Секреты успеха в учебе 6 | Обучение и развитие детей

Секреты успеха в учебе 6

На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 6
Секреты успеха в учебе 6
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога
Занятие: Я и мои интересы, склонности,

возможности и потребности


Цели: определение учениками собственных интересов, склонностей и возможностей; осознание учениками собственных потребностей.

Задачи:

Помочь ученикам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях (проведение соответствующих диагностических методик).

Способствовать осознанию учениками своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик).

Краткий конспект занятия:

Ученикам предлагается ответить на вопросы: насколько хорошо они учатся, насколько хорошо они себя чувствуют и насколько им интересно учиться по предметам,  представленным в анкете.

1. Тест «Карта интересов».

2. Анкета «Тип интеллекта».

В конце каждого занятия ученики отвечают на вопросы:

– Что я делал?

– Что я узнал?

– Чем полученная информация может быть для меня полезна?

Обсуждение результатов диагностики ученика проводится на индивидуальной консультации.

После получения информации о результатах диагностики ученику предлагается составить портрет-эссе по следующей схеме:

Ø Меня интересует …

Ø Я умею …

Ø Мне необходимо …

Ø Мои самые сильные стороны – это …

Ученики пишут эссе дома. Работа вкладывается в портфолио в раздел «Мой портрет».

Очень важно в работе по данной теме акцентировать внимание учеников и на учебных достижениях.

Карта «Интересы и потребности»

1. Работа с картой интересов (вариант 1). Результаты работы с картой обсуждаются на индивидуальной консультации.

2. Индивидуальная работа с картой «Мои интересы».

1. Мне интересно

 

2. Для меня ценно

3. Меня привлекает

4. Я увлекаюсь

Интересы

Я хочу

Мне надо

 

 

 

 

 

 

Поэтому я буду



Карта «Мои возможности»

1. Работа в группах.

Для обсуждения в группах предлагается вопрос: «Что влияет на мои возможности?»

Результаты заносятся в сводную таблицу (лучше это сделать на большом листе бумаги). Здесь мы приводим пример подобной схемы, используемой при выборе профильного класса.

2. Индивидуальная работа с картой «Я могу».

Учащимся предлагается проанализировать свои возможности на примере данной карты.



Моя успеваемость

Средний балл:

Русский язык

Литература

Алгебра

Геометрия

География

Биология

Физика

Химия

Физкультура

История

Информатика и ИКТ

Иностранный  язык

Технология

* выдели маркером профильные предметы
Дополнительное образование

Кружок (секция, студия), в котором я занимаюсь:_____________

Результат моих занятий (полученные знания, грамоты и награды)                 0  10

Умение учиться

1. Умею взять все необходимое для школы

0 10

2. Умею слушать объяснения и задания

0  10

3. Умею попросить о помощи, если что-то не получается

0  10

4. Умею отвечать на поставленный вопрос

0  10

5. Умею выполнять задания в соответствии с инструкцией

0  10

6. Умею распределять работу

0  10

7. Умею правильно реагировать на замечания

0  10

8. Умею гордиться своей работой

0  10

9. Умею быть самостоятельным

0  10

10.Умею делать домашнее задание быстро и качественно

0  10

11. Умею организовать свое свободное время

0  10

Состояние здоровья 0  10

Досуговое самоопределение

1. Как выбрать себе занятие по вкусу? Как организовать свое свободное время?

Наверное, каждому ребенку так или иначе уже приходилось сталкиваться с подобными вопросами. Однако не всем удается  найти правильный ответ. Многие из ребят, записываясь во множество кружков, не могут найти для себя наиболее подходящее занятие в течение долгого времени. Почему так происходит? Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой выбора, когда необходимо соотнести свои потребности и интересы с имеющимися возможностями, взвесить все «за» и «против».

На этом этапе программы необходимо вспомнить тему, в которой обсуждались условия правильного выбора, и еще раз обсудить это с учениками.

Так что же необходимо учитывать, выбирая себе занятие?

• Возможности, способности («Я могу»).

• Склонности, интересы («Я хочу»).

• Имеющиеся варианты выбора.

• Время, которым ты располагаешь.

• Мнение твоих родителей.

2. Индивидуальная работа с картой «Мои интересы, потребности и возможности».

Ученикам предлагается проанализировать свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив карту «Мои интересы, потребности и возможности».

Карта «Мои интересы, потребности и возможности»

Я люблю

Мне интересно научиться

Я могу

Делать что-то руками

(рисовать, шить, вязать, конструировать модели и т. д.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Выполнять физические упражнения

(танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т. д.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Заниматься музыкой

(слушать, петь, играть на музыкальных инструментах)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Получать углубленные знания по предметам

(иностранному или русскому языку, литературе, биологии,

информатике, истории, химии, физике, математике, географии и др.)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Поэтому я буду

(наиболее приемлемые варианты, которые я буду рассматривать)*:





3. Анализ вариантов выбора.

Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями.

Варианты выбора

(исходя из интересов

и возможностей)

Информация о кружках и секциях

Где находится?

Время

занятий

Условия

приема

Дополнительная информация

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой выбор:

Профилактика трудностей в учебе

УЧИМСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЯ

В процессе взаимодействия с людьми важно уметь представить себя так, чтобы с тобой захотели общаться. Предлагаем тебе несколько простых правил преставления себя окружающим:

  • Выбери правильное место и время, чтобы представиться.
  • Поздоровайся с собеседником и назови свое имя, полное или сокращенное в зависимости от ситуации общения.
  • Спроси человека, с которым разговариваешь, как его зовут.
  • Расскажи о себе самое главное, представляя свои интересы, ориентируясь на то, что хотел бы узнать о тебе собеседник.
 

