Стратегии исследования проблем клиента при помощи метафорических ассоциативных карт | Обучение и развитие детей

Стратегии исследования проблем клиента при помощи метафорических ассоциативных карт

На главную Психологическое консультирование Теория Стратегии исследования проблем клиента при помощи метафорических ассоциативных карт
Стратегии исследования проблем клиента при помощи метафорических ассоциативных карт
Психологическое консультирование — Теория
Попова Г. В.,

Милорадова Н. Е.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами Национального технического университета «ХПИ», г. Харьков кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики факультета подготовки специалистов подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции по делам детей Харьковского национального университета внутренних дел

Аннотация.

В статье обсуждается классификация приемов применения метафорических карт при исследовании проблем клиентов в ходе психологической консультации: способы предъявления карт, применение аналитических схем, коммуникативных приемов.

Для характеристики особенностей функционирования внутренних структур личности клиента, восприятия им важных элементов проблемы предлагаются различные способы раскладки карт: линейные, структурно-функциональные, символические, матричные. Приводятся приемы нарративной практики, которая сопровождает раскладку карт. Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты, психологическое консультирование, способы раскладки карт, нарративная практика.

Постановка проблемы.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) являются стремительно распространяющимся среди практических психологов инструментом психологической консультации. Использование МАК в ходе психологического консультирования является экономичным (с точки зрения затрат времени и сил) и экологичным (с точки зрения безопасности клиента) способом работы с клиентом, добавляющим разнообразия в инструменты консультативной и психотерапевтической работы.

Работа с МАК не имеет жестких правил, что позволяет психологу варьировать инструкцию, каждый раз создавая возможность видеть карты в новом свете. Это дает возможность работать с одним набором карт множество раз. Важно не то, что именно изображено на картинке, а то, какая история воспринимается клиентом и что он может рассказать. Каждый раз картинки на картах оживляют воспоминания, чувства, актуализируют бессознательное, подсказывают решение проблемы клиенту. Клиент наполняет картинку на карте своим смыслом, поэтому очень важно, чтобы психолог не навязывал свое видение [1].

Многие клиенты не способны выйти на эмоциональный уровень, они закрыты, рациональны, а метафорические карты способны погрузить такого человека в чувственный мир. На основе процессов идентификации и проекции у клиента по поводу картинки возникает множество ассоциаций, связанных с внутренним миром личности и неосознаваемыми его частями. Карты можно рассматривать как мультимодальную стимуляцию, вызывающую разно образные ассоциации клиента: с одной стороны, есть зрительный ряд, с другой — нарративная практика, которая является источником последующих интервенций в процессе консультирования.

В консультативном процессе с помощью МАК достигаются определенные эффекты: установление доверия; актуализация переживаний клиента; его самораскрытие; установление контакта с внутренними частями личности; исследование ценностей и мотивов; обнаружение вытесненного материала; инсайт, рефрейминг, структурирование проблемы; поиск путей решения и ресурсов; обогащение личных смыслов; расширение картины мира; получение метафорической обратной связи. Эти эффекты возможны на основании психологических явлений, задействованных в МАК, — проекции, идентификации, ассоциирования, инсайтов клиента, выделения в материале фигуры и фона, диссоциации от проблем, снижения уровня защитных механизмов, метафорического воздействия [2].

Наряду с достаточно обоснованным пониманием теоретических основ работы метафорических ассоциативных карт практические алгоритмы применения карт в индивидуальной и групповой работе пока остаются ориентировочными и недостаточно аргументированными. Поэтому актуальной является работа по обобщению опыта и уточнению применения карт как инструмента психологического консультирования.

Цель данной работы — описание стратегий применения МАК в ходе индивидуальной психологической консультации при исследовании проблем клиента.

Основной материал и результаты исследования. При помощи метафорических ассоциативных карт в процессе психологического консультирования возможны:

•целенаправленное исследование внутреннего пространства клиента, его проблемных зон при помощи ассоциаций клиента, выделяемых им на картах образов;

•метафорические интервенции, которые помогают найти пути и ресурсы преодоления проблем.

