Программа изучения личности ребенка | Обучение и развитие детей

Программа изучения личности ребенка

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Программа изучения личности ребенка
Программа изучения личности ребенка
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Программа изучения личности ребенка

Цель: изучение личности ребенка

Используемые методики:

  1. Дом. Дерево. Человек
  2. Социометрия
  3. Рисунок семьи
  4. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений
  5. Методика измерения уровня тревожности
 

1. Дом. Дерево. Человек

Материал: бумага, простой карандаш 2М, лист 11 формат складывается пополам. 1 стр., 2 стр., 4 стр. – данные испытуемого.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рисуй так, как тебе хочется».

Само тестирование состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после этого. Опрос начинается с рисунка человека.

Примерные вопросы:

  1. Кого ты нарисовал?
  2. Сколько ему лет?
  3. Что он делает?
  4. Какое у него настроение?
  5. Напоминает ли он кого-то из твоих знакомых?
2. Социометрия

Материалы: бланк социометрического проса, список членов группы, социоматрица (таблица).

Подготовка исследования: обследованию может подвергнутся любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируется критерии социометрического выбора. После выбора и формулировки критериев составляется опросник содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Примерный текст инструкции: «С кем бы ты хотел сидеть? С кем бы ты хотел играть? С кого бы тебе хотелось пригласить к себе на ДР?»

3. Рисунок семьи

Материал: ли белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручка, карандаш, ластик

Процедура опроса: проводится психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. Для детей лучше проводить процедуру опроса виде игры. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут.

После разминки проговаривается инструкция.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует повторить инструкцию.

После того как рисунок закончен,  с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают?
  4. Кто это придумал?
  5. Весело им или скучно? Почему?
  6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  7. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопросы призваны вызвать ребенка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

4. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений

Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ) Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия.

Протокол



Возраст
Пол ребенка

Ребенок в семье по старшинству

Структура семьи (полная\неполная)

Родителя

Ребенка

 

 

 

 

 

Инструкция: Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения:

Шкала

5 – абсолютно верно

4 – скорее всего это так

3 – в некоторых случаях верно

2 – не совсем верно

1 – абсолютно не верно





5. Методика измерения уровня тревожности

Рисунки предъявляются ребенку строго в перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию – разъяснение следующего содержания:

  1. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет с малышом». (Картинка 1. «Игра с малышом».)
  2. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». (Картинка 2. «Ребенок и мать с младенцем»).
  3. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) убегает от нападающего сверстника». (Картинка 3. «Объект агрессии»).
  4. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) одевается». (Картинка 4. «Одевание»).
  5. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) играет со старшим ребенком». (Картинка 5. «Игра со старшим ребенком»).
  6. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) идет спать». (Картинка 6. «Укладывание спать в одиночестве».)
  7. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной». (Картинка 7. «Умывание»).
  8. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Мать строго выговаривает ему (ей)». (Картинка 8. «Выговор»).
  9. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Отец играет с малышом, а он (она) в одиночестве». (Картинка 9. «Игнорирование»).
  10. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Сверстник отбирает у него (у нее) игрушку». (Картинка 10. «Агрессивное нападение»).
  11. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) собирает игрушки». (Картинка 11. «Собирание игрушек»).
  12. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Двое сверстников убегают от него (нее)». (Картинка 12. «Изоляция»).
  13. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». (Картинка 13. «Ребенок с родителями»).
  14. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка, веселое или печальное? Он (она) ест». (Картинка 14. «Еда в одиночестве).