Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция | Обучение и развитие детей

Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция

На главную Младший школьный возраст Личностное развитие Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция
Младший школьный возраст — Личностное развитие
Индекс материала
Саморегуляция ребенка: диагностика и коррекция
Диагностика типа саморегуляции ребенка
Диагностика и коррекция саморегуляции ребенка
Взаимодействие типов саморегуляции взрослого и ребенка
Все страницы
Страница 1 из 4У ребенка не меньше чем у взрослого трагедий, неудач, трудностей. В таких ситуациях ему может помочь взрослый и этот процесс называется регуляцией. Однако не всегда в трудные для ребенка моменты рядом взрослый, да и не всегда ребенок и его проблемы оказываются понятными и удостаиваются сочувствия и помощи. В этих случаях ребенку нужна саморегуляция, т.е. ребенок вынужден сам справляться со своими трудностями. Но это не означает, что приемы саморегуляции, и то как выйти из критической ситуации он изобретает сам. Известно, что то, как ребенок видит и ведет себя во многом является подражанием, это не является исключением по отношению к саморегуляции. Поэтому необходимо чтобы родители и специалисты, работающие с детьми, знали закономерности формирования саморегуляции и ее развития в результате подражания взрослому.

 

Проблема формирования саморегуляции ребенка представляется особенно важной для практических психологов, так как своевременная диагностика и коррекция саморегуляции, которая приводит к различным негативным явлениям, позволяет предотвратить многие психические нарушения. Например, такие эмоционально-мотивационные нарушения как агрессия, замкнутость, страхи, капризы, негативизм и др. являются следствием неспособности ребенка отрегулировать свои отношения с другими людьми, а также внутренние, мотивационные отношения (мотивы, чувства, эмоции), т.е. следствием неадекватности саморегуляции тем задачам, проблемам (критическим ситуациям), которые встают перед ребенком.

Прежде чем перейти к рассмотрения процессов формирования, функционирования саморегуляции и механизмов развития психических нарушений вследствие неадекватной саморегуляции, рассмотрим само явление саморегуляции, т.е. что она из себя представляет.

Саморегуляция — это особая активность ребенка, направленная на изменение сложившегося положения (критической ситуации), которое расценивается ребенком как негативное, неприятное, трудное. Многочисленные примеры критических ситуаций может привести любой специалист, работающий с детьми, это и негативные отношения в семье (развод, предразводное состояние, конфликты), и неприятие сверстников и унижения, повышенные требования взрослых и т.д. Все эти ситуации требуют от ребенка активности по гармонизации, улучшению сложившегося положения, т.е. саморегуляции.

Саморегуляция — сложное явление, поэтому в целях диагностики необходимо разделить саморегуляцию на три вида, в зависимости от критических ситуаций, в которые попадает ребенок:

1. Саморегуляция своего поведения, деятельности.

Критическая ситуация может явиться таким изменением внешних условий, при котором прежнее поведение становится бессмысленным или опасным, в этом случае цель саморегуляции заключается в том, чтобы сделать поведение адекватным (соответствующим) ситуации. Например, если ребенок проявляет настойчивость, упорство в чем-либо, то это может привести к положительным результатам, но в этом случае, когда родители не разрешают что-то, эта настойчивость приводит к конфликту и необходимости изменить свое поведение, если ребенок впадает в истерику, то это

говорит о неадекватной его саморегуляции, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что родители не научили ребенка варьировать свое поведение и подчиняться запретам (т.е. не фрустироваться  при невозможности достичь какую-либо цель).

2. Саморегуляция состояния.

Этот вид саморегуляции заключается в преодолении негативного состояния (тревоги, страха, неуверенности и т.д.), это преодоление осуществляется через отвлечение от этого состояния или изменения его. Например, если ребенок упал и ему больно, то наиболее адекватной регуляцией будет убедить ребенка, что это не так важно, не фиксироваться на неприятном состоянии, а отвлечь его на что-то другое. Обвинение кого-либо в этой ситуации не целесообразно, т.к. вызывает агрессию ребенка (более подробно это будет рассмотрено ниже). Неадекватной саморегуляцией состояния является «застревание» на негативных переживаниях, что чаще всего приводит к бездействию и ухудшению состояния. Известно, что «хныкающие» больные дольше и труднее выздоравливают, чем те, которые не обращают особого внимания на свою болезнь (Т.Т.Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов, 1990). Склонность жаловаться на свое положение, судьбу складывается в детстве, в таких банальных ситуациях, как ушибы, падения, ссоры со сверстниками и т.д., что очень часто случается с ребенком и поэтому в этом возрасте легко формировать данный вид саморегуляции.

3. Саморегуляция целей и мотивов.