Остановимся более детально на возможности исследования внутреннего мира клиента при помощи МАК. Психологи, работающие с МАК в консультативном процессе, подчеркивают, что карты не являются валидизированной методикой диагностики психологических характеристик, а также невозможно установить строгое соответствие выбора и восприятия карт с характеристиками личности [3]. Однако применение карт создает безопасную среду для исследования проекций клиента. Умение работать с проекцией позволяет психологу в короткие сроки понять причины, приведшие клиента к проблеме, а также наиболее эффективные способы ее решения. При помощи МАК психолог имеет возможность быстро снимать сопротивление клиента, достигать альянса (степени близости и доверия), работать с любой темой и проблемой клиента.

Характеризуя целостный процесс консультирования при помощи МАК, можно выделить следующие его этапы:

•осмысление картинки (идентификация образов),

•узнавание в образах соответствующих проблем (диссоциированное восприятие проблем);

•осмысление проблем, их частей, причин, возможных путей решения на метафорическом уровне, побуждение к структурированию и осмыслению личных проблем,

•перенос результата метафорической работы в жизнь (принятие решения на реальном жизненном уровне). Такое решение часто возникает неожиданно (вроде бы говорили на отвлеченные темы по поводу картинок), воспринимается как магическое послание бессознательного, как озарение — внезапный инсайт.

В нашем опыте выделились 2 варианта начала консультативного процесса с применением МАК: работа без содержательного запроса, работа по конкретному запросу.

Работа без содержательного запроса возникает в случае, если клиент либо не готов рассказать открыто о своих истинных переживаниях, «скелетах в шкафу», либо не может точно описать, что с ним происходит. В данных условиях мы можем работать как бы без содержания, предлагая клиенту найти карты, метафорически отображающие проблему или состояние, а потом приступаем к их описанию. Причем диагностические возможности здесь таятся как в самой композиции карточного набора, так и в процессе непосредственного выбора карт клиентом с учетом последующего описания и интерпретации карт. Например, можно ориентироваться на некоторые алгоритмы проведения консультации, предложенные А. Пушковым:

•встречу начинают с упражнения с картами для прояснения запроса, затем проводят консультативную беседу;

•погружение в карточные образы и возвращение («челнок») в реальность проделывается множество раз на протяжении сессии;

•вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.

Либо можно использовать другой вариант:

•наладка контакта, прояснение запроса;

•предложение определенной техники-упражнения с МАК;

•диссоциированная работа, погружение в МАК;

•возвращение в реальность, интеграция полученного опыта;

•подведение итога встречи [4].

Работа по конкретному запросу связана с уровнем осознания клиентом причин возникновения проблемной ситуации, с тем, как работает психологическая защита клиента. По сути, то, что клиент озвучивает в качестве запроса, подлежит исследованию с помощью карт для уточнения и последующей переформулировки, конкретизирующей запрос.

Запрос должен быть лаконичным, связанным с клиентом, в терминах психологических категорий, с личных позиций (формулирование проблем близких для клиента людей не допускается). Например, исследование проблем сына в отношениях с девушками не принимается. Вычленяется проблема клиента в связи с переживанием данной ситуации. При формулировании запроса на исследование ситуации при помощи МАК клиенту предлагается выбрать область работы (отношение, состояние, выработка решения по конкретной проблеме и т. п.), сформулировать конкретный вопрос, с которым вы хотите поработать. От качества сформулированного вопроса зависит эффективность работы.

Например, в инструкции к колоде метафорических ассоциативных карт «Быть. Действовать. Обладать» [5] Е. Морозовская приводит следующий способ формирования работы с областью отношений: «Выберите отношения, в которых вы хотели бы разобраться (с партнером, супругом, другом, ребенком, родителем, коллегой, начальником и т. д.). Вытащите «вслепую» 5 карт:

1.Что не работает в отношениях?

2.Что я привношу в отношения?

3.Что вторая сторона привносит в отношения?

4.Что работает в отношениях?

