Интеллектуальное и творческое развитие детей

Структура процесса психолого-педагогической диагностики агрессивности детей и подростков

На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Структура процесса психолого-педагогической диагностики агрессивности детей и подростков

Структура процесса психолого-педагогической диагностики агрессивности детей и подростков
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети
На основе теоретического анализа нами был разработан и реализован в ходе опытно-эспериментальной работы на базе школ города Нижневартовска алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков (Истрофилова О.И. Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 – теория и методика профессионального образования / Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова. – Москва, 2006. – С. 92–107.).

Алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков предполагает:

  1. Констатация определенного неблагополучия в поведении ребенка, а именно наличия агрессии в поведении ребенка.
  2. Знакомство с ребенком или подростком, проявляющим агрессивное поведение.
  3. Осознание возможных причин агрессивного поведения, анализ особенностей случая.
  4. Постановка цели и задач диагностики.
  5. Выделение объекта и предмета диагностики, выделение признаков диагностируемого явления.
  6. Подбор наиболее эффективного диагностического инструментария (диагностических методов).
  7. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. Предварительная постановка социального диагноза.
  8. Составление программы диагностики агрессивности детей и подростков
  9. Сбор информации, необходимой для проверки гипотезы. Проведение диагностических методов. Практический этап.
  10. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. Измерение и анализ показателей диагностических методов. Переработка и интерпретация данных (статистическая обработка и качественный анализ).
  11. Окончательная постановка диагноза. Формулирование и оформление выводов.
  12. При не подтверждении гипотезы повторение процедуры.
  13. Постановка прогноза развития ситуации.
  14. Рекомендация системы психолого-педагогических мер, направленных на ликвидацию и ослабление причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка.
  15. Определение содержания социальной и психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивности детей и подростков.

Рассмотрим более подробно разработанный и апробированный нами 9 практический этап алгоритма процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков.

9. Практический этап. Проведение методов диагностики агрессивности детей и подростков. Проведение диагностических методов по следующей схеме (для каждого отдельного случая):

  1. Общее предварительное изучение подростка, которое включает в себя:

    –   наблюдение за поведением подростка в школе;

    – наблюдение за его отношением к учебе, анализ успеваемости;

    –   анализ его положения среди сверстников;

    –   анализ взаимоотношений в семье;

    –   анализ биографических данных;

    – беседы со специалистами школы по установлению наличия проявления агрессии в поведении ребенка.  

  2. Занесение результатов наблюдения за проявлениями агрессии в примерную схему наблюдения за ребенком, которая позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологиче-ских агрессивных реакций.
  3. Выяснение преобладающего психического состояния: тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность используя тест «Самооценка психического состояния» (по Айзенку).
  4. Заполнение карты психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка, проявляющего различные формы агрессивного поведения.
  5. Установление наличия у подростка агрессивного поведения в результате проведенной работы.
  6. Подтверждение и уточнение установленного наличия агрессивности  используя  опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии). А также выявление уровня агрессивности и формы проявления агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная и т.д.
  7. Получение дополнительных данных по проблеме используя: психологический анамнез, тест «Склонность к риску» (К. Левитов), проективные тесты: «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»; методику незаконченных предложений, «Hand – тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.
  8. В результате проведенной работы выдвижение предположения о причине возникновения у подростка агрессивного поведения (различных форм проявления).
  9. Подтверждение и уточнение предположенных ранее причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка используя:

–   тест «Самооценка» и тест «Уровень притязаний»;

– данные психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка.

– опросник Спилбергера (тест «Исследование тревожности: личностной, ситуативной»);

–   тест школьной тревожности Филлипса;

опросник К. Леонгарда (диагностика типов акцентуации черт характера) и т.д.

Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>