Как физическому лицу получить электронную подпись: пошаговая инструкция
Федеральным законом «Об электронной подписи» №63 определены три вида электронных подписей:
- получение электронной подписи для физлица (ЭП) — инструмент с самой низкой степенью защиты, который представляет собой комбинацию логина и пароля для входа в личный кабинет, пароля и SMS-входа и иных сходных механизмов — USSD-сообщений и т. п. ЭП подтверждает личность того, кто ее использует, но не защищает от изменений документов, которые подписаны. Доступа к телефону или электронной почте владельца достаточно для взлома.
 - Усиленная неквалифицированная электронная (УНЭП) содержит криптографические алгоритмы защиты (СКЗИ) — сертификат и ключ проверки УНЭП. Этот механизм не только подтверждает личность того, кто его использует, но и защищает документ, который подписан, от внесения изменений злоумышленником.
 - Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — максимально надежный способ утверждения документов. Криптографические средства защиты (СКЗИ) УКЭП сертифицированы ФСБ. Для их установки потребуется дополнительное ПО. Выдают сертификат только удостоверяющие центры, которые имеют аккредитацию. УКЭП — полный аналог собственноручной подписи, который надежно защищен от злоумышленников.
 
Где какой вид ЭП требуют
Сфера применения цифровых сертификатов зависит от их степени защиты:
- ЭП часто используется для входа в интернет-банк и действий с банковской картой, при формировании электронных обращений в органы власти. Чтобы этот вид утверждения документов равнялся подписи на бумаге, оформите дополнительное соглашение.
 - УНЭП разрешена к применению для утверждения тех документов, где печать не обязательна. Например: бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, некоторые виды договоров. Для признания подписи равнозначной собственноручной потребуется соглашение.
 - УКЭП равнозначна собственноручной подписи владельца. Утвержденные этим сертификатом документы имеют ту же юридическую силу, что и документы, утвержденные в бумажном виде без оформления дополнительных соглашений.
 
Вот для чего нужна ЭЦП физическому лицу в 2020 году:
- перевод денежных средств;
 - взаимодействие с налоговой;
 - поступление в учебное заведение без личного присутствия независимо от его местонахождения;
 - оформление кредита;
 - перевод пенсии на карту;
 - оформление трудового договора;
 - снятие или постановка на регистрационный учет по месту жительства;
 - регистрация ИП, создание юридического лица;
 - возможность участия в торгах;
 - подача заявления в суд;
 - оформление патента.
 
Где получить ЭП
Место или ресурс в интернете, где получить ЭЦП физическому лицу, зависит от вида подписи:
- ЭП для госуслуг — в МФЦ;
 - ЭП для расчетов — в банке;
 - УНЭП для работы с налоговой — на сайте ведомства;
 - УНЭП для работы с другими организациями — в удостоверяющем центре;
 - УКЭП — в любом удостоверяющем центре, у которого есть аккредитация.
 
Как получить ЭЦП для госуслуг
Вот как сделать ЭЦП для физических лиц бесплатно для работы с госуслугами:
- лично подать заявление в МФЦ;
 - предъявить в МФЦ паспорт, СНИЛС.
 
Чтобы ускорить процесс, открытие бизнес зарегистрируйтесь самостоятельно в ЕСИА. В этом случае при личном обращении в МФЦ вы только подтвердите свою личность.
Как получить ЭЦП для расчетов
ЭП для онлайн-расчетов оформляют организации, в документообороте с которыми они будут применяться. Например, ЭП для входа в интернет-банк выдаст клиенту сам банк.
Как оформить ЭЦП для работы с налоговой
УНЭП для взаимодействия с налоговой (сдача деклараций и проч.) оформляется бесплатно. Вот инструкция, как оформить ЭЦП физическому лицу для налоговой в 2020 году:
- зайти в личный кабинет на сайте ведомства;
 - перейти в раздел «Профиль»;
 - выбрать функцию «Получить ЭП»;
 - выбрать вариант хранения (на АРМ пользователя или в налоговой);
 - отправить запрос на генерацию сертификата.
 
Как получить УНЭП для работы с другими организациями
Для оформления УНЭП:
- обратитесь в удостоверяющий центр;
 - подготовьте документы — паспорт, заявление, СНИЛС, ИНН, нотариальную доверенность (при необходимости);
 - оплатите счет за услуги удостоверяющего центра (стоимость ЭЦП для физического лица определяется центром, в среднем — от 4 000 до 6 000 рублей);
 - получите сертификат.
 
Как получить УКЭП
Для оформления сертификата:
- обратитесь лично в удостоверяющий центр, который имеет аккредитацию;
 - предъявите сотруднику центра паспорт, заявление, СНИЛС, ИНН;
 - оплатите счет за услуги по оформлению (сколько стоит ЭЦП для физического лица уточните в удостоверяющем центре);
 - получите сертификат на съемном носителе (карта или флеш-накопитель).
 
ВАЖНО! Обеспечьте соответствие АРМ, на котором планируете применять УКЭП, https://39ecp.com требованиям программ, которые обеспечивают работу сертификата.