5.Что должно произойти, чтобы улучшить взаимоотношения?»

В практике психологического консультирования сложились определенные стратегии исследования проблем клиента при помощи МАК. Можно выделить несколько характеристик, определяющих эти стратегии:

•закрытый или открытый способ выбора карт;

•количество карт;

•применение аналитических схем для порядка выбора карт (способ раскладки) и последующей их интерпретации;

•коммуникативные техники исследования восприятия карт клиентом — применение вопросов различного типа, а также других коммуникативных приемов для побуждения клиента к ассоциированию.

Важным моментом является предъявление колоды клиенту, предоставление возможности взять карту открыто либо «вслепую». При открытом выборе под образ подбираются зрительные ассоциации — картинки, при закрытом — происходит активная проекция, карте приписывают внутренние образы.

Открытый выбор — это наиболее безопасный способ работы с картами, предполагающий контроль со стороны клиента. Клиент целенаправленно выбирает карты для характеристики какого-то своего процесса, образа, состояния. Ассоциации при открытом выборе возникают параллельно с выбором карты, сам выбор является ассоциативным и может быть более или менее осознаваемым, рефлексивным либо эмоциональным, интуитивным. Возможен выбор, «навязанный» культурой при стереотипном восприятии значения образов.

Выбор рубашкой вверх, то есть «вслепую»: клиент наугад выбирает карту из колоды, а затем рассматривает ее и обдумывает, как именно образы на картинке связаны с заданной темой, с его ситуацией. Способ «вслепую» часто рассматривается как послание судьбы, вносит в процедуру элемент интриги, вызывает игровой азарт. Данный способ запускает процесс свободного ассоциирования, который может приводить к обнаружению проблемы. Психолог имеет возможность проследить, какую реальность выделяет клиент, как он ее описывает. Для того чтобы осторожно исследовать «опасную» для клиента информацию, важно начать говорить о ней, как-то ее характеризовать. Эффективность МАК основана на том, что карты являются средством взаимодействия психолога с клиентом, вовлекают клиента в диалог по поводу его проблем.

Г. Кац и Е. Мухаматулина [3], обобщив определенный опыт применения карт в ходе психологического консультирования, констатируют, что при выборе карт «вслепую» клиенты анализируют себя глубоко, отвечают на более сложные вопросы. В связи с этим они рекомендуют выбор «вслепую» в большей степени для тех клиентов, кто находится в достаточно устойчивом состоянии, чем для тревожных и эмоционально неустойчивых.

На основании собственного опыта мы можем уточнить, что клиент, не готовый к осознанию проблем, может пытаться дополнительно брать карты, менять их. Это также полезная работа, но она идет на фоне сопротивления клиента: отказ от карты — отказ от осмысления проблем. Однако карты могут стать поводом для беседы по исследованию проблемы.

В собственной практике мы применяем прием так называемого экстрасенсорного выбора, который включает интуицию. Например, клиент, выбрав карту «вслепую», отвергает ее и делает дополнительный выбор. Обе карты — и новая, и предыдущая — кладутся рядом рубашками вверх, перемешиваются, затем клиенту предлагают выбрать одну из них наугад. Если экстрасенсорный выбор подтвердил выбор той же карты, то это стимулирует клиента к анализу взаимосвязей образов на карте с его ситуацией. Если выпала другая карта, то в результате анализируются обе. Наступает отсроченное «прозрение» того, как именно изначально отвергнутая карта связана с ситуацией. Таким образом, прием помогает актуализировать исследовательскую мотивацию клиента, включает дополнительный резерв ассоциирования.

В ходе консультативной работы с применением МАК диагностичным является количество карт, которые выбирает клиент. Существует такой ориентир: кроме тех случаев, где специально оговаривается количество карт, клиент сам решает, сколько карт ему потребуется для ответа на конкретный вопрос. Чем больше человек берет карт, тем больше он нуждается во внешних опорах для самопонимания.

В ходе исследования проблем клиента при помощи МАК эффективно применение различных способов раскладки (определенного порядка выбора карт) и аналитических схем для последующей их интерпретации.

