделы, организации и государства.

Исследования показали, что подавляющая часть населения планеты (порядка 80 %), знает только один вид успеха — выживание. Эти люди живут бедно, быстро стареют, «крутятся как белки в колесе», ощущая мимолетное счастье. Относятся к собственной жизни как независящей от них неизбежности, ждут, когда неприятности («черная полоса») сами собой исчезнут, и они наконец-то заживут счастливо.

Ученые полагают, что подобное представление родилось в ранних земледельческих цивилизациях, когда люди действительно сильно зависели от капризов природы, когда с трудом выращенный урожай мог погибнуть в одночасье. Однако это не объясняет, почему в современном мире так велик процент этих людей? Почему, желая «встать на ноги», эти люди так и продолжают ждать «милости от природы», от других людей, государства, всеми силами стараясь приспособиться, не меняя ни себя, ни ситуацию?

Есть те, кого привлекает игра на выживание. Как игра в рулетку, она становиться главным смыслом и целью жизни. В студенческой среде можно наблюдать, как «выживание» становится потребностью и как некоторые «подсаживаются» на нее. Такие студенты проявляют активность только в сессию. Первоначально они испытывают страх, а когда удается выжить, прорывается радость и гордость за себя («ура, меня не выгнали!»). Моменты в жизни, которые сопровождаются сравнительно кратковременным страхом от неопределенности с последующей бурной радостью в случае выигрыша, задействуют физиологические (выброс адреналина) и психологические механизмы, формирующие в организме соответствующие потребности. Если условия позволят, то со временем эти люди начнут аналогичным образом вести себя на работе, неосознанно создавая ситуацию аврала, выйдя из которого, они чувствуют себя героями, но, увы, на короткий срок.

В психологии говорят, что это люди, ориентированные на успех — выживание, живут прошлым и ничего хорошего в будущем не ждут. По-настоящему успешными и счастливыми они не бывают, хотя прикладывают колоссальные усилия, чтобы как-то адаптироваться в этом мире.

2.3.2. Успех как приобретение материальных благ

Второй вид успеха вскружил голову людям, проживающим, как правило, в быстро развивающихся индустриальных странах. Приобретение материальных благ — вот что стало для них показателем успеха. Порядка 20 % населения ориентированы на постоянное приобретение материальных благ. Эти люди все время смотрят по сторонам, боятся «не быть принятыми в общество», если вдруг обнаружится, что у них не соответствует машина, телефон или что-то другое. Их стремление иметь все самое престижное позволяет расцветать индустрии, сам же человек в этой гонке оказывается «быстро изнашивающимся винтиком» индустриальной машины.

Счастливы ли эти люди? Да, в момент приобретения и особенно, если удалось приобрести нечто «по дешевке». У студентов это проявляется в радости получения положительной оценки при плохом знании предмета («повезло!»). Ощущение счастья для них также мимолетно, и любви к ближнему оно не прибавляет: всегда есть кто-то, имеющий большее.

Среди этих людей есть те, кто работает усердно и много. Подстрекаемые социально поощряемыми качествами, такими как энергичность и амбициозность, они свой талант и способности добровольно кладут на процветание индустриального общества. Их называют «бакланами», сравнивая с птицами, чья жадность и глупость позволяет рыбакам ловить с их помощью рыбу. Кто-то придумал надевать на шею птице кольцо. Рыбаки сажают в лодку бакланов, которые, увидев рыбу, ныряют за ней и, держа ее в клюве, появляются на поверхности. Из-за кольца птица проглотить рыбу не может, и рыбак ее забирает. Баклан ныряет за новой рыбой. Они ныряют весь день, но улов достается другим.

В психологии говорят, что это люди, ориентированные на успех — безудержное приобретение материальных благ, живут настоящим моментом, для которых ни прошлого, ни будущего вроде бы как и нет. По-настоящему ощутить себя успешными и счастливыми им так и не удается.

2.3.3. Успех как самореализация

Итак, подавляющее большинство людей воспринимает успех как нечто внешнее. Когда происходит кризис, их первое намерение — работать больше и усерднее. Однако есть и другие, которые приостанавливают свою деятельность с единственной целью — подумать! Оказалось, что именно эти люди по всем показателям соответствуют понятиям успешных. Живут дольше, отличаются здоровьем и энергичностью, в их душе царит мир и гармония, они богаты настолько, насколько им это надо, чувствуют себя свободными и финансово независимыми, имеют хорошие отношения с окружающими, любят жизнь во всех ее проявлениях. Но в эту категорию попадают не более 2 % населения.

