Лекция. Личность в общении — Культура общения | Обучение и развитие детей

Лекция. Личность в общении — Культура общения

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Культура общения
Лекция. Личность в общении — Культура общения
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Лекция. Личность в общении
Виды и формы общения
Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы
Страница 7 из 7 Культура общения

Философы на протяжении многих лет рассуждали о нормах общения и взаимоотношений между людьми. И из всех этих рассуждений была выведено «золотое» правило этики общения: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Эту заповедь проповедуют тысячелетиями: Конфуций выдвинул ее в Китае, Лао-Цзы завещал ее в Ханьской долине, Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга, Иисус провозгласил ее среди холмов Иудеи. Вам следует научиться пользоваться ею, если хотите одобрения со стороны тех, с кем общаетесь, хотите признания своих достоинств и достижения целей.

Этикет. Этикет – это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения встречаются в литературных текстах древнего Шумера. Но первый трактат о поведении был издан лишь в Средние века, в 1204 году, испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Дисциплина клерикалис». На его основе были составлены многие книги по этикету. Петр Первый повелел создать книгу об этикете. Такая книга «Юности честной зеркало, или Показания к житейскому обхождению» была издана и неоднократно перепечатывалось, в том числе совсем недавно, в конце прошлого века, но уже как забавное подарочное издание.

Многие из правил этикета, выработанных человечеством в течение не одного века, мы используем почти автоматически, не задумываясь. Этикет – это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, поклониться, похлопать по плечу, обняться и т.д. Все эти действия выражают наше отношение к людям, с которыми мы встретились, т.е. имеют этикетное значение.  Взаимное расположение в торжественной или траурной церемонии, место за столом нередко получают этикетное значение и передают информацию об отношениях между людьми.  Некоторые нормы этикета отражены во фразеологизмах: «преклонить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной» и т.д. В то же время этикетные знаки всегда условны. Одна и та же информация может передаваться у разных народов разными знаками. Правила поведения людей изменялись с изменением условий жизни общества, конкретной социальной среды, поэтому этикет – явление историческое. Например, в древности у некоторых народов человеку, принесшему дурную весть, отрубали голову: поступить по-другому было неприлично. В Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде от знания этикета, выполнения его правил нередко зависела не только карьера, но и жизнь человека. Этикет подчинен сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. Нарушение этикета могло привести к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Общение «обслуживает» разные сферы жизни.  Соответственно формировались наряду с общими и специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Помимо повседневного этикета возник еще и деловой, служебный этикет. Правила делового этикета могут закрепляться в виде делового или дипломатического протокола, существовать как общепринятые нормы социального поведения, этикетных требований. В любом случае они являются результатом длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях.  И главное из таких правил – уважение к личности делового партнера. Служебный этикет включает в себя две группы правил: регулирующие отношения между членами коллектива «по горизонтали» и правила взаимоотношений между руководителем и подчиненным. Деловой этикет предъявляет довольно жесткие требования к отбору деловыми партнерами средств общения, а также особенностям используемого  языка, манере речи и другим характеристикам.

В конкретном коллективе могут складываться свои эталоны поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, которые определяют корпоративную культуру и фирменный стиль данной организации. Соответственно формируется этикет данной  конкретной группы или общности. Так, практически во всех странах психологи, объединяясь в общественные организации по профессиональному признаку, разрабатывают свои этические кодексы. Например, в Германии, независимо от возможных юридических действий, нарушения  Профессионального кодекса этики для психологов рассматриваются судом чести Германской ассоциации профессиональных психологов. Человеку, приходящему в новый коллектив, следует быть внимательным к нормам и традициям, сложившимся в данной общности и конкретной организации.

Можно также говорить об особом этикете телефонного разговора, делового письма, электронного или факсового общения и т.д. Этикет представляет собой целый каталог форм поведения и конкретных фраз на все случаи жизни. При многих затруднениях в общении можно рассчитывать на помощь этикета. 

Ритуалы и обычаи. В обыденном сознании «ритуал» чаще всего имеет религиозную или магическую окраску. Но это не обязательно. Социальный ритуал —  исторически сложившаяся форма поведения людей. Ее отличают следующие черты: упорядоченность действий, их стандартизированный набор и символический  (выражающий в стилизованной форме определенные ценности или проблемы) характер; повторяемость, при этом слова и действия от ритуала к ритуалу практически не изменяются; содержание ритуала часто не поддается рациональному объяснению и не приводит к какому-то видимому полезному результату.

Социальные ритуалы выполняют ряд функций: коммуникативную, мировоззренческую, социализации, укрепления сплоченности группы, социального контроля, преодоления человеком тревожности и повышения уверенности в себе в трудных и кризисных ситуациях. Участие в ритуале дает человеку чувство принадлежности к группе: социальной, половозрастной, этнической, профессиональной.

Ритуал как форма поведения отличается от обычая, обряда, церемониала, также представляющих собой  традиционные устойчивые формы поведения. Церемония – более детализированная последовательность действий, которая может включать в себя несколько ритуалов. Ритуалы бывают как коллективные, так и индивидуальные. Церемония всегда носит коллективный характер. Например, известные чайные церемонии (китайская, японская, английская, русская) включают в себя ряд разнообразных ритуалов. Так, японская чайная церемония включает до сотни различных правил, даже путь к чайному домику представляет собой особый ритуал. Отличительными чертами обряда выступают его массовость и высокая эмоциональность. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением ребенка, свадьбой, вступлением в другую социальную или возрастную группу, смертью.

