Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе | Обучение и развитие детей

Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе

На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе
Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе
Просвещение школьников — Беседы с детьми и подростками
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия

Противопоказания

Групповую психотерапию нельзя проводить с детьми:

  • с высоким суицидальным риском, в том числе серьезными попытками самоубийства;
  • с аддиктивным поведением (алкоголь, наркотики);
  • с самодеструктивным поведением (самоувечья);
  • с серьезными расстройствами, связанными с приемом пищи;
  • с сильно выраженными и многочисленными симптомами посттравматического стрессового расстройства;
  • с психотическими расстройствами личности.
Во всех этих случаях рекомендуется срочная госпитализация ребенка в медицинское учреждение.

Подготовка к проведению группы

Группа должна быть гомогенной по половой принадлежности и возрасту (т.е. разница в возрасте между участниками не должна превышать 2-3 лет), закрытой.

Оптимально, если количество участников будет от 6 до 8 человек.

Продолжительность одного занятия – от 60 минут до 5 часов. Периодичность проведения занятий – один раз в неделю/в 2 недели.

Психотерапевтический курс длится от одного месяца до 1 года в зависимости от тяжести состояния ребенка.

Требования к терапевтам, которые будут вести группу: они должны быть одного с участниками пола, иметь психологическое или психотерапевтическое образование; определенный запас знаний и опыт работы с детьми – жертвами насилия, опыт проведения групповой работы; с уважением относиться друг к другу.

Помещение должно быть просторным, предусматривающим возможность занятий физическими упражнениями на ковре, работу с принадлежностями для письма и рисования, а также место, где на стульях, поставленных по кругу, разместятся участники.

Именно на этом, первом, этапе работы проводится психодиагностическое обследование потенциальных членов группы, включая даже у детей, которые отказываются от участия в ней, или тех, кто полностью закрыт дня контакта.

Чрезвычайно важным условием для включения ребенка в группу (в случаях внутрисемейного сексуального насилия, к несчастью, зачастую – трудно выполнимым) является полная изоляция его от насильника во время лечения и после него и обеспечение безопасности ребенка.

В процессе обследования перед психологом встают следующие задачи:

  • определить общий уровень психического развития ребенка (схема проведения – стандартная);
  • во время беседы с ребенком, насколько это возможно, подробно изучить историю насилия (в том числе – характер насилия (групповое/одиночное, вне-/внутрисемейное, с применением физической силы/подкупа/обмана/угроз и т.д.), личность насильника (пол, член семьи / родственник / знакомый / малознакомый / незнакомый, возраст), триггеры, запускающие страх и тревожность (например, когда перенесший насилие ребенок видит рисунок обоев, похожий на тот, который был з той комнате, где его насиловали; слышит какие-то слова, которые напоминают ему ту ситуацию и т.д.);
  • выявить симптомы посттравматического стрессового расстройства (для этой цели используются – опросник тревоги Спилбергерг, шкала депрессии Бека, тест САН, опросник травматического стресса Котенева, опросник «Профиль самооценки посттравматического стресса»);
  • оценить уровень психологической поддержки ребенка его социальным: окружением (например, рассказал ли ребенок о случившемся одному из родителей и какова была реакция последнего на рассказ) и наличие продолжающих оказывать травмирующее влияние на жертву стрессовых факторов (например, ребенок продолжает проживать вместе с насильником; в результате изнасилования девочка-подросток забеременела и др.);
  • есть ли у ребенка проблемы, требующие немедленного психологического вмешательства;
  • выяснить, нет ли у ребенка противопоказаний для прохождения курса терапии.
После того, как эти задачи будут выполнены, психолог проводит с ребенком беседу, подготавливающую его к участию в группе. Он может, например, объяснить ему цели группы или рассказать о правилах для участников.

Важным условием для того, чтобы восстановление ребенка после травмы происходило более эффективно, является установление между терапевтом и родителем ребенка (или лицом, его заменяющим) отношений сотрудничества и доверия. Терапевт доступным родителю языком рассказывает о том, каким образом травма повлияла на психическое состояние ребенка, как родитель может его поддержать и зачем ребенку нужно проходить групповую психотерапию. Можно также заключить с ним контракт, в котором родитель обязуется обеспечить регулярное посещение его ребенком терапевтических занятий.