Что же в этих людях такое, что позволяет им достигать истинного успеха, ощущать счастье и успешность как постоянный фон своей жизни?

Оказывается, причина кроется в целях и ценностях: всегда и во всем они стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, главную ценность жизни ищут не вовне, а внутри себя. Творческие, любящие перемены, в любой деятельности нацелены на поиск универсальных способов решения. Поэтому, если берутся за проблему, то с целью понять, как решаются проблемы данного типа, в отличие от тех, кто пытается избавиться от проблемы («выжить») в наивной надежде, что она больше не повторится, или тех, кто решает проблему как конкретную единичную задачу (главное, что с правильным ответом совпало).

Эти люди ориентированы на будущее, которое сами и строят. Это один из них придумал трюк с бакланами, заменил лопаты на экскаваторы, хижины из соломы превратил в дворцы из стекла и бетона. Все изобретения, как иногда шутят, идут от лени, а точнее от желания заменить тяжелый труд более легким и продуктивным, за счет продумывания ситуации и поиска новых способов.

В обыденной жизни эти люди могут показаться сложными, ведь они занимаются только тем, что им интересно, найдя способ решения одной проблемы, легко переходят на решение другой, наладив один бизнес, переключаются на другой. Они уверены в себе, опираются на себя, знают и эффективно используют свои способности и резервы, пополняют знания, ставят перед собой дерзкие, но четкие цели, ориентированы на успех и независимы от чужого мнения.

2.3.4. Простые правила саморазвития

Какой успех выбираете вы? Когда учитесь, то к чему стремитесь, какой выбор предпочитаете сделать? Это важно понять в самом начале и выбрать свой путь. Итак, у вас на выбор три варианта.

Вариант первый: дожить до окончания учебы, сдать экзамен (отдать знания), получить диплом…, а что потом? Тут предсказать несложно — то же самое, но теперь это будет касаться работы. Свернуть с накатанной колеи трудно, если каждый день думаете, как «дожить до понедельника».

Вариант второй: устроить гонку, например за отличными оценками. И не важно, что предметов много и они все разные. Вы их не выбираете, главное, чтобы в зачетке стояла заветная цифра. Что потом? Та же гонка, только теперь это может быть престижная должность, власть, деньги, квартира, особняк и …

Вариант третий: самореализация, создание собственного места в мире, в том числе в профессиональном. Этот путь самый выгодный и вы, вероятно, говорите себе, что вы пойдете этим путем. Правильно. Но не полагаете ли вы, что другие не хотят того же. Только мало у кого получается.

Первые два пути вы наверняка уже освоили, а как получить доступ к третьему варианту? Путь этот скрыт и находится недалеко — в вашем внутреннем мире, но, как истинный клад, зарыт очень глубоко. Двигаться придется долго и мелкими шагами.

Правил и советов разработано множество. Какие-то из них вам уже известны. И все они работают, их выполнение успех гарантирует. Но, как всегда, есть какие-то условия. Да, условия есть. Психология предлагает не просто освоить новые правила, а изменить прежний образ жизни! Кто-то пошутил: правила нужны для того, чтобы их нарушать. Верно замечено. Особенность человека — внутренне сопротивляться внешним правилам, особенно если они разрушают привычный образ жизни. То, что предлагают психологи, разрушает. Вам предстоит каждый раз решать, нужны ли вам эти правила. Решение за вами и ответственность ваша, в этом никто помочь не может.

Правило первое.

Начните с себя: жизнь станет лучше, если вы станете лучше.

Психологи повторяют: изменить себя и свое отношение к миру проще, а главное — эффективнее, чем изменить мир. Однако следовать этим призывам люди не спешат. Мы жаждем изменить всех и все вокруг, навязать свое видение и свои правила, берем на себя функцию судьи и мудреца одновременно!

Представьте себе, что вы плывете по реке в лодке. Река живет своей жизнью, иногда вода спокойная, иногда бурлит, меняет направление и скорость течения. Она появилась задолго до вашего рождения, и будет существовать, когда вас не станет. Вы не единственный, кто плывет по реке, и у каждого своя цель. Кто-то хочет оказаться на противоположном берегу, кто-то хочет доплыть до океана. Что делают некоторые люди? Начинают раздавать советы, указывая, куда и как надо плыть. Но есть и такие, кто, бросив весла, пытаются влиять на саму реку, управлять течением, заставить реку жить по тем правилам. Человек борется изо всех своих сил, он не идет к заветной цели (ее у него нет), просто для него «вся жизнь борьба», и времени на себя явно не хватает.