Фотография: ритуал  памяти у вечного огня.

Обычай обладает утилитарно-практическими чертами, которых нет в ритуале. Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Многие обычаи остаются неизменными на протяжении веков и таким образом обеспечивают культурную и социальную стабильность общества. Это реализация традиции в повседневной жизни. Обычаи обязательно соответствуют образу жизни общества и в разных культурах приобретает  различные содержание и смысл. Примером может быть обычай заключения брака, который у разных народов имеет разные формы. Славянская девушка ужаснулась бы при одной мысли быть проданной мужу и не иметь право самой принимать решение. В других культурах продажа невесты считается нормой. У многих народов Азии и Африки принято, чтобы главы семей заключали договор о браке еще совсем маленьких детей.

Светское общение в значительной степени ритуалистично, включает в себя ряд формальных процедур. Недаром в средневековье при королевских дворах Парижа, Лондона и других появились специальные люди – церемониймейстеры, которые должны были знать и разбираться во всех тонкостях придворных ритуалов.

В Беларуси сохранились отголоски  множества древних, восходящих к языческим временам, ритуалов и обрядов: «Масленіца», «Купалле», «Дажынкі», «Коляды» и другие.

Белорусские национальные традиции общения. Самобытность белорусского народа – результат многовекового развития. После каждого из многочисленных нашествий завоевателей белорусы начинали строить жизнь почти заново – поднимая свою землю из разрухи, возрождали свой народ из пепла. По этой причине упорство является одной из наиболее характерных черт белорусов. По мнению этнопсихологов ( Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько и др.) белорусам также присущи надежность, трудолюбие, скромность, совестливость, уважение к старшим и сослуживцам, верность в дружбе. Также отмечают, что в многонациональных коллективах  белорусы, как правило, не проявляют склонность к образованию земляческих и национальных микрогрупп, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет значения. Конфликтные ситуации в таких коллективах с участием белорусов возникают довольно редко, так как они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на подтрунивание. Белорусы горды. Их гордость проявляется в отношении к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной гордости не позволяет им пройти мимо несправедливости, унижения другого человека

Многовековая общинность наложила отпечаток на характер взаимоотношений  между людьми. В Беларуси редко увидишь шумные сцены на людях. Высока взаимопомощь между людьми, с древних времен сохранены обычаи «талакі» и «сябрыны». Даже в деловой этикет вошли традиции доверия. Множество решений принимается на совете. Праздники чаще всего проводятся всей семьей или всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих норм нет – белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля.



Основные правила межкультурного общения

К. Ситарам, Р. Когделл



1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не устанавливает мировых стандартов.

2. Относиться к культуре другого народа  с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной.

3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе  собственных ценностей.

4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.

5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

6. Общаясь с представителями другой религии, пытаясь понимать и уважать  эту религию.

7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.

8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.

9. Не демонстрировать отвращения  к непривычным запахам, если  те могут восприниматься как приятные людьми других культур.

10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.

11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего.

12. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы  имели монополию на все аспекты.

13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов.

14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой.





Выводы:1. «Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам» — главное этическое правило человеческого общения. 2. Этикет – это совокупность правил, посредством которых общество регулирует поведение человека. 3. Этикет – система условных знаков, выражающих отношение людей друг к другу. 4. Этикет – явление конкретно-историческое. 5. Помимо  повседневного этикета как совокупности общих правил поведения, можно выделить этикет, определяющий требования к поведению и общению в конкретных сферах взаимоотношений людей и даже конкретных группах. 6. Своеобразными способами социального регулирования поведения людей являются ритуалы, обычаи и обряды. 7. Ритуалы, церемониалы, обычаи и обряды – традиционные устойчивые формы поведения.8. Национальные особенности общения белорусского народа отражают его самобытность и являются результатом многовекового развития. 8. Следует понимать культурную основу особенностей поведения и общения представителей других народов и с уважением относится к этим особенностям.

1. Какова главная этическая ценность, определяющая этикет в сфере межличностного общения?

2. Какова история возникновения этикета? В чем выражается конкретно-исторический характер этикета?

3. Ознакомившись  со следующим отрывком из книги И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», покажите на примерах условный и конкретно-исторический характер этикетных знаков.

«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник! Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь,  костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову.  В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой.

В Европе цвет  траура – черный, В Китае – белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В  гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским – ширма не позволяла войти прямо, это связано  с представлением о том, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям,  черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую  перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается  картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин  доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме  китайца, хозяин ему дарит этот предмет – того требует  вежливость. Мать меня учила, что в гостях  ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается – нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит  ломать голову над тем или иным обычаем: если есть  чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

4.         Какие стороны взаимоотношений между людьми регулирует деловой, служебный этикет?

5.         Что такое  «корпоративная культура», «фирменный стиль»?

6.          Каковы особенности и функции ритуалов?

7.         В чем сходство и различия ритуалов, церемониала, обычая и обряда?

8.         Какие ритуалы, обряды и обычаи белорусского народа вам известны?

9.          Каковы особенности национального характера и  межличностного поведения белорусов?

 

<< Предыдущая — Следующая