Регулярное посещение важно не только потому, что занятия планируются последовательно и согласованно, но также из-за того, что отсутствие кого-то из членов группы может вызвать у присутствующих чувство утраты, и это будет для них дополнительным психотравмирующим фактором.

Начальный этап работы группы

В течение первых занятий участники представляются друг другу, знакомятся с целями группы, обсуждают правила и основные процедуры; проводятся специальные упражнения, в процессе которых участники знакомятся друг с другом и вовлекаются в групповой процесс. Чаще всего здесь используются следующие упражнения.

Упражнение «Запомни имя по кругу»

Первый участник называет свое имя, второй участник называет имя первого участника и свое собственное имя, третий участник сначала называет имя первого участника, потом имя второго участника, а потом свое имя и т.д. до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Упражнение «Представь другим своего партнера»

Участники разбиваются на пары, им дается пять минут, в течение которых они должны рассказать коротко друг другу о себе, затем группа, собирается имеете, партнеры первой пары представляют друг друга группе один из них сидит на «почетном стуле», другой стоит позади него и рассказывает всем остальным участникам то, что oi узнал о партнере, например: «Мою новую подругу зовут… Ей 15 лет. Она любит…» и т.п. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение целей группы

Сначала терапевты рассказывают о целях группы. Затем участники говорят о целях прихода в группу. Цели, предложенные участниками, не менее важны чем те, которые были изложены терапевтами. Обычно терапевт говорит, что группа – это «то место, где дети могут рассказывать своим сверстникам о том, что с ними случилось и; что они чувствуют по этому поводу». В группах для детей 9-12 лет и подростков список целей, предложенных участниками, пишется на плакате и вешается на стенку.

Обсуждение правил

Предварительно обсужденные и затем принятые в группе правила позволяют участникам почувствовать себя в большей безопасности, чем в каком-нибудь другом месте. Предполагается, что сам процесс разрабатывания правил повышает у детей чувство контроля над своей жизнью и чувство принадлежности к группе. Однако не стоит забывать, что слишком длинный перечень правил может подавлять проявления творчества и препятствовать групповому росту. Имея за плечами опыт предварительной беседы с психологом, участники обычно легко и с готовностью формулируют правила, которые записываются на стенд и кратко повторяются в начале последующих сессий. Одно из главных правил связано с конфиденциальностью информации, полученной от участников в группе. Другие правила касаются времени начала и окончания занятий, максимально возможного количества пропусков для участников, правил коммуникации внутри группы, формы одежды и т.п.

Проработка травматического опыта

В большинстве групп необходимым условием для участников является то, что они с тою или иного момента более или менее подробно описывают свой травматический опыт. Чтобы облегчить этот процесс, используются рисунки, анатомические куклы, пластилиновые фигурки и др. Несмотря на поддержку группы, многие дети могут испытывать беспокойство в тот момент, когда они рассказывают о событиях или чувствах, с ними связанных.

Это может объясняться тем, что многим детям не хватает языковых средств, чтобы выразить свои чувства и мысли или тем, что некоторые дети подавляют те чувства, которые возникли у них в момент сексуального насилия или диссоциируют их. Таким образом, главной задачей на данном этапе работы является реконструирование ребенком своих чувств, связанных с травматическим событием. Может оказаться полезным нарисовать эти чувства перед тем, как начать обсуждать их. Каждый из участников может вести дневник на протяжении всего процесса терапии, куда он будет записывать свои чувства, связанные с группой. Для участников также могут оказаться полезными собственные фотографии, сделанные. примерно в то время, когда они пережили насилие, так как дети, и особенно подростки, имеют обыкновение думать, что они находятся на том же уровне возрастного развития, что и тогда, когда с ними это случилось. Демонстрируя эти фотографии себе и другим, они разрушают такое неверное представление, что также является существенным для уменьшения чувства собственной вины за происшедшее.

