Интеллектуальное и творческое развитие детей

Социальная и психологическая помощь приёмной семье.

На главную Работа с родителями Приемная семья Социальная и психологическая помощь приёмной семье.

Социальная и психологическая помощь приёмной семье.
Работа с родителями — Приемная семья
Сирота в дом – счастье в дом.

Помочь сироте, что к Богу прикоснуться.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В Беларуси существует феномен социального сиротства — так называется сиротство при живых родителях. В 2006 году в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей сиротской категории находилось 11995 детей-воспитанников интернатных учреждений, годных по социально-правовому статусу к различным формам семейного устройства. Из них:

621 ребёнок в возрасте от рождения до 2 лет;

647 детей от 3 до 7 лет;

5250 детей от 8 до 12 лет;

5477 подростков от 13 до 18 лет.

За 2005 год белорусскими гражданами было усыновлено 368 детей. В подавляющем большинстве усыновлённые – это дети до 2, от силы до 3 лет. В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение детей в возрасте от 3 до 18 лет возможностями семейной адаптации [4].

Конвенция о правах ребенка закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Актуальной формой устройства «взрослых» детей в семьи является создание приёмных семей.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Оказанием помощи приёмным родителям занимаются многие учреждения и организации. Социально-педагогическая и психологическая служба Центра творчества детей и молодёжи «Ранак» Московского района также оказывает комплексную помощь приёмным семьям. Мы проводим психологическое обследование кандидатов в приёмные родители. Диагностика приемной семьи позволяет выявить проблемы семьи в различных контекстах. Конкретные методы диагностики семейной системы позволяют определить ресурсы семьи для организации заботы, эффективность ее функционирования в процессе приема. Нами составлена программа по обучению лиц, желающих взять ребёнка.

Необходимо отметить, что дети сироты имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития [3]. При этом условия в приёмной семье должны быть отличны от условий сиротских учреждений, в которых ребенок является частью детской группы, а взрослые эмоционально далеки от него. Вне отношений привязанности компенсировать депривационные нарушения и воспитать здорового ребенка практически невозможно. Поэтому задачи программы:

— представить приемным родителям информацию о принципах обеспечения воспитания в приемной семье;

— помочь приемным родителям прояснить их собственные возможности, разобраться с трудностями, возникающими при сотрудничестве с приемными детьми;

— помочь создать атмосферу установления партнерских отношений в группе родителей для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в семьи.

Обучающий курс предназначен для кандидатов в приемные родители; сочетаются формальное (теоретическое) обучение и тренинговые (практические) занятия.

Обучающий курс состоит из 10 занятий продолжительностью по 2,5 часа; всего 25 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество человек в группе – 7-10.

Тематический план обучающего курса

Содержание

всего

теор.

практ.

Занятие 1.

Тема: «Приемная семья как форма социальной опеки над ребенком».

— Знакомство участников друг с другом.

— Рассказ о себе

— Какие они приемные родители и что они могут дать детям?

— Почему дети оказываются в приемной семье?

— Вопросы для обсуждения

Занятие 2.

Тема: «Первые месяцы жизни ребенка в семье».

— Введение.

— Детский опыт у каждого разный.

— Чувство потери (беседа).

— Сохранение воспоминаний.

— Завершение.

Занятие 3.

Тема: «Возрастные закономерности психического и социального развития ребенка».

— Период грудного возраста.

— Ребенок в возрасте до 5 лет.

— Ребенок в возрасте до 10 лет.

— Подросток.

— Вопросы для обсуждения.

Занятие 4.

Тема: «Быть приемным родителем – это профессия».

— Введения.

— Сохраняйте идентичность (беседа).

— Как мы воспитываем (беседа).

— Некоторые стратегии воспитания (мозговой штурм).

— Обсуждение.

Занятие 5.

Тема: «Трудное поведение детей и подростков».

— Введение.

— Понимание «трудного» поведения (беседа).

— Проблемы дисциплины (упражнения)

— Завершение.

Занятие 6.

Тема: «Управление «трудным» поведением».

— Введение.

— Как бы вы поступили? (ролевая игра).

— Это живые дети! (создаем правила сами).

— Завершение.

Занятия 7 – 8.

Тема: «Развитие связей: привязанность. Создание доверия».

— Стадии эмоционального развития.

— Значение привязанности.

— Травмы. Разлука.

— Модели привязанности и поведения ребенка.

— пути формирования привязанностей.

Занятие 9.

Тема: «Создание книги истории жизни ребенка. Использование блок-схем».

— Зачем необходима «Книга жизни»?

— Использование блок-схем.

— Способы сбора информации для «Книги жизни».

Занятие 10.

Тема: «Работаем вместе. Чему мы научились».

— Чему мы научились? (обсуждение, анкетирование).

— Становление (дискуссия).

— Завершение (ритуал прощания с группой).

Итого:

2,5

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

 

5,0

 

 

 

 

2,5

 

 

 

2,5

 

 

25,0

1,5

 

 

 

 

1,5

 

 

 

2,5

 

 

 

 

1,5

 

 

 

1,5

 

 

 

1,0

 

 

 

2,0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

0,5

 

 

13,0

1,0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

0

 

 

 

 

1,0

 

 

 

1,0

 

 

 

1,5

 

 

 

3,0

 

 

 

 

1,5

 

 

 

2,0

 

 

12,0

Специалисты СППС центра осуществляют и дальнейшее сопровождение приёмных семей. В 2006 году была разработана программа «Лад». Психологи оказывают различную помощь детям и их родителям в процессе их адаптации друг к другу. А с февраля 2007 года начал свою работу клуб замещающих семей «Гармония», цель которого — гармонизация внутрисемейных отношений. На наш взгляд семейный клуб поможет решать трудные проблемы, связанные с интеграцией детей, с помощью межличностной поддержки и путём совместного решения возникающих задач, а также помочь детям и родителям развить навыки преодоления семейного стресса.

За последнее время в стране удалось достичь значительных позитивных результатов в решении проблем сиротства. Формируется государственная политика по профилактике сиротства, идёт активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов детей. Тем не менее, существуют факторы, тормозящие развитие института приемных семей. Во-первых, ограничены финансовые ресурсы для оплаты труда приемных родителей, во-вторых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям, в-третьих, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. На наш взгляд необходимо решить данные вопросы, так как приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи. Это важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.

Литература:

1. Дуновски И. Воспитание приёмных детей. — М.: Прогресс, 1980г.

2. Маглыш В.А. Организация и содержание работы с кандидатами в усыновители: Метод. пособ.- Мн.: Мэджик бук, 2005.

3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей сирот. — М. 2006

4. Поспелова Н.С., Рафальская Е.А. Социальная реклама в сфере семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — Мн. 2006.

5.Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. –Мн.: Тесей, 1999.

Подготовила: Зав.СППС ЦТДиМ «Ранак»

Вощило Л.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>