Школа будущих IT-инженеров
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Блинов Дмитрий Михайлович
Современное общество на своём нынешнем этапе развития предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса. Встает необходимость изменения в содержании обучения, пересмотром устаревших подходов к процессу обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют результаты, которые не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. Мировая и отечественная экономика входят в новый технологический уровень, который требует качественно иного уровня подготовки инженеров. Как отметил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, нехватка инженерных кадров в настоящее время в России является серьезным ограничением для развития страны. Решающее значение в работе инженера-конструктора или проектировщика имеет способность к пространственному воображению. С развитием 3D-технологий появляется актуальность совершенно новых профессий, которые уже востребованы сегодня. По мнению аналитиков, самыми востребованными в ближайшем будущем станут профессии, связанные с 3D-технологиями: дизайнеры, обслуживающий персонал. Современные школьники уже завтра будут строить будущее своей страны. И начинать готовить учащихся к выбору той или ной профессии будущего необходимо как можно раньше, не в 9-м классе, а уже в начальной школе. Внедрение компьютерного 3D-моделирования и основ робототехники в образовательный процесс может стать более эффективным в их самоопределении и профессиональном выборе. Именно поэтому проект «Школа будущих IT-инженеров» будет отличаться значительной широтой и максимальным использованием межпредметных связей информатики, с одной стороны, и математики, физики, биологии, и других наук, с другой стороны. К тому же, связи эти базируются на хорошо апробированной методологии математического и инженерного моделирования, которая делает данный проект целостным. Чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, стать востребованными специалистами в будущем, учащиеся должны овладеть основами современных IT-технологий, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности. Обоснование темы проекта и его актуальность Актуальность проекта определяется возрастанием следующих противоречий:
1. Обучение – образовательные курсы инженерных IT-технологий, которые проходят учащиеся в рамках школьной программы или на дополнительных занятиях. Данное направление включает:
- социально-педагогического характера – между требованиями общества модели выпускника современной школы и реальным уровнем сформированности ключевых компетенций учащихся;
- научно-теоретического характера – между включения робототехники и 3D-технологий в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и не разработанностью этих вопросов в педагогической науке;
- научно-методического характера – между большим потенциалом курсов робототехники и 3D-технологий для осуществления деятельностного подхода в образовании, и недостаточностью содержательно-методического обеспечения процесса формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.
- Создать лабораторию современных технологий;
- Разработать учебные курсы по робототехнике и 3D-технологиям;
- Создать систему непрерывного обучения IT-специальностям;
- Повысить престижность IT-профессий;
- Обобщить и распространить опыт внедрения и использования робототехники и 3D-технологий в образовательном процессе;
- Развить у учащихся навыки и умения 21 века: медиаграмотность, критическое и системное мышление, умение работать в команде, способность к решению творческих задач, самостоятельность, способность глобально мыслить, гражданственность.
- Второй компьютерный класс школы будет использоваться для проведения занятий по робототехнике и 3D-технологиям;
- Приобретены 10 комплектов по робототехнике;
- Приобретен 3D-принтер;
- «Основы робототехники»;
- «Проектирование в Компас 3D»:
- «3D-моделирование ландшафтного дизайна»;
- «3D-анимация и мультипликация»;
- «3D-проектирование мебели и зданий»;
- «3D-конструирование предметов быта»;
- «Дополненная реальность».
- Разработана и апробирована программа по профориентации, ориентированная на пропаганду выбора технических специальностей, IT-специальностей, в том числе с учетом региональных особенностей города Ижевска;
- Созданы профильные классы информационно-технологического направления;
- Курс «Основы робототехники» включен в программе обязательного предмета «Технология» 5–9-й классы;
- Предмет «Информатика и ИКТ» изучается со 2-го класса;
- В школьные предметы интегрированы технологии робототехники и 3D-технологии;
- В каждой параллели ведутся учебные курсы по выбору по основам 3D-технологий и робототехники;
- Вырастет доля выпускников, поступающих в ВУЗы на IT-специальности;
- Вырастет спрос на учебные IT-курсы (увеличение количества учеников, выбирающих кружки, факультативы по ИКТ направлению);
- Увеличиться число желающих обучаться в классах информационно-технологического уровня;
- Программы курсов по робототехнике и 3D-технологиям имеют рецензии и опубликованы в профильных СМИ;
- Программа профориентации, ориентированная на пропаганду выбора технических и IT-специальностей, в том числе с учетом региональных особенностей города Ижевска, прошла апробацию на Республиканском уровне;
- Проведены мастер-классы для педагогов города по использованию робототехнических и 3D-технологий в образовательном процессе;
- умение работать в команде;
- способность генерировать и воспринимать инновационные идеи;
- умение аргументированно презентовать свою идею;
- владение знаниями алгоритмов проектирования и технологий;
- знания в области общеинженерных дисциплин.
- Наличие и количество разработанных и апробированных программ по робототехнике и 3D-технологиям для обучающихся разных возрастных категорий. Способ оценки: наличие рецензий и рекомендации со стороны специалистов.
- Доля педагогических работников и обучающихся школы, участвующих в различных IT-конкурсах. Способ оценки: количество сертификатов и свидетельств об участии.
- Количества призеров и победителей среди педагогических работников и обучающихся – участников различных IT-конкурсов. Способ оценки: количество дипломов и грамот победителей и призеров.
- Наличие программы по профориентации, ориентированной на пропаганду выбора технических специальностей, IT-специалистов, в том числе с учетом региональных особенностей города Ижевска. Способ оценки: наличие рецензий и рекомендаций со стороны специалистов, апробация программы на уровне Республики.
- Повышение престижности IT-профессий. Способ оценки: количество выпускников, поступивших в Вузы по IT-специальностям, востребованность профильных классов информационно-технологического направленности.
1. Обучение – образовательные курсы инженерных IT-технологий, которые проходят учащиеся в рамках школьной программы или на дополнительных занятиях. Данное направление включает:
- Изучение курса «Робототехника» в рамках учебного предметов «Технология» и «Информатика и ВТ», а также во внеурочной деятельности;
- Изучение курсов по 3D-моделирование и конструированию.
- Проектирование визуализация ландшафтного 3D-дизайна, например, для территории школы, двора или парка;
- Создание 3D-проектов интерактивных планов зданий, например, школы;
- Создание 3D-карт важнейших битв в истории России, географических объектов;
- Создание и программирование роботов;
- Создание обучающих 3D-роликов для уроков по различным предметам (физики, химии, биологии и др.);
- Создание интерактивных приложений по предметам с технологией дополненной реальностью;
- Создание компьютерных игр с использованием 3D-технологий и дополненной реальностью.
- Гудков В.В., Назарова И. Р. Инженерное образование XXI века. // Инженерный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронный научно- технический журнал, 2014. № 6. Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/712769.html (Дата обращения: 01.06.2015).
- Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. — 2002. №2. — C.42–45.
- Похолков Ю.П. Без пяти минут инженер. Политический журнал. 17. 07.2006. С.8 10. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: история, концепция и перспективы // Высшее образование в России. — 2012. №1. — С. 125–137.
- Федоров И.Б. Вопросы развития инженерного образования // Альма матер (Вестник Высшей школы). — 2011. — № 5. — С. 6–11.
- Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011. // Государственные вести (GOSNEWS.ru). Интернет-издание.. http://www.gosnews.ru/ business_and_authority/news/643