Образовательная дискуссия

Одним из психологических последствий перенесенного сексуального насилия является возникновение у ребенка стойкого убеждения, что именно он виноват в том, что с ним произошло. Поэтому после того, как ребенок реконструировал свои мысли и чувства, связанные с травматическим событием, терапевты начинают работать с чувством вины ребенка. Важное место здесь принадлежит дискуссии между всеми участниками на тему: «Почему мужчины вступают в сексуальные отношения с детьми и подростками?» При подготовке к проведению подобной дискуссии ведущие группы могут обратиться к нашей статье, опубликованной в журнале «Семейная психология и семейная терапия» (1997, № 1), где рассматривается схема Д. Финкельхора, объясняющая, как возникает сексуальное насилие внутри семьи. (Для тех читателей, которые не смогут найти этот журнал мы приводим эту схему на с. 164-167).

Можно пригласить на сессию взрослую жертву насилия. Если члены группы – женского пола, то можно пригласить на сессию в качестве гостя женщину, которая подверглась сексуальному насилию много лет назад. Она расскажет о своем травматическом опыте и о том, как ей удалось пережить эту ситуацию. Другой вариант: рассказ этой женщины можно записать на видеопленку. В образовательную дискуссию можно также включить рассказ ведущих о том:, что такое здоровая сексуальность. Это поможет ребенку избавиться от чувства вины за то, что во время контакта с насильником, когда тот раздражал его эрогенные зоны, он испытывал сексуальное удовольствие. Важно, чтобы родители детей быть заранее предупреждены о том, что в плане занятий предусмотрены дискуссии на подобные темы.

Символическая, – проработка опыта

Дети могут быть не в состоянии напрямую конфронтировать с насильником, так как однажды они уже убедились в собственной неспособности: защитить себя или в том, что родитель/родители: в данной ситуации не защитили и не поддержали ребенка. Некоторые упражнения, выполненные в группе, позволяют адресовать чувства, которые ребенок испытывает к насильнику, символически (например, ребенок может представить насильника сидящим на пустом стуле и обратиться к нему). Группа помогает говорящему соприкоснуться с этими трудными чувствами и пережить их.

Можно использовать техники психодрамы:

  • «воображаемое путешествие через опасный пустырь», целью которого является выражение ребенком подавленных чувств;
  • «неотправленное письмо»: ребенок может адресовать это письмо тому, кому пожелает (родителю, обидчику), где расскажет о том, что он пережил и что он думает об адресате. После написания письмо не отправляется, и ребенок делает с ним все, что хочет, например, отдает его терапевту или сжигает.
На уменьшение чувства беспомощности рассчитана физическая игра, в которой детей просят устанавливать и защищать свои телесные границы.

Участники часто репетируют то, что они могут сказать или сделать, если: подобная ситуация возникнет в будущем (цель: профилактика возможной виктимизации в будущем).

Терапевтический беспорядок и регрессия

Некоторые авторы рассматривают дезорганизацию и регрессию в группе как нормальную часть опыта лечения.

Несмотря на то, что ребенок был допущен к участию в группе на основании результатов психодиагностического обследования и последующей беседы с терапевтом, по ходу группы некоторые участники могут быть удалены из нее на одно занятие или насовсем. Так, например, из группы исключаете* тот ребенок, который отказывается участвовать в большинстве предложенных терапевтами упражнений.

Как бы тщательно мы ни планировали группу, избежать неожиданностей не удается. Терапевту в этом случае лучше принимать их как неизбежные и видеть в них возможность для личностного роста, как собственного, так и членов группы.

Завершение группы.

Для завершения группового опыта и помощи участникам в преодолении возникающего чувства утраты я амбивалентности, к которым неизбежно ведет окончание группы, служит ритуал прощания. Сначала каждый из участников делится своими впечатлениями о группе, затем ведущими устраивается маленький праздник, на котором каждый из участников, прошедших курс, получает диплом и письмо от терапевта. Сюда же можно включить групповой ритуал по выходу из терапии. Завершает ритуал прощания чаепитие, во время которого участники: обсуждают посторонние темы.

Вариант реабилитационной программы для детей, пострадавших от сексуального насилия

Состав группы: младшие и старшие подростки женского пола.

Возраст: 10–13 лет или 14–16 лет.

Количество человек в группе: 6-8, не считая двух ведущих-психологов или психотерапевтов женского пола, имеющих опыт ведения групповых занятий и знакомых с проблемой.

Продолжительность занятий: 6 часов (из них 2 перерывало 10–15 минут и одни часовой перерыв на обед).