Условно можно выделить следующие типы раскладок карт: линейные, структурно-функциональные, символические, матричные.

Линейные раскладки направлены на выявление актуальной информации о внутренних процессах личности: о развитии состояний (Я до события, Я во время события, Я после события). Характерной особенностью линейных раскладок является исследование изменений, сравнение воспринимаемых клиентом характеристик. Результатом такой раскладки является выявление «пусковых» механизмов негативных переживаний, характеристика динамики переживаний клиента, осознание клиентом своей роли в возникновении собственных состояний.

Структурные раскладки направлены на выявление особенностей структурных компонентов личности и характеристик их взаимодействия (анима-ани-мус, состояний личности родитель-ребенок-дитя и т. д.). К структурным раскладкам можно отнести исследование структурно-функциональных связей личности в системе отношений (Я в семье, на работе и др.) с использованием, например, символической доски Геринга, концентрических окружностей и т. д. Результатом структурных раскладок являются определение особенностей функционирования внутренних структур личности клиента, осознание клиентом их внешних проявлений.

Символические раскладки карт позволяют находить метафорические символы проблемы, ее частей и их характеристик. Они особенно эффективны при затруднениях клиента в словесном описании проблемы. Рез ультатом работы с символической раскладкой является категоризация важных элементов проблемы и осознание клиентом их значимости.

Структурные и символические раскладки родственны расстановочным формам работы, которые имеют свои традиции и выходят за рамки консультативной работы. Тем не менее, при работе с МАК с использованием таких раскладок могут быть задействованы некоторые идеи расстановочных практик, например, заместительное восприятие — феномен расстановки, проявляющийся таким образом, что заместитель элемента рассматриваемой системы, находясь в поле расстановки, каким-то чудесным (или феноменальным) образом начинает чувствовать то, что чувствует (или чувствовал) реальный прототип, роль которого он замещает. Так, при работе с использованием доски Геринга, концентрических окружностей или стульев мы, размещая карты (заместители чего-либо, кого-либо), как бы расставляем их и, вживаясь в роль, связанную с определенной картой, считываем эмоции, состояния, особенности поведения, говорим о них, пытаемся понять и интерпретировать. Тем самым мы подталкиваем клиента к озарению и осознанию возможных причин проблемных ситуаций.

Матричные раскладки карт представляют собой раскладки с применением определенной схемы анализа. Аналитические схемы разработаны различными авторами для анализа отношений, конфликтов, эффективности деятельности, удовлетворенности процессами и т. д. Для анализа проблем клиента психолог может выбрать любые актуальные матрицы (баланс жизни Н. Пезешкиана, SMART, треугольник С. Карпмана и др).

Рассмотрим метод применения матричной раскладки на примере матрицы «Колесо жизни». Клиенту предлагается создать визуальную картину баланса (или дисбаланса) собственной жизни, выделив в окружности («Колесе жизни») различные жизненные сферы путем подбора для разных жизненных сфер метафорических карт. Клиенту предлагают оценить степень удовлетворенности соответствующим аспектом жизни на данный момент — провести в каждом секторе линию, символизирующую степень его удовлетворенности (центр колеса — это 0, а дальний его край — 10). Так, если у него все благополучно в профессиональной сфере, тогда в секторе «работа» он может поставить себе высокий балл; при любом проблемном ощущении в жизненной сфере выставляется более низкий балл. После заполнения «Колеса» проводится анализ полученных результатов, связанный с характеристикой выбранных для сектора карт, побуждающих ассоциации клиента. Обобщить полученную информацию можно с помощью вопросов:

—Что вы обнаружили, заполняя «Колесо жизни»?

—Насколько вы удовлетворены своим нынешним балансом?

—Какие секторы ощущаются как противоречивые, проблемные, требуют внимания?

—Каким образом сектор «X» влияет на сектор «Y»?

—Какие действия могут изменить положение дел?

—Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы сделали что-то такое, что может привести вас к балансу?

