Семинар-практикум "Застенчивый ребенок" | Обучение и развитие детей

Семинар-практикум "Застенчивый ребенок"

На главную Работа с родителями Родительские собрания Семинар-практикум "Застенчивый ребенок"
Семинар-практикум "Застенчивый ребенок"
Работа с родителями — Родительские собрания
Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть даже душевным недугом. Ее последствия могут быть удручающими:

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
  2. она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
  3. застенчивость не дает другим людям возможность оценить положительные качества человека.
 


Быть  застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и закрепляется. Может быть, Ваш ребенок за свои 5 или 6 лет уже несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определенных ситуациях, или знает, как общаться, но по определенным внутренним причинам не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести и к самоунижению.

Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, очень некрасивые. Но давайте подумаем, нет ли нашей вины в том, что наши дети чувствуют себя таковыми? А может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о застенчивом ребенке, еще больше занижая его самооценку. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения. Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми:

— расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям;

  1. не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы;
  2. постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в своих силах;
  3. привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением.
Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается редко. Большинству детей необходима помощь. Работа по преодолению должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо.

Как помочь застенчивому ребенку?

1. Игра «Колдун»

Колдун заколдовывает детей так, что они не могут говорить. На все вопросы отвечают с помощью жестов. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали.

2.  «Расскажи стихи руками». Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

3.   Рисунок «Какой я есть и каким бы я хотел быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он есть сейчас, на втором – таким, каким бы он хотел быть. После рисования проводится обсуждение.