Профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников | Обучение и развитие детей

Профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников

На главную Подросток Адаптация в 5 классе Профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников
Профилактика школьной дезадаптации у пятиклассников
Подросток — Адаптация в 5 классе
Прохорова М.И. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)

Сложность задач адаптационного периода в средней школе, изменения в развитии детей увеличивают риск школьной дезадаптации в пятом классе.

Для того чтобы ребенок смог избежать дезадаптации, которая может стать предпосылкой девиантного поведения, необходимо проводить психопрофилактические работы. Некоторые авторы рассматривают понятие «психопрофилактика» как специальный вид деятельности детского психолога, который направлен на укрепление, сохранение и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного возраста (Дубровина И.В., 2004). Психопрофилактика школьной дезадаптации – это комплексный и системный подход, целенаправленная работа психолога, учителей и родителей. Необходимо ознакомить педагогов и родителей с основными задачами и трудностями периода адаптации учащихся пятого класса, с тактикой помощи и общения с детьми для успешной адаптации детей (Коблик Е.Г., 2007). Однако зачастую можно увидеть, что большая часть школьников остается без должного внимания, поскольку проводится работа только с теми детьми, у которых есть ярко выраженные психологические проблемы, с целью предупреждения рецидивов. Актуальность нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем психологическую профилактику не только как коррекцию уже имеющихся проблем, но и в большей мере как работу по предупреждению возможного неблагополучного психологического состояния детей. Также мы разработали профилактическую тренинговую программу, предназначенную для улучшения адаптации детей в пятом классе.

Целью нашего исследования являлась профилактика школьной дезадаптации пятиклассников. Мы предположили, что профилактические мероприятия эффективны для предотвращения школьной дезадаптации детей в пятом классе.

Выборку исследования составили младшие подростки (10-11 лет), учащиеся пятого класса. Для исследования были использованы следующие методики: «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние»; «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса»; «Исследование самооценки личности» (Дембо-Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан); методика «Социометрия» (Дж. Морено); проективная методика «Кактус» (М.А. Панфилова).

Для работы по профилактике дезадаптации в пятом классе нам потребовалось провести первичную диагностику пятиклассников в сентябре и повторную в марте; была составлена программа тренингов, целью которой является профилактика и коррекция дезадаптации у подростков, перешедших из начальной школы в среднюю. Также в школе были проведены различные мероприятия с родителями, педагогами, которые направлены на профилактику дезадаптации пятиклассников.

Исходя из результатов исследования, мы увидели, что процент детей с низким уровнем адаптации после профилактических мероприятий стал меньше, чем в начале учебного года. Процент детей с высоким уровнем адаптации увеличился во втором полугодии после профилактических мероприятий. У детей, которых в начале учебного года мы выделили в группу «склонных к дезадаптации», после профилактических мероприятий заметны значимые улучшения по некоторым показателям. Ярко выраженных дезадаптированных пятиклассников в конце учебного года не выявлено. Мы сделали вывод, что профилактические мероприятия в целом эффективны для преодоления дезадаптации в пятом классе.

Литература

1.Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. 2-е изд., стер.: М.: Генезис, 2007. 122 с.

2.Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд.: СПб: Питер, 2004. 592 с.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.