Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Егорова Наталья Николаевна
Общая психология относится к числу фундаментальных дисциплин, задающих характер профессионального мышления специалиста и обеспечивающих не только практическую деятельность, но и успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология» направлены на формирование у обучающихся системы теоретических знаний, практических навыков и умений психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Содержание материала для самостоятельной работы обучающихся способствует измерению уровня сформированности компетенций на основании усвоения обучающимися знаний об объекте, предмете и структуре современной психологии, основных понятий, категорий и законов психологии, о психических процессах, состояниях, свойствах, индивидуально-типологические особенностях личности, психологических методах познания и самопознания, выработки у обучающихся умений и навыков использования общепсихологические знаний для решения профессиональных задач, совершенствования и личностного роста, подбора и применения адекватной теоретической модели для решения конкретной прикладной задачи, выбора алгоритма исследовательской и формирующей части психологического исследования, практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психических явлений в целях решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности коллективов ОВД, пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников, проведения занятий по психологической подготовке. Методические рекомендации включают задания, которые позволяют расширять кругозор, формировать научное и профессиональное мышление у обучающихся, их интереса к исследованию психических явлений, прививают им стремление к самостоятельной научно-исследовательской работе, что способствуют формированию компетенций у обучающихся по направлению подготовки Психология служебной деятельности и направлены на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций: — способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); — способности проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7); — способности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11); — способности осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1); — способности осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности (ПК-4); — способности диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-7); — способности проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий (ПК-9); — способности обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-20); — способности осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26); — способности преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся (ПК-27); способности принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29).
Тема № 11. «Психология ощущений»
В результате изучения темы обучающихся должен:
знать:
— сущность и физиологическую природу ощущения как познавательного процесса;
— виды ощущений и их характеристики;
— особенности развития ощущений;
— закономерности сенсорной адаптации индивида.
уметь:
— определять проявления закономерностей ощущений в психической активности;
— характеризовать виды ощущений в различных видах деятельности личного состава;
владеть:
— навыками диагностики свойств ощущений;
— навыками прогнозирования проявлений закономерностей сенсорной адаптации индивида.
Содержание вопросов и заданий для самоконтроля направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
Контрольные вопросы:
1. Заполните таблицу «Этапы формирования условного рефлекса»
2. О каких механизмах возникновения ощущений идёт речь:
1) Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.
2) Раздражитель, предъявление или устранение которого повышает вероятность повторения данной поведенческой реакции.
3) Организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы, и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных связей.
3. Автор труда «Рефлексы головного мозга»:
а) И. Павлов;
б) И. Сеченов;
в) В. Бехтерев.
4. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1) Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
2) Уже у растений можно обнаружить примитивные формы ощущений.
3) Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
4) Ощущения человека имеют рефлекторную природу.
5) Ощущения животных по своему содержанию и характеру аналогичны ощущениям людей.
6) Основу всех без исключений видов ощущений человека составляют инстинкты.
5. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1) Таксис – это реакция организма, которая … а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2) Рефлексы … а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3) Инстинктивное поведение … а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4) Ощущения человека характеризуются … а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Ответьте на вопросы, разберите ситуации.
1) Какова взаимосвязь и своеобразие ощущений и восприятий?
2) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?
3) Докажите: Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит больше в предметах, чем глаз орла.
4) В чем психологический смысл пословицы «на вкус и цвет товарищей нет»?
5) Приведите несколько высказываний типа «крик моды, вызывающий желтый цвет одежды» и др. Какая закономерность ощущений лежит в этих утверждениях?
6) В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О какой закономерности ощущений говорят данные явления? Дайте объяснение этому факту.
7) Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой – шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа.
8) На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же – вне рта. Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?
9) Почему, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический, струнный оркестр или один рояль?
10) Почему в зрении самый широкий диапазон адаптации, а в слухе – минимальный?
7. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1) Наши органы чувств … в своей способности воспринимать стимулы.
2) Наше восприятие мира … и …: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.
3) Благодаря … наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира.
4) Когда сенсорные сигналы новы или неполны, мозг действует путем выдвижения…
5) Прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить … на уровне рецепторов, а затем – …, или порог осознанного узнавания.
6) Фронтальное расположение глаз у человека характерно также для … животных.
7) Бинокулярное зрение составляет основу …видения окружающего нас мира.
8) Принцип… заключается в том, что мозг всегда старается сделать контур фигуры более … и ….
9) Сенсорная адаптация состоит в … восприимчивости рецепторов, подвергающихся… раздражению.
10) Реакция внимания связана со степенью…, …, …, или … стимула (события или объекта). Тема № 12. «Психология восприятия»
Тема № 11. «Психология ощущений»
В результате изучения темы обучающихся должен:
знать:
— сущность и физиологическую природу ощущения как познавательного процесса;
— виды ощущений и их характеристики;
— особенности развития ощущений;
— закономерности сенсорной адаптации индивида.
уметь:
— определять проявления закономерностей ощущений в психической активности;
— характеризовать виды ощущений в различных видах деятельности личного состава;
владеть:
— навыками диагностики свойств ощущений;
— навыками прогнозирования проявлений закономерностей сенсорной адаптации индивида.
Содержание вопросов и заданий для самоконтроля направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-6 | ОК-7 | ПК-4 | ПК-7 |
+ | + | + | + |
- Что такое ощущение?
- Что такое чувствительность?
- Назовите компоненты и механизм действия анализаторной системы.
- Какие познавательные процессы относятся к чувственной ступени познания?
- Есть ли различия в протекании ощущений у животных и человеческого индивида?
- Что понимается под отражением отдельных свойств предметов и явлений? Объясните с точки зрения концепции психического отражения.
- Назовите известные вам классификации ощущений.
- Какие существуют пороги ощущений?
- Раскройте сущность адаптации и охарактеризуйте ее виды.
- В чем сущность сенсибилизации и синестезии?
- Какое явление имеет место, когда длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться?
- Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?
- Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя?
- Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
- Какие этапы онтогенетического развития ощущений существуют?
- Какие проявления ощущений могут иметь место в различных видах деятельности личного состава?
1. Заполните таблицу «Этапы формирования условного рефлекса»
Основные этапы формирования условного рефлекса | Примеры |
Совпадение во времени действия ранее безразличного для человека раздражителя с действием какого-либо безусловного раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс | |
Раздражитель, который превращается в условно-рефлекторный, должен несколько предшествовать действию безусловного раздражителя. | |
Мозг человека должен быть во время выработки условного рефлекса свободен от других видов деятельности. | |
2. О каких механизмах возникновения ощущений идёт речь:
1) Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.
2) Раздражитель, предъявление или устранение которого повышает вероятность повторения данной поведенческой реакции.
3) Организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы, и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных связей.
3. Автор труда «Рефлексы головного мозга»:
а) И. Павлов;
б) И. Сеченов;
в) В. Бехтерев.
4. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.
1) Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.
2) Уже у растений можно обнаружить примитивные формы ощущений.
3) Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.
4) Ощущения человека имеют рефлекторную природу.
5) Ощущения животных по своему содержанию и характеру аналогичны ощущениям людей.
6) Основу всех без исключений видов ощущений человека составляют инстинкты.
5. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.
1) Таксис – это реакция организма, которая … а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2) Рефлексы … а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3) Инстинктивное поведение … а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
4) Ощущения человека характеризуются … а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
6. Ответьте на вопросы, разберите ситуации.
1) Какова взаимосвязь и своеобразие ощущений и восприятий?
2) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?
3) Докажите: Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит больше в предметах, чем глаз орла.
4) В чем психологический смысл пословицы «на вкус и цвет товарищей нет»?
5) Приведите несколько высказываний типа «крик моды, вызывающий желтый цвет одежды» и др. Какая закономерность ощущений лежит в этих утверждениях?
6) В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О какой закономерности ощущений говорят данные явления? Дайте объяснение этому факту.
7) Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой – шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа.
8) На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же – вне рта. Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?
9) Почему, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический, струнный оркестр или один рояль?
10) Почему в зрении самый широкий диапазон адаптации, а в слухе – минимальный?
7. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
1) Наши органы чувств … в своей способности воспринимать стимулы.
2) Наше восприятие мира … и …: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.
3) Благодаря … наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира.
4) Когда сенсорные сигналы новы или неполны, мозг действует путем выдвижения…
5) Прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить … на уровне рецепторов, а затем – …, или порог осознанного узнавания.
6) Фронтальное расположение глаз у человека характерно также для … животных.
7) Бинокулярное зрение составляет основу …видения окружающего нас мира.
8) Принцип… заключается в том, что мозг всегда старается сделать контур фигуры более … и ….
9) Сенсорная адаптация состоит в … восприимчивости рецепторов, подвергающихся… раздражению.
10) Реакция внимания связана со степенью…, …, …, или … стимула (события или объекта). Тема № 12. «Психология восприятия»