Программа "В поисках своего призвания" | Обучение и развитие детей

Программа "В поисках своего призвания"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Швецова Анастасия Андреевна
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным Сенека Пояснительная записка

У каждого подростка рано или поздно наступает важный этап в жизни: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Перед подростком открывается выбор:

– продолжить обучение в общеобразовательной школе;

– поступать в профессиональный лицей, училище или техникум;

–пойти работать.

Свое будущее многие учащиеся связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы.

Актуальность программы

Все чаще выпускники ВУЗов работают не по полученной профессии, так как часто допускают ошибки при самоопределении, поэтому становятся актуальными программы, которые помогают подросткам лучше изучить свои способности, и осознано подойти к выбору своей будущей профессии.

Данный курс представляет собой систему занятий, целью которой является активизация и оптимизация процесса выбора и подготовки к профессии и имеет социальную направленность.

Программа данного курса предназначена для обучающихся 14-16 лет. Программа решает вопросы определения выбора и подготовки к профессии и является дополнительной формой профориентационной работы с подростками.

Новизна программы заключается в том, что в отличие от других подобных программ района, обучающимся предоставляется возможность не только узнать о многообразии профессий, но и погрузиться в этот мир посредством социальных проб, экскурсий и других активных форм профориентации.

Отличительная особенностьэлективного курса «В поисках своего призвания» заключается в особенности организации образовательного процесса: содержание курса позволяет организовать работу по двум направлениям: теоретические занятия (организация и направление учебной деятельности учащихся) и практические (через организацию нетрадиционных форм организаций занятий: встречи с представителями профессий, ролевых и имитационных игр, диагностик, тренингов, экскурсий и социальных проб).

Цель курса: создание условий, для формирования у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

Основные задачи курса:

Воспитательные

Создание условий для снижения пассивности в решении вопроса выбора профессии, снижения тревожности, невозможности самостоятельного решения проблемы.

Обучающие

Знакомство обучающихся с миром профессий, основными профориентационными понятиями, с требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии.

Развивающие

Создание условий, позволяющих учащимся проверить профессиональные склонности и способности через включение активных форм групповой работы (деловые игры, упражнения, дискуссии, встречи с профессионалами).

Формы и режим занятий:

Срок реализации программы элективного курса – 1 год.

Режим проведения занятий – 1 раз в неделю, по 2 часа.

Общая часовая нагрузка курса – 72 часа в год (36 занятий). 

Методы и формы обучения:

В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы:

– индивидуальная консультация, диагностика;

– составление профессиограммы выбранной профессии, личного профессионального плана;

– итоговая работа «Моя будущая профессия».

Групповые формы профориентационной работы:

– беседы, лекции;

– просмотр видеофильмов о профессиях и ВУЗах;

– профдиагностика, профконсультации для учащихся;

– профориентационный тренинг;

– профориентационный квест;

– экскурсии учащихся в учебное заведение;

– сюжетно-ролевые игры по профориентации;

– беседы-встречи с представителями различных профессий;

– профессиональные пробы;

– организация самостоятельной работы учащихся с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами). 

Планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения программы:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения познавательных задач;

– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Предметные результаты обучения: В результате реализации программы, обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий: – психологические особенности личности; – самоопределение; – профессиональные интересы и склонности; – проектирование профессионального пути; – характер, темперамент; – профессиональная пригодность; – рынок труда.   На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести следующие навыки: – определение психологических особенностей своей личности; – выявление своих способностей и профессиональных интересов; – определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда; – ориентирование в классификации профессий; – составление личной профессиональной траектории. Личностные результаты освоения программ: – Совершенствование памяти, внимания, социального интеллекта. – Осмысление социально-нравственного опыта предыдуших поколений, уважительное отношение к труду. – Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; – Умение взаимодействовать в коллективе.   Формы подведения итогов реализации программы: Программа предусматривает контроль степени усвоения полученного материала обучающимися по каждому разделу курса посредством ролевых и имитационных игр: «Знаю все профессии», «Биржа труда», «Вакансия». Личностные и метапредметные результаты обучения отслеживаются в ходе проведения тренинговых занятий «Внутренний мир человека». Итоговый контроль проводится в форме тестирования и защиты итоговой работы «Моя будущая карьера».   Учебно-тематический план элективного курса «В поисках своего призвания» (72 часа) 

Раздел

Характеристика раздела

Количество  часов

Теория

Практика

Мир профессий

(14 занятий)

31 ч.

Знакомство с курсом.

1

1 ч

Многообразие мира профессий.

1 ч

1 ч

Профориентационный квест «Профессии моего города»





Профессии типа «Человек-Человек»

1 ч.

1 ч.

Профессии типа «Человек-Техника»

1 ч.

1 ч.

Профессии типа «Человек-Природа»

1 ч.

1 ч.

Профессии типа «Человек-Знаковая система»

1 ч.

1 ч.

Профессии типа «Человек-художественный образ»

1 ч.

1 ч.

Экскурсии и социальные пробы по типам профессий

(5 занятий)



13

Обобщающее занятие-игра «Знаю все профессии»

1 ч.

 

1 ч.

 

Современный рынок труда

(4 занятия)

8 ч.

Современный рынок труда

1 ч.

1 ч.

Клуб интересных встреч с представителями разных профессий «Мой жизненный выбор»



2 ч.

Профессия и социальный статус.

1 ч.

1 ч.

Трудоустройство несовершеннолетних

1 ч.

1 ч.

Стратегия профессионального выбора

(6 занятий)

12 ч.

Мотивы выбора профессии.

1 ч.

1 ч.

Пути получения профессии.

2 ч.

2 ч.

Требования профессии к человеку.

1 ч.

1 ч.

Составление резюме, правила этикета при собеседовании с работодателем.

1 ч.

1 ч.

Профориентационная игра «Вакансия»



2 ч.

Психология личности и профессиональный выбор

(9 занятий)

15 ч.

Палитра моих способностей (2 занятия)

1 ч.

2 ч.

Значение характера и темперамента в профессиональном самоопределении

1 ч.

1 ч.

Урок психологического тренинга

«Внутренний» мир человека (2 занятия)



4 ч.

Роль познавательных процессов в профессиональной деятельности

2 ч.

4 ч.

Профессиональное самоопределение

(3 занятия)

6 ч.

Личный профессиональный план.

1 ч.

1 ч.

Итоговое Тестирование



2 ч.

Обобщение и систематизация знаний.



2 ч.

Всего 36 занятий

Итого – 72 часа

21 ч.

51 ч.