Кто-то может возразить, что реки (природу) человек давно перестраивает под себя. Это отдельный вопрос. В нашем случае речь идет о каждом, кто «видит соломинку в глазу другого, но не видит бревно в своем собственном».

В стабильном мире, высоко ценилась неизменяемость человека («оставайся таким, как прежде» — пожелание на дне рождения), его приверженность одной организации (пожизненный наем). Сегодня ситуация изменилась, продолжительность работы в конкретной организации стала короче, и строить карьеру сложнее, зато выбора больше. При таком подходе человек вынужден меняться.

Правило второе.

Важно, куда вы направляетесь, и не важно — откуда.

Ориентированность на будущее, умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования! Какой смысл «пилить опилки», обвиняя других, внешние обстоятельства и свое прошлое. Человек — уникальное существо, может изменяться, когда захочет и как захочет. Для этого необходимо научиться самоанализу: уметь давать себе объективную оценку, осознавать отсутствие у себя нужных умений, качеств и стремиться приобретать их. Иными словами, иметь цели и знать, чего хочешь добиться.

Правило третье.

Трудности несут в себе равный им потенциал.

Жизнь трудна, жизнь — это бесконечная череда проблем. Такова реальность, так было, есть и будет. Это условие существования не только человека, но и всего живого. Однажды английские рыбаки столкнулись с проблемой. Когда рыба вокруг острова была выловлена, им пришлось отплывать дальше. Загрузив улов в трюмы, они возвращались, и тут же рыба попадала на рынок. Но покупать ее никто не хотел. Англичане привыкли покупать живую рыбу, а привезенная таковой уже не была. Оказавшись в комфортных условиях (врагов нет), корабль покачивает, и — рыба засыпала, постепенно сон переходил в смерть. Что делать? Вернуть реальность! В трюмы с рыбой запускали хищников, которые гоняли ее, не давая умереть.

Так на что вы хотите потратить время и силы? Варианты возможны.

Можно тратить на причитания, как вам трудно и как жизнь несправедлива к вам, иными словами, жить в «режиме страдания».

Можно жить «в режиме ожидания», надеясь, что проблема как-то сама собой рассосется, и новые проблемы не появятся.

Есть и третий вариант — научиться жить, воспринимая трудности не как ловушку, а как вызов, который помогает личностному росту, иными словами, жить «в режиме постоянного саморазвития».

Проблемы не только дают шанс человеку получить новые знания и навыки, уточнить представления о самом себе, приобрести такие качества, как адаптивность, гибкость, но дают возможность показать себя другим людям, сделаться человеком заметным. А это, в свою очередь, предполагает открытость развитию и готовность учиться всему, что приблизит к желанной цели, с одной стороны, с другой — способность идти на обдуманный риск, умение отличить трудное от того, что на данный момент вам не по силам.

Правило четвертое.

Успех — не сольная партия: нельзя добиться успеха без помощи других.

Исследования Стэндфордского института показывают, что только благодаря себе человек достигает успеха в 12,5 % случаев. Остальные 87,5 % успеха происходят благодаря способности взаимодействовать с другими.

Овладевая секретами той или иной деятельности, человеку необходима двоякая помощь: техническая (секреты мастерства) и социальная поддержка. Не следует ожидать, что один человек может научить вас «всему и сразу»: по разным вопросам следует обращаться к разным людям. Учиться «брать» надо одновременно с освоением умения «давать»; делитесь тем, что имеете: помните, что искренняя признательность и благодарность у вас есть всегда.

Взаимодействие с людьми — процесс сложный, двусторонний, в этом процессе многое складывается «не по правилам», даже хорошо спланированный разговор может в любой момент развернуться и пойти не по тому сценарию, который был задуман ранее. Например, было желание поговорить, а получилась ссора, было желание найти решение, а открылся поток обвинений и т.п.

В профессиональной жизни действуют ролевые правила взаимодействия, которые предписывают поведение людей на работе с соблюдением статуса. При межличностном взаимодействии, в том числе в семье, порой действуют те же статусные правила ограничения: «слушай старших», «не перечь родителям».

Вы уже знаете, что помимо правил ограничения, существуют еще и правила развития. Вот список правил, которые предлагает Верджиния Сатир. Обратите внимания, если правила ограничения предполагают «ты должен», то правила развития — всегда имеют дела с желаниями «я хочу»:



1.Я хочу любить тебя, но не держать тебя.

2.Я хочу ценить тебя без рассуждений.

3.Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.

4.Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя.