Количество занятий: 6.

Периодичность: занятия проводятся каждую неделю в один из выходных дней.

Содержание группы структурировано, а именно: каждое занятие организуется вокруг одной главной темы и имеет определенный набор упражнений.

Требования к помещению: помещение должно быть просторным и защищенным от шума и вторжений извне.

Оборудование: в одной части комнаты необходимо поставить несколько столов, за которыми участники будут рисовать, писать и т.д., в другой части – большей по площади – должен быть большой ковер, на котором будут выполняться упражнения, и стулья, п оставленные кругом для всех участников и ведущих. Кроме этого, в комнате должна быть установлена доска или стенд с плакатной бумагой, мелили маркеры. Следует заранее заготовить письменные принадлежности и принадлежности для рисования, i также бумагу различных форматов, магнитофон и кассету с музыкой для релаксации, мягкий мячик, фотоаппарат со вспышкой и пленку к нему.

Все участники, включая ведущих, должны быть одеты так, чтобы ничто не стесняло их движений, кроме этого они должны приносить с собой на каждое занятие сменную обувь и толстые носки для выполнения физические упражнений).

Ведущие должны также продумать вопрос о том, как будет организовано питание. В нашей группе каждый ее член приносил что-то из еды к обеду и мы организовывали общий стол, заранее приготовив кипяток для чая и кофе.

Подготовка участников к группе: кандидатами в члены группы были те дети, которые обратились за психологической помощью по «телефону доверия» или лично. Некоторые из них к моменту начала группы уже могли пройти курс индивидуальной терапии. За неделю-две до начала групповых занятий осуществляется психодиагностическое обследование всех участников, которое проводит один из будущих ведущих группы (подробно см.: Подготовка к проведению группы, с. 150). После него второй ведущий знакомится с ребенком, беседует с ним, рассказывая в общих чертах о том, что будет происходить в группе, что потребуется от ребенка, что он должен принести с собой на группу. Важно также объяснить ему цели проведения этих групповых занятий, возможные правила поведения. Перечисленные вещи создают у ребенка мотивацию для прохождения группы и позволяют- ему заранее подготовиться к участию н ней.

Рекомендуется также поговорить с родителем ребенка, рассказать о тон, каков его психологический статус, объяснить ему цели, продолжительность и примерное содержание групповых занятий. Сам се важное для психолога в этой беседе с родителем – убедить последнего в необходимости прохождения его ребенком курса групповой психотерапии и положительно настроить родителя по отношению к участию ней.

1-е ЗАНЯТИЕ

Цели занятия: знакомство участников друг с другом; обсуждение ими целей группы; обсуждение правил.

Содержание занятия: упражнение «Запомни имя по кругу» (см.: Начальный этап работы группы. С. 152).

  • Один из ведущих просит участников нарисовать в виде рисунка их ожидания от группы; после этого каждый показывает группе свой рисунок и рассказывает о своих ожиданиях; обсуждение; ожидания членов группы выносятся на плакат.
  • 10-минутный перерыв.
  • Терапевты рассказывают о целях проведения группы.
  • Упражнение «Представь другим своего партнера» (см.: Начальный этап работы группы. С. 153).
  • Обед.
  • Упражнение на расслабление под музыку.
  • Обсуждение правил; вынесение их на плакат.
  • 10 минут перерыв.
  • Участники ходят по комнате и выбирают го место, которое им больше всего нравится, закрывают глаза, стараются почувствовать, что они ощущают. Пытаются вспомнить, как называли их в детстве. Сначала про себя, а потом вслух произносят то имя, которым они хотят, чтобы их называли в группе.
  • Заключительный круг: впечатления от группы.
  • Домашнее задание участникам – сделать коллаж на тему: «Насилие».
2-е ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: обсуждение и проработка мыслей и чувств участников, связанных с насилием вообще.

Содержание занятия:

  • Участников просят выразить в процентах свое самочувствие сегодня, работоспособность и степень открытости группе (например: «мое самочувствие сегодня 10% – очень болит голова, работоспособность нулевая, степень открытости группе – 30%»).
  • Упражнение с мячом: бросить мяч тому, о ком хочется что-то узнать, назвать свое имя. Можно спрашивать, например: «Что с тобой вчера произошло?», «