Эта саморегуляция состоит в изменении фрустированных (недостижимых в критической ситуации) целей и мотивов. Ребенок, не обладающий адекватной мотивационной саморегуляцией в любой фрустирующей ситуации окажется беспомощным и незащищенным, он будет настаивать (фиксироваться) на том, что ему хочется, даже если это невозможно — это приведет к бурному переживанию отрицательных эмоций, истерикам и т.д.

Отметим, что саморегуляция может быть произвольной и непроизвольной. Произвольная саморегуляция имеет сознательную цель, не зависит от непосредственных побуждений. Непроизвольная саморегуляция осуществляется без сознательной цели, непреднамеренно, импульсивно, при этом не предполагаются заранее последствия своего поведения (саморегуляции).

Взрослый человек обладает и произвольной и непроизвольной саморегуляцией, причем произвольная обычно преобладает. У ребенка можно наблюдать, по большей части, непроизвольную саморегуляцию, поэтому произвольная здесь рассматриваться не будет. Она формируется в связи с развитием волевых и произвольных процессов, а их анализ не входит в наши задачи.

Рассмотренные виды саморегуляций встречаются у каждого ребенка, т.к. трудно представить, что ребенок попадает лишь в один вид критических ситуаций, а другие его «обходят».

Индивидуальные различия саморегуляции (именно то, что подлежит диагностике в практических целях) зафиксированы в понятии типа саморегуляции. Для практических психологов очень важно то, что тип является достаточно устойчивым образованием и если ребенок обладает каким-либо определенным типом, то он не может «перескочить» на другой тип. Изменение типа может происходить, но это длительный процесс.

Тип саморегуляции — или, если рассматривать уже устойчивые реакции — представляет собой какие-либо действия, которые осуществляются ребенком для того, чтобы изменить критическую, трудную ситуацию.

Типов саморегуляции бесконечное множество. Но некоторые проявления можно объединить в группы (они изложены ниже). Затрудняет диагностику саморегуляции то, что в одной группе под действием саморегуляции могут оказаться самые разные дети и отнести их к одной группе по типу саморегуляции бывает трудно. В помощь практическому психологу ниже даны не только названия типов саморегуляции, но и их конкретные проявления в словах, поступках, переживаниях.

1. Внешненаправленная агрессия, т.е. агрессия на других людей и предметы.

2.   Оправдание себя, приведение доводов в свою защиту.

3.   Уход из критической ситуации (напр., «бросить все и уйти»).

4.   Подчинение в критической ситуации (родителям, воспитателям).

Эти четыре типа называются самозащитными, т.е. такими способами ребенок пытается защитить себя в критической ситуации. Дети (и взрослые), у которых встречаются такие типы саморегуляции обычно неуверенные, тревожные, неврозные и капризные, либо тихие и «забитые».

5. Терпение,  спокойствие («ничего страшного, надо потерпеть»).

6. Отрицание критической ситуации («мне совсем не плохо, не обидно, ничего плохого не произошло»).

7.   Конструктивный выход, т.е. разрешение ситуации:

а) за счет своих действий, усилий («это все надо исправить, переделать»).

Это наиболее адекватные формы саморегуляции. Они не приводят к ухудшению ситуации и к переживанию субъектом отрицательных эмоций, т.к. ситуация не рассматривается негативной, непреодолимой, неизбежной, неисправимой.

8. Фиксация на препятствии («я этого и ждал, вот случилось такое…»), сознание при этом занято исключительно препятствием, негативным фактором и чеовек (ребенок) ничего больше не видит, не замечает.

9. Признание себя неудачником, причиной всех неприятностей («такой я плохой…»).

10. Фиксация на цели. Упорство в достижении цели, человек не отказывается от нее, даже если она становится бессмысленной, например, если есть что-то лучше («нет, я все равно хочу именно это»).

Таким образом поступают те дети (и взрослые), которые не умеют справляться с критическими ситуациями, опыт этих ситуаций их ничему не научил, они не умеют изменять свое поведение в связи с изменившимися обстоятельствами. Поведение такое ригидно, не пластично.

11. Замещение цели («Это не получается, зато можно сделать другое, которое не менее привлекательно»).

12. Смещение активности. В ситуации фрустрации (невозможности достичь желаемую цель) часто возникает гнев, смещение активности в другую область, что позволяет разрядить ту энергию (злость), которая накопилась при фрустрации. В отличие от замещения, цели здесь не ставится. Например, если у ребенка отняли игрушку, то можно побегать и тем самым получить разрядку.

13. Фантазирование — «прокручивание» в мыслях критической ситуации, с придумыванием приятного окончания ее. Это оказывается необходимым при длительном стрессе (например, развод родителей), когда ничего нельзя изменить.

Перечисленные типы саморегуляции — это заместительные формы саморегуляции, спасающие ребенка от напрасной траты сил, от негативных переживаний.