Результат работы с матричными раскладками — характеристика ассоциативного ряда в определенной жизненной сфере клиента. Нарративная практика (создание историй по раскладке) позволяет выявить ограничивающие установки, скрытые эмоциональные блоки клиента в конкретной сфере. Таким образом, аналитическая схема, как основа раскладки карт, обязательно дополняется коммуникативными приемами, проясняющими сущность внутренних процессов.

К аналитическим приемам можно также отнести нарративную практику по созданию историй на основании выбранных карт. Существуют различные алгоритмы, побуждающие клиента к рассказу и структурирующие историю. Например, можно использовать структуру, состоящую из 6 последовательных шагов:

1.Герой появляется.

2.Герой отправляется в путешествие для выполнения какой-то миссии или борьбы с кем-то или чем-то.

3.Герой встречает помощников.

4.Герой сталкивается с препятствиями.

5.Герой справляется с препятствиями.

6.Конец истории.

Можно пользоваться схемой В. Я. Проппа или Д. Родари, в которой было выделено 7 основных персонажей, выполняющих основные задачи-функции (у В. Я. Проппы — 31, у Д. Роддари — 20) [6].

Клиент выбирает карты, опираясь на эти схемы, и создает свою историю. Нам нужно вместе с клиентом:

•проанализировать сочиненные истории;

•решить сказочные задачи;

•развить умение находить креативные решения сказочных проблем и «примерить» эти решения к реальной жизни;

•найти или взрастить ресурсы для решения проблем;

•развить навыки позитивного мышления.

При создании истории клиент может сразу ассоциировать себя с выбранным героем (взять карту и сказать: «это я»), а может вначале использовать диссоциированный уровень, но по мере погружения в историю дистанция между картой и клиентом пропадает.

В ходе анализа истории необходимо анализировать характеристики героя и способы его активности, используя, например, алгоритмы, описанные С. И. Быковым, Д. Н. Давидовичем: «конструктор»-герой формулирует свое содержание; «инициатор»-герой сообщает о стартовых, сигнальных факторах, которые запускают процесс; «трансформатор»-герой формулирует представления о форме, об образе, с которыми он мечтал бы слиться; «синхронизатор»-герой выражает «живое существо своей энергии». Используя подход «мифопроцессинга» для анализа истории, которую человек рассказывает на основе восприятия карт, можно выделять и исследовать ритуалы: жертвоприношения, преодоления, соприкосновения с таинственностью в реальности и др. [7].

Выводы

Применение метафорических карт в консультировании позволяет эффективно исследовать проблемы клиента, применяя различные способы раскладки карт: линейные, структурно-функциональные, символические, матричные. Раскладки различного типа помогают исследовать особенности функционирования внутренних структур личности клиента; характеристики важных элементов проблемы и осознание клиентом их значимости. Нарративная практика, сопровождающая раскладки позволяет выявить ограничивающие установки, скрытые эмоциональные блоки клиента в конкретной сфере. Аналитические приемы применения карт необходимо дополнять коммуникативными приемами, проясняющими сущность внутренних процессов.

Литература:

1.Киршке В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. — М.: ОН Verlag. —2010. —240 с.

2.Милорадова Н.Э., Попова Г.В. Психологические механизмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / сучасної педагогічної освіти: зб. стат. — Ялта: РВВ КГУ, 2014. — Вип. 42. —4.5. — С. 207-217.

3.КацГ, Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога. — М: Генезис, 2014. — 160 с.

4.Пушков А. Техника постановки вопросов при работе с О-картами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pushkov.com.ua/oh-cards/item/2- tekhnika-postanovki-voprosov-pri-rabote-s-assotsiativno- metaforicheskimi kartami.html#comments.

5.Морозовская E. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.knigi-psychologiaxom/morozovskaya- eva-m-1645.html.

6.КапшукО.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя. — Ростов на Дону: Феникс, 2009. — 221 с.

7.Быков С.ИМ Давидович Д.Н. Путешествие в реальность мифа [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: // hpsy. ru/ authors/x008. htm.

Источник: Практична психологія та соціальна робота, 7, 2014