Проект "Рука помощи" | Обучение и развитие детей

Проект "Рука помощи"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Проект "Рука помощи"
Проект "Рука помощи"
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Введение

Самоубийство (суицид) – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни (М. Фарбер).

Когда мы соприкасаемся со смертью человека, нас по настоящему охватывает страх. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставшиеся с жизнью.

Социально-психологический анализ различных источников по данной проблеме позволяет констатировать, что частота суицидальных действий с летальным исходам у детей в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным ВОЗ, 2000 год самоубийства превысили к 814000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст.

У 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6 % юношей и 10% девушек этого возраста совершают суицидальные действия. В ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суицид находится на 2-3 месте. В РБ самоубийство, как причина смерти занимало в 1990-х годах 4-ое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания. На протяжении 1997-2007 гг. в Беларуси сохраняется достаточно высокий, по мировым стандартам, уровень социальной активности. Характерной особенностью суицидального поведения, по данным анализа статистики, является выраженное количественное преобладание суицидальных попыток (парасуицидов) над завершенными действиями (уровень парасуицидов 8-10 раз превосходит уровень завершенных).

В 2004-2006 гг. в РБ зарегистрировано следующее количество самоубийств: 2004г. – 3411, 2005г. – 3021, 2006г. – 3093. В тоже время наибольший удельный вес самоубийств в общем числе смертей 2006г. зафиксировано в Гродненской области (13,5%), 1 человек, Свислочский район – 2007 год.

К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто

говорить о своих переживаниях. Поэтому предоставляется необходимым именно в образовательных учреждениях организовывать профилактику добровольного ухода подростков из жизни, при чем как с родителями так и с детьми. Как показало проведенное нами исследование, социально-психологическая профилактика суицида должно осуществляться в рамках смысло-утверждающих методик – в системе различных мероприятий от бесед до экскурсий, которые формировали смысл жизни у подростков и детей, опору, которая бы не пошатнулась при жизненных испытаниях, трагических стечениях обстоятельств и просто от внутреннего дискомфорта. В связи с этим нами был разработан проект направленный на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний» обусловленных желанием умереть (где нет еще четкого представления о собственной смерти, а имеется только отрицание жизни).

Объект проекта: индивидуально-личностные особенности подростков вызывающее суицидальное поведение.

Предмет: подростки 10-15 лет.

 

1. Цель. Задачи. Принципы.

Цель: Профилактика суицидального поведения подростков.

Задачи: 1. Приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей психологическим знаниям по данной проблеме;

2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать суицидальному поведению;

3. Формирование жизненно важной цели подростка.

Принципы:

  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип гуманности:
  • Принцип доверия;
  • Принцип объективности;
  • Принцип достоверности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип открытости;
  • Принцип системности;
  • Принцип последовательности;
  • Принцип связи теории с практикой;
2. Ресурсное обеспечение

Кадровое:

— использование школьного административного ресурса;

— кадровый потенциал школы;

— привлечение специалистов из других учреждений и организаций.

Информационно-методическое:

— выпуск специальных бюллетеней, публикация статей, заметок в районной «Свислочской газете», выступления на радио;

— творческие разработки;

— проведение лекций, школьных конференций, семинаров по исследуемой проблеме;

Финансовое:

— внебюджетная деятельность, спонсорская помощь заинтересованных лиц, организации, структуры и др.:

— общеобразовательный бюджет школы.

 

Организационно и нормативно-правовое:

— общее руководство проектом осуществляет директор школы и его заместитель по воспитательной работе с СПС и Советом школы;

— система внешних связей школы;

— использование имеющихся и разработка совместных инструктивно-методических материалов.

Участники проекта:

— родители подростков 10—15 лет;

— дети подросткового возраста 10-15 лет;

— педагогический коллектив.

Партнёры в реализации проекта:

— ТМО;

— ИДН;

— Киновидеопредприятие;

— ДВР;

— СПЦ;

— Православная и католическая церковь.

Сроки проекта: 2008-2013 г.

3. Этапы и содержание работы по реализации проекта





Этапы

Цель

Задачи

Методы и средства

Организационно-подготовительный

Создание благоприятных условий для реализации проекта

1. Изучить теорию и практику реального положения проблемы.

2. Обеспечить научно-методическое сопровождение проекта.

3. Учет имеющихся информационных, кадровых, материальных ресурсов

— Информационно-аналитическая деятельность;

— подбор необходимой методической литературы по проблеме;

— подбор оптимальных форм и методов работы

Основной

Реализация основных направлений проекта

1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, учащихся, педагогов по изучаемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выявление социально-дезадаптированных подростков.

 

 

3. Организация и реализация коррекционно-развивающей деятельности по изменению личностных установок в отношении суицида.

— Родительский лекторий «Понять, простить, помочь»;

— индивидуальные и групповые консультации;

— работа дистанционной профессиональной студии для педагогов «Анатомия конфликта»

— работа консультационного пункта «Умение быть родителем»

— работа в центре

правовых знаний;

— семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска»

— выпуск психологических листков,

— публикация статей, заметок в районную «Свислочскую газету», выступления на радио.

— Наблюдение;

— опросы;

— тестирование (из программы «Социальный мониторинг»;

— программа диагностики акцентуации характера у подростков

— Коррекционно-развивающая программа

для учащихся «Я – ценность»

3 блока:

1. «Мой девиз по жизни».

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью».

2. «Мужество быть»

Цель: Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.

3. «Я уверен в себе».

Цель: Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию мира.