Из приведенного перечня типов саморегуляции легко можно выделить те, которые будут в большинстве критических ситуаций адекватными и те, функционирование которых еще больше усложнит критическую ситуацию и приведет к усугублению негативных переживаний ребенка. С этим можно поспорить, указав на то обстоятельство, что в различных ситуациях то одни, то другие типы саморегуляции будут неуспешны и неприемлемы. Однако надо отличать внешнее поведение и саморегуляцию, т.к. при одном и том же типе саморегуляции, может осуществляться разное поведение.  Например, ребенок может специально разыгрывать гнев, истерику, чтобы повлиять на родителей, однако, это не будет истинной саморегуляцией, в этом случае надо посмотреть что будет делать ребенок, когда поймет, что его истерика больше не «действует», если он плачет и дальше, то эта фиксация на цели, если же успокаивается, то это замещающие виды саморегуляции, если ребенок сделает сам то, что требовал от родителей, то это разрешающая, конструктивная саморегуляция. Вот об этой истинной саморегуляции сейчас и пойдет речь, именно ее формирует взрослый своими действиями, именно она может быть (правда, несколько условно) разделена на адекватную и неадекватную.

Применение неадекватных способов саморегуляции создает новую критическую ситуацию, с которой уже ребенку справиться сложнее, или невозможно. Это приводит к неврозам, психическим расстройствам, искажению развития личности ребенка (например, ребенок становится все более агрессивным, необщительным, раздражительным и т.д.) и замедлению психического развития — если ребенок замкнут, недоступен для общения, то вследствие этого он отстает от своих сверстников в развитии.

Итак, адекватные типы саморегуляции выполняют те функции, которые и должна выполнять саморегуляция, т.е. облегчения, устранения критической ситуации, а неадекватные лишь усугубляют положение, приводят к неврозам и другим негативным последствиям.

Определение адекватности и неадекватности типов — важная диагностическая проблема. Решается она не простым выбором из списка типов саморегуляции «плохих» типов и закреплении за ними ярлыка неадекватности. Реальная жизнь сложнее изложенной схемы. Поэтому надо исходить из конкретного ребенка: если ему плохо , он замкнут, отстает в развитии, тогда можно предполагать, что саморегуляция этого ребенка не отвечает требованиям к этому процессу.

Рассмотрим внешненаправленную агрессию, которая представляется, на первый взгляд, неадекватным типом саморегуляции. Обвинения других людей (возможно, необоснованное) часто помогает «излить гнев», облегчить свое состояние, успокоиться. Часто бывает так, что человек, сдерживающий себя в критической ситуации (см. 5 тип саморегуляции — терпение), после нее страдает (отсюда и начинаются психосоматические заболевания: ишемия, желудочно-кишечные и др.). Итак, внешняя агрессия помогает человеку в критических ситуациях, однако, эта же агрессия может

привести к другой критической ситуации: люди, на которых субъект данной реакции (ребенок) излил свой гнев, начинают враждебно относиться к нему, это создает новые трудности и здесь уже необходимы новые типы саморегуляции, агрессия становится препятствием, неадекватной реакцией в новой ситуации. Если же окружающие люди терпят внешнюю агрессию ребенка, то это не создает для него новую (производную) критическую ситуацию и подкрепляет его тип саморегуляции, т.е. ребенок убеждается в эффективности своих реакций, в том, что и дальше эту реакцию можно с успехом использовать.

Эта работа должна проводиться в три этапа:

1. Диагностика, исследование типа саморегуляции, личностных особенностей, отношений ребенка с окружающими людьми, эффективность и гармоничность этих отношений. Диагностика должна проводиться всегда, как только возникают жалобы родителей, воспитателей на негативные моменты в воспитании ребенка (капризы, упрямство, негативизм, непослушание, замкнутость и т.д.);

2. Коррекция, выявленных диагностикой неадекватных действий саморегуляции ребенка, помощь ребенку в психотравмирующих ситуациях (развод родителей, потеря близких, появление второго ребенка в семье и т.д.);

3. Заключительная диагностика, выявление эффективности проведенной коррекции. Последний этап может проводиться в форме наблюдения за тем, насколько новые типы саморегуляции, предложенные психологом, помогают ребенку.

Коррекция не должна быть насильственной — если ребенок не принимает того типа саморегуляции, который назначается психологом, то настаивать нельзя (даже если психолог убежден в своей правоте). Ребенок не принимает какие-либо воздействия в том случае, если его личность не расположена к этому и упорство взрослого приведет лишь к серьезным нарушениям, искажениям в личности (комплексы неполноценности и т.д.). Очевидно, что хирург не станет вновь и вновь вшивать тот орган, который отторгается организмом, т.к. самый главный принцип, который должен исповедываться при работе с человеком: «не навреди!».



Предыдущая — Следующая >>