Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга
На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга
Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга |
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настоящая методика впервые описана в 1944 году С.Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации» (Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрацнонной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С.Розенцвейга, разработанная в Научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрацнонной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции. Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции. 1.Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию). 2.Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации). З.Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать). Реакции различаются, также с точки зрения их типов:
Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М: Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М— импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD— «с фиксацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», NР — «с фиксацией на удовлетворении потребности». Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим»(Е’, I‘, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите»обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности»обозначается строчными буквами е, i, т. В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее». Естественно предполагать, что при наличии индивидуальных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характеризоваться «усредненным профилем». Среди всего многообразия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических процедур одинаковые или сходные ответы, которые можно считать характерными для отдельных ситуаций теста. Показатель GCR вычисляется путем сравнения очков субъекта со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице (см.ниже). Слева на листке протокола испытуемого ставится знак «+», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-«. Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина ССЯ испытуемого. Количественная величина ССК может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Стимульный материал к методике изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга. ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ
Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист ответов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая — 24, и исходя из этого вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, M, ОD, ЕD, NР представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого. Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, которая определяется знаком «+»(положительная тенденция) или «- «(отрицательная тенденция). Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в):(а+в), где а — количественная оценка в первой половине протокола, в — количественная оценка во второй его половине. Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33. Анализируется пять типов тенденций. Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Например, фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I‘ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует. Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, М. Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е,i,т. Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф. Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначения 3) и б — по второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ЕD и NP. БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ Фамилия, И.О.___________________________ Дата обследования_______________________ Оценка ответов испытуемого
Испытуемый сознательно или подсознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов. Первый этап состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR,то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован к своему социальному окружению. Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е,1,М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации. Так, например, если мы получаем у испытуемого оценку М — нормальную, Е — очень высокую, I — очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной манере и очень редко в интропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка ОD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку ОD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ЕD (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оценка NР — признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрационные ситуации. Третий этап интерпретации — изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям. В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которое встают на пути к удовлетворению потребностей, к достижению цели. Проводить обследование можно индивидуально и в группе, требуемое время — 20-30 минут. |