В качестве упражнения предлагаем тебе представить себя, написав эссе, адресованное приятному тебе собеседнику.

Разрешите представиться

________________________________________________________________

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ

ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Ты уже выделил главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь.

2. Теперь ответь на вопрос:

– Какой результат я хочу получить?

Запиши ответ в таблицу 2.

Ответ на вопрос и является той конечной целью, которую ты ставишь перед собой.

3. Ответь на вопрос: что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат?

Запиши план действий в таблицу 2.

4. Отметь в таблице 2, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.

5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице 2, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.

6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос:

– Достигнута ли конечная цель?

Таблица 2

Что я должен сделать? __________________________________

Какой результат я хочу получить? ________________________

Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

План действий

Предполагаемый

результат

Полученный

результат

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели? _______________________________

Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема?

 

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ

Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем УМЕНИЕ ЗАМЕЧАТЬ СОБСТВЕННЫЕ УСПЕХИ И РАДОВАТЬСЯ ИМ.

«А что тут сложного?», – скажешь ты.

Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка?

Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или: «Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил». Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но мы-то с тобой знаем, что оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба.

Знания и опыт – вот то, что действительно

пригодится тебе в жизни


Поэтому, используя ниже приведенные схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены.

Линейки достижений

Оцени по 5-балльной шкале:

1) затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ:

0                                                                            5



2) полученные мною знания, умения и навыки:

0                                                                            5



3) какую оценку в школе я получил?

0                                                                            5

Такие линейки мы рекомендует тебе использовать каждый день.

Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.

Лестница успеха

В конце каждого месяца «поставь» себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька – наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже 1 раза в месяц.

МОИ ЦЕЛИ

Цель то, к чему стремятся, что надо осуществить

толковый словарь Ожегова

ЛИНЕЙКА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

МОИ ЦЕЛИ

 

Краткосрочные



Среднесродные



Долгосрочные



  • Учеба
 

 

 

  • Хобби
 

 

 

  • Общение
 

 

 

  • Здоровье, красота
 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОИ ЦЕЛИ — МОИ РЕСУРСЫ





Учеба



Хобби



Общение



Здоровье

Ресурсы

Цель

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

Есть в наличии

Нет в наличии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Конечно, «жить на свете без сюрпризов», когда «все на свете предусмотрит расписание», – как поется в одной  песенке, – скучно. Но и без режима дня сохранить здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в гимназии), трудно. Давай вместе подумаем, как составить такой распорядок дня, который включал бы в себя и важные дела, и полноценный отдых.

1. Используя Таблицу 3, составь свой распорядок дня по следующему плану:

  • Организация утреннего времени:
– подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели, завтрак;

– повторение материала;

– дорога в школу.

  • Организация времени после школы:
– обед, прогулка;

– посещение секций, кружков, факультативов;

– выполнение домашнего задания;

– ужин;

– отдых: чтение, настольные игры, прослушивание музыки и др.;

– подготовка и отход ко сну.

2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать в таблице выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня.

3. Ответь на вопрос:

– Помогает ли мне соблюдение режима дня учиться?

Ответ запиши в Таблице 3. Если режим дня не помог тебе организовать время, следует его пересмотреть, внося изменения или уточнения.

Таблица 3

Мой распорядок дня



Содержание
Время

Отметка

о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает ли мне соблюдение режима дня  успешно учиться? _________________________________________________________



Что мне мешает соблюдать режим дня?____________________

МОИ ПЛАНЫ

Приоритет – первенство по времени в чем-либо.

толковый словарь Ожегова

Представь, что этот сосуд – твоя жизнь.

  • Она наполнена крупными событиями и делами, какими-то важными для тебя вещами. Пусть это будут самые крупные шары. Надпиши наиболее значимые для тебя в настоящий момент.
  • Шары среднего размера – менее важные дела.
  • Самые мелкие фигуры – те «мелочи жизни», которые часто отрывают нас от дел.
  • Остальное пространство сосуда заполнится само собой, без нашего желания и участия…
* Когда ты выделишь самые значимые для тебя дела и проблемы, можешь воспользоваться алгоритмом принятия решения.

План заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ

И. Ожегов «Словарь русского языка», М.:ОНИКС, 2005

  • В правой верхней части прямоугольника поставь точку или восклицательный знак. Напиши то, к чему стремишься, какой цели хочешь добиться.
  • В левой нижней части прямоугольника поставь точку. Это отправная точка, на которой ты сейчас находишься. Подумай, какими ресурсами ты в настоящий момент располагаешь.
  • Теперь тебе предстоит наметить определенные шаги, необходимые для достижения цели. Приблизительно сколько их будет?
  • Обозначь ступенями эти шаги так, чтобы последняя ступень подвела тебя к намеченной цели (точке или восклицательному знаку).
  • Над каждой ступенью напиши содержание конкретного шага. Что ты будешь делать сначала, что потом и т.д.
  • Под каждой ступенькой напиши дату (обозначь сроки преодоления данной ступеньки).
Твой план, таким образом, будет выглядеть примерно так:

Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]