— Клуб для родителей

«Моя семья»

Цель: коррекция детско-родительских отношений

— Семинар-практикум для педагогов «Позитивный стиль взаимодействия педагога с подростком

Цель: обучение педагогов навыкам позитивного взаимодействия с подростком

Заключительный

Подведение итогов проведенной работы по реализации проекта

1. Обобщение полученных результатов.

2. Анализ эффективности деятельности.

— Мониторинг результатов исследования;

— Изучение и обобщение передового опыта

4. Основные направления деятельности

Направление

Цель

Задачи

Реализаторы и содержание работы

Психодиагностическая

Раскрытие суицидаль-ных тенденций

1. Выявить группу риска одиноких и изолированных подростков.

2. Выявление акцентуированных подростков.

3. Изучение детско-родительских отношений.

СПС, классные руководители, педагоги, врач-психиатр, ИДН

— наблюдение;

— опросы;

— тестирование;

— социометрия,

— вербальная социометрия;

— программа диагностики акцентуации характера у подростков:

1. Беседа с родителями (Шурер и Смекалов «Симптомы диффисиности».)

2. Наблюдение (Карта наблюдения Д.Стотта).

3. Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (по Айзенку).

4. Выявление акцентуаций характера у подростков.

5. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е.Личко.

— Исследование детско-родительских отношений

(Проективная методика «Рисунок семьи»).

Психологическое консультиро-вание

Оказание психологи

ческой помощи учащимся, педагогам, родителям в решении возникших проблем

1. Прояснение и определение проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы.

3. Разработка рекомендаций для решения проблемы.

ТМО, СПЦ, СПС

— индивидуальные групповые консультации

— работа консультационного пункта «Умение быть родителям»

Коррекционно-развивающие

Формирование жизненной цели подростков

1. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя личностью.

2. Воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.

3. Развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.

СПС

— классные руководители, учителя-предметники;

— коррекционно-развивающая программа

«Я – ценность».

Просветительско-профилактическое

Повыше-ние психолого-педагогической грамотнос-ти учащихся, родителей, педагогов по изучаемой проблеме

1. Соблюдение в школе психололгических условий, необходимых для полноценного развития подростков.

2. Пропаганда психологических знаний.

СПС, ИДН, ТМО, церковь православная и католическая, Свислочский филиал КУП «Гроднооблкиновидиопрокат»

— лекторий для родителей «Понять, просить, помочь»;

— дистанционный клуб юного психолога

«Я в гармонии с миром» (на сайте школы gr klass @ mail .grodno.by);

— работа в центре правовых знаний;

— семинар для педагогов «Суицидальное поведение подростков и факторы суицидального риска»;

— выпуск психологических листков,

публикации статей, заметок, выступления на радио;

— телефон доверия;

— работа Воскресной школы;

— групповые занятия;

— тематические родительские собрания.



5. Формы и методы

анкетирование, тестирование родителей, учащихся, педагогов;

— конференции, круглый стол, телефон доверия

— организация семейных праздников «День матери», «Моя семья – чудесное место для жизни»

— беседа, дискуссия, психологические размышления;

— лекция, бинарная лекция

— тематические родительские собрания;

— работа дистанционной профессиональной студии

— проведение семинаров, семинаров-практикумов

— работа лектория для родителей

— клубная деятельность;

— проведение коррекционно-развивающих занятий по программе «Я – ценность»;

— работа консультационного пункта;

— программа диагностики акцентуации характера у подростков;

— работа информационного центра, центра правовых знаний;

6. Критерии оценки эффективности реализации проектов

Ожидаемые результаты

Критерии

  • умение использовать педагогами, родителями и учащимися теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций.
  • умения по саморегуляции
  • способность обратиться за помощью способность сохранить спокойствие в трудной ситуации
  • изменение личностных установок в отношении суицида, повышение уровня психологической защищенности.
  • Применение методов психологической защиты
  • характерологические особенности личности по Айзенку.
  • формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
  • Направленность личности
  • родительские установки и реакции
(Т. В. Архиреева).

  • формирование жизненной цели и ценностных установок подростков.
  • ценностные ориентации школьников.
 

  • Отсутствие суицидального поведения подростков (мысли о смерти, высказывания уйти из жизни и т.д.).
  • Мониторинг исследования результатов.
 

Литература



1. Абрумова А. Г. Суецид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Абрумова, В. А. Тиховенко // Актуальные проблемы суицидологи / ред. А. Портнов. – М., 1978.-256с.

2. Войтехович Б. Самоубийства с позиции социальной медицины / Б. Войтехович, А. Редько // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1996. — № 2. – с. 16-19.

3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление / Я. И. Гилинский // Проблемы борьбы с девиантным поведением / ред. Б. Левин. / М., 1989.-174с.

4. Ефремов В. С. Основы суициодологии / В. С. Ефремов. – СПб.: Диалект, 2004.

5. Игумнов С. А. Суицидальное поведение у подростков и принципы кризисной психотерапии // Психотерапия и клиническая психология. – 2004. — № 1. – с. 23-26.

6. Маинин-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960с.

7. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 192с.

8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 128с.

9. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001.- 304с.

10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред.С.Ю.Циркина. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.

11. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: книга для школьных психологов, родителей, учителей, — 2-е изд. – М.: Академия.1997. – 96 с.

12. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков/Е.Шир// Журн.невропатол.и психиат.им.С.С.Корсакова. – 1984. — № 10. – с .56-60.

13. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с.

14. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л. Основы нравственности: учеб. пособ. для школьников и студентов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000. – 456 с.

Управление образования Гродненского облисполкома Отдел образования Свислочского райисполкома

Автор проекта: Криштофик Т.А Педагог-психолог УО «Свислочская средняя школа №2