5.Я хочу покинуть тебя, но не упрекая.

6.Я хочу критиковать тебя, но не обвинять.

7.Я хочу помогать тебе, но не упрекать в неумении.

8.И если я могу получить от тебя тоже самое — мы сможем встретиться и по-настоящему обогатить друг друга.

Итак, психологические правила работают, если они принимаются человеком как собственное, внутреннее желание. Разобравшись с собой: зачем и для чего вы хотите стать успешным человеком, насколько готовы взять на себя ответственность за самого себя (никто другой взять ее не сможет), от чего готовы отказаться и что хотите приобрести, смело вставайте на тропу успеха и начинайте осваивать умения. Какие? В первую очередь, целеполагание и обретение ресурсного состояния.

2.3.5. Проверь себя

Задание 9.

Желание достигнуть успеха — естественное желание каждого человека, но путь тернист, и далеко не все можно предусмотреть заранее. Вероятно, поэтому перед началом какого-то мероприятия люди шли к предсказателям судеб: одни — чтобы узнать, будут ли они счастливы в браке, другие — выиграют или проиграют битву. Неважно, что каждый понимает счастье и успех по-своему, а ответы мудрецов требуют интерпретации, ибо потому они и мудрецы, что простых ответов не дают. Люди искали и продолжают искать ответы на эти вечные вопросы.

Вам будет предложено задание, которое переносит вас в далекое прошлое, в конец VII — начало VI вв. до нашей эры в город Дельфы. После завершения строительства храма бога Аполлона жители города решили начертать на его стене мудрое изречение, которое люди могли бы видеть, подходя к храму. Изречение должно было соответствовать назначению храма — предсказанию судьбы. Кстати, сегодня мы тоже используем различные изречения или, как их часто называют — лозунги, а психологи именуют психологическими установками. Эти изречения играют важную роль, будучи краткими, емкими, красивыми, они привлекают внимание и помимо нашей воли закрепляются в подсознании.

В город Дельфы устремились мудрецы из разных городов. Сколько их пришло на самом деле, никто не знает, но, как гласит легенда, их было семь. Каждый принес свои плоды мудрости — гномы, то есть краткие лаконичные изречения. До наших дней дошло 33 изречения. В результате долгого обсуждения (поговаривают, что спорили больше недели) были выбраны те, которые начертали впоследствии на стенах храма. Прошло не одно тысячелетие, столько всего изменилось, но до сих пор выбранные ими изречения остаются непревзойденными. Ничего более правильного потомки придумать не смогли.

Первоначально планировали только одно изречение начертать на входе в храм, причем так, чтобы его было видно издалека. По мере того как человек подходил к храму, изречение как бы настраивало его, создавало определенное ожидание. Договорившись о таком изречении, мудрецы решили, что необходимо еще одно, которое человек увидит, выходя из храма. Второе изречение — это некое напутствие человеку на будущее. Кстати, первое изречение широко известно, поскольку его удалось обнаружить на останках самого храма. Восстановить второе оказалось труднее.

Представьте себе, что вы один из мудрецов и вам необходимо выбрать из предложенного списка (табл. 8) два изречения, предназначенных для всеобщего обозрения на входе и на выходе из храма.

Таблица 8

Изречения древних, предложенных для начертания на храме судьбы



Высказывания

Вход

Выход

1

Ничего слишком (Солон)

 

 

2

Избегай удовольствия, рождающего страдания (Солон)

 

 

3

Не лги, но говори правду (Солон)

 

 

4

О тайном догадывайся по явному (Солон)

 

 

5

Родители всегда правы (Солон)

 

 

6

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть (Солон)

 

 

7

Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное (Солон)

 

 

8

Не верь всем подряд (Фалес)

 

 

9

Не красуйся делами, а будь прекрасен делами (Фалес)

 

 

10

Не стесняйся льстить родителям (Фалес)

 

 

11

Не перенимай от отца дурное (Фалес)

 

 

12

Что трудно? — Познать самого себя (Фалес)

 

 

13

Что приятно? — Достичь того, что желаешь (Фалес)

 

 

14

Что утомительно? — Праздность (Фалес)

 

 

15

Что вредно? — Невоздержанность (Фалес)

 

 

16

Что невыносимо? — Невоспитанность (Фалес)

 

 

17

Говори к месту (Биант)

 

 

18

Берись за дело не спеша, начатое доводи до конца (Биант)

 

 

19

Бери убеждением, а не силой (Биант)

 

 

20

О богах говори, что они существуют (Биант)

 

 

21

Демократия лучше тирании (Периандр)

 

 

22

Тайны не разглашай (Периандр)

 

 

23

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов (Периандр)

 

 

24

Дал слово — держи: нарушишь — подло (Периандр)

 

 

25

Знай меру (Питтак)

 

 

26

О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют (Питтак)

 

 

27

Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам (Питтак)

 

 

28

Знай самого себя (Хилон)

 

 

29

Язык пусть не обгоняет твоего ума (Хилон)

 

 

30

Не желай невозможного (Хилон)

 

 

31

Будь здоров и телом и душой (Клеобул)

 

 

32

Будь любослух, а не многослов (Клеобул)

 

 

33

Лучше быть ученым, чем неучем (Клеобул)

 

 



Выбирая то или иное изречение, попытайтесь объяснить для себя его смысл, покажите его всеобщность (подходило древним, подходит и нам). Как сами бы вы отнеслись, если бы увидели подобные изречения? Надеюсь, вы вспомнили правила развития и ограничения.

2.3.6. Комментарии

К заданию 9.

Следует заметить, что предложенные высказывания в той или иной степени верны. Не все, конечно. Например, надеюсь, вы не сделали выбор, предложенный Хилоном «Не желай невозможного». Это очень опасная установка. Только подумайте, какой бы оказалась наша жизнь, если бы не было людей, желающих невозможного! Люди мечтали летать, и мы летаем; мечтали переплывать океаны, и мы переплываем.

Может быть, когда вы выбирали изречение, в вашей голове пронеслись разные ситуации, в которых вы потерпели «неудачу» и о которых вспоминаете с сожалением. Ваш собственный выбор очень важен именно для вас, обратите на это внимание.

Итак, вернемся к изречениям. Как рассуждали мудрецы на самом деле, уже никто не скажет. Но можно кое-что предположить. Мудрецы понимали, что если человек приходит за ответом в храм судьбы, то это будет, вероятнее всего, вопрос: «Будет ли он успешен в каком-то определенном деле, или вообще — всегда успешен и счастлив?» Но как же можно ответить на этот вопрос, если человек сам себя не знает, не может понять, что же для него благо.

Человек — существо целостное, но природой мы поделены на мужчин и женщин. Для каждого из нас наша собственная половинка, наше целое «Я», оказалась скрытой. Не познав себя, как распознать другого, нужного именно тебе? Представьте себе, что вы вошли в комнату, где на столе лежат половинки яблок. И они все разные: маленькие и большие, красные и зеленые, кислые и сладкие: глаза разбегаются, хочется схватить побыстрее, вдруг разберут. И вы не хотите тратить время на то, что лежит у вас в кармане — ваша половинка. Не познав себя, как найти свое, как выбрать дело по душе, то есть соответствующее твоему «Я».

Принятая фраза объединила высказывания Фалеса и Хилона: «Познай самого себя». Именно это и было высечено над входом в храм. Обратите внимание — познай. Слово «знай», в котором слышится приказ, ощущается ограниченность, законченность, не было принято.

Второе выражение явилось дополнением к первому, Оно принадлежало Солону: «Ничего слишком». Это изречение было высечено с внутренней стороны храма, и его можно было прочитать при выходе. В русской речи часто можно слышать выражение: «Знай меру» (Пит-так), которое, по сути, аналогично мысли «ничего слишком». Возможно, оно было отклонено мудрецами, скорей всего, по той же причине: слышится приказ, ограничение, законченность.

Итак, «Познать самого себя» и «Ничего слишком» — это фундаментальные психологические установки, которым древние мудрецы рекомендовали следовать. Напомню, что все последующие поколения ничего к этому добавить так и не добавили. Согласитесь, что это о чем-то говорит!

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

1.Ограничения на человека накладывают биологическая природа, общество и он сам. Самые мощные и трудно преодолеваемые ограничения — те, которые накладывает на себя сам человек. Поэтому говорят: «Вряд ли кто-то может нанести человеку вред больший, чем он сам». Подумайте об этом.

2.Адаптация осуществляется человеком на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном, каждый из которых имеет свои средства адаптации.

3.Люди стремятся к успеху, понимая его по-разному: как выживание (физиологическая адаптация), как приобретение материальных благ (социальная адаптация), как способ самореализации (психологическая адаптация).

4.Жизнь — это череда проблем: таково условие нашего существования. Нет проблем, жизни тоже нет. Откажитесь от жизни в режиме страдания и ожидания, выберите режим самосовершенствования. Это выгоднее.

Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016

<< Предыдущая — Следующая