Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет с тяжелой формой аутизма
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Тема: Домашние животные. Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи. Задачи:
Диплом
Скачать Автор: Ямковая Виктория Евгеньевна- учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
- формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
- развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
- развитие импрессивной речи;
- формирование первичных навыков экспрессивной речи;
- воспитание учебного поведения и общеучебных умений.
- модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
- фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
- изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
- компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Примечание |
Орг.момент – Формирование навыка смотреть в лицо. | – Федя, привет. Посмотри на меня. – Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо. | Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями. | Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку» |
– Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве. | – Молодец! Дай пять! Лови руки. | Ищет руки педагога. | Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога. |
Основная часть – Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией | Будем заниматься. Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией. | Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории | Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака). |
– Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения | Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки. | Ребенок сортирует изображения по категориям. | Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. |
– Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных. | Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!» | Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос. |
– Работа по подражательной деятельности | – Федя, сделай как я. | Ребенок выполняет подражательные движения. | Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку. |
– Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания | Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай» | Ребенок дает соответствующую фотографию. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос. |
– Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания | Педагог включает звучание голосов животных и произносит: «Му, возьми», «Ава, ава, возьми», «Бе, возьми» | Ребенок берет соответствующий рисунок. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос. |
– Формирование навыков экспрессивной речи. | Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми» | Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку. |
Заключительный этап | – Федя, молодец. – Идет коза рогатая за малыми ребятами … – К маме пойдем? – Пока. Пока. | Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога. – Да. Машет рукой. | Выполняются игровые действия |