Модель урока русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бенца Людмила Ивановна
Дидактическое обоснование Тип урока: комбинированный урок Цели: Дидактическая: способствовать формированию УУД в процессе работы с блоком новой учебной информации закрепления и применения; проверки уровня достижения планируемых результатов по содержанию предметные: знать виды сложных предложений, уметь опознавать бессоюзные предложения с двоеточием, изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык,формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения,уметь строить предложения нужного типа метапредметные познавательные: уметь запоминать теоретический материал, уметь анализировать материал и создавать авторский текст, используя карточки; уметь кодировать учебную информацию в виде схемы Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, уметь выражать свои мысли,уметь интонационно выделять части этих предложений и на этом основании определять выбор знака препинания Регулятивные: уметь подготовить рабочее пространство к деятельности; уметь планировать свою деятельность Личностные: уметь концентрировать внимание, уметь анализировать постановку двоеточия в других типах предложений, уметь определять достигнутые результаты. Методы обучения: частично-поисковый метод. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная. Средства обучения: учебник, дидактические материалы, презентация. Таблица 1 Ход урока
Приложения Приложение № 1 Вопросы для репродуктивной беседы: Мы говорили в течение нескольких уроков о сложных бессоюзных предложениях. Понаблюдайте над языковым материалом на стр. 124-125 Прочитайте предложения, объясните употребление в них разных знаков препинания. Составьте схемы предложений. Мы сегодня поговорим о сложных бессоюзных предложениях с двоеточием. Что же представляют собой эти сложные предложения? Приложение № 2 Наблюдение над языковым материалом (карточки разложены на каждой парте) 1. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 1) Пример: Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. Как мы видим, второе предложение раскрывает содержание первого. Между частями БСП мы можем поставить «а именно», а смысл сохранится.
2. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 2) Пример: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Здесь между 1-й и 2-й частями БСП мы можем поставить союз «потому что».
3. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 3) Пример: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. В данном случае второе предложение дополняет смысл первого. Для уточнения этих отношений можно вставить «что». 4. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 4) Пример: Сережа оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. В первом предложении опускаются слова: «и увидел», «и услышал», «и почувствовал». Они называются глаголами восприятия. Приложение № 3 Для работы в парах (карточки) 1 группа Запишите предложения. Выделите в них грамматические основы и докажите, что эти предложения сложные. В каждом бессоюзном сложном предложении укажите части, определите смысловые отношения между ними. 1) Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький). 2) Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг (А. Толстой). 3) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни (И. Палачев) 4) Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский)5) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев). Сделайте вывод о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины. Дополните примерами из упр.196. 2-я группа Запишите предложения, определите значения между частями. Устно замените бессоюзные сложные предложения сложноподчиненными с придаточными изъяснительными. 1) Помни: все хорошее на земле от человека (М. Горький). 2) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе пролетает клин журавлей. 3) Я знаю: книга — лучший советчик и друг. 4) мне было очень интересно: я впервые увидел дельфина-акробата.5) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) 6) Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев) Сделайте вывод о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях со значением пояснения, изъяснения. Дополните примерами из упр.196 3-я группа Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните – все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания. 1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков).
2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево – осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев).
3. Приглядишься: не облака плывут – луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (М. Булгаков). Приложение № 4 Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2) Закончить начатые предложения упр.198 3) Выписать из произведений художественной литературы 4-5 бессоюзных сложных предложений со значениями пояснения, причины.
Компоненты Содержания урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Оргмомент | Привлекает внимание учащихся Организует работу по подготовке рабочего места | Концентрируют внимание Проверяют наличие учебника, тетради. | Р.умение концентрировать внимание, умение организовать рабочее пространство |
Целеполагание и мотивация | Демонстрирует на доске перечень умений (планируемый результат), которыми может овладеть на уроке | Знакомятся с перечнем умений, которые запланированы учителем. Сам определяет, чему может научиться | Р.умение планировать результат своей деятельности |
Актуализация знаний и умений | Организует воспроизводящую беседу репродуктивного характера: (вопросы – приложение №1) организует работу по раскрытию содержания закодированной информации. (учебник стр.124-125 – схемы) | Отвечают на вопросы, раскрывают содержание схемы | Умение отвечать на вопросы, умение создавать текст, используя схему |
Изучение нового материала | Разъясняет смысл содержания понятия «Бессоюзные предложения», предлагает задание для самостоятельной работы: дать характеристику бессоюзных предложений, используя карточки (приложение №2) | Запоминают виды бессоюзных предложений, дают им характеристику и анализируют постановку знаков препинания | Умение запоминать теоретический материал; умение анализировать языковой материал и создавать авторский текст, используя карточки |
Закрепление | Даёт задание составить схему, распределив виды предложений, используя примеры СХЕМА: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (интонация пояснения) Схема правила «проверочные» союзы и слова 1) [ ] : [причина] потому что, так как 2) [ ] : [пояснение] а именно 3) [ ] : [дополнение] что, как | Составляют схему, распределяя виды предложений | Умение кодировать учебную информацию в виде схемы |
Применение новой информации | Предлагает упражнение по новому материалу на постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях (приложение №3) | Записывают бессоюзные предложения, определяют тип придаточных, расставляют знаки препинания; составляют предложения с указанным учителем видом бессоюзного предложения (в парах) | Умение выделять части бессоюзного предложения, ставить нужный знак препинания, умение строить предложения нужного типа |
Проверка уровня усвоения нового материала | Объясняет, что проверка усвоения будет на следующем уроке и говорит, что нужно сделать, чтобы получит «5» | Слушают учителя и определяют, что им нужно выучить на «5» | Умение ставить перед собой задачу |
Д.з на выбор | Поясняет, почему нужно выполнить Д/з., поясняет, как выполнить Д/з. (приложение №4) | Записывают Д/з., слушают учителя и определяют, какое Д/з. они будут выполнять | Умение определять объём Д/з. |
Подведение итогов | Демонстрирует перечень умений, которые получили на уроке | Определяют, какими умениями владеют, а какие надо доработать | Умение определять достигнутый результат |
2. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 2) Пример: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Здесь между 1-й и 2-й частями БСП мы можем поставить союз «потому что».
3. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 3) Пример: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. В данном случае второе предложение дополняет смысл первого. Для уточнения этих отношений можно вставить «что». 4. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 4) Пример: Сережа оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. В первом предложении опускаются слова: «и увидел», «и услышал», «и почувствовал». Они называются глаголами восприятия. Приложение № 3 Для работы в парах (карточки) 1 группа Запишите предложения. Выделите в них грамматические основы и докажите, что эти предложения сложные. В каждом бессоюзном сложном предложении укажите части, определите смысловые отношения между ними. 1) Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький). 2) Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг (А. Толстой). 3) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни (И. Палачев) 4) Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский)5) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев). Сделайте вывод о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины. Дополните примерами из упр.196. 2-я группа Запишите предложения, определите значения между частями. Устно замените бессоюзные сложные предложения сложноподчиненными с придаточными изъяснительными. 1) Помни: все хорошее на земле от человека (М. Горький). 2) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе пролетает клин журавлей. 3) Я знаю: книга — лучший советчик и друг. 4) мне было очень интересно: я впервые увидел дельфина-акробата.5) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) 6) Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев) Сделайте вывод о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях со значением пояснения, изъяснения. Дополните примерами из упр.196 3-я группа Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните – все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания. 1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков).
2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево – осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев).
3. Приглядишься: не облака плывут – луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (М. Булгаков). Приложение № 4 Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2) Закончить начатые предложения упр.198 3) Выписать из произведений художественной литературы 4-5 бессоюзных сложных предложений со значениями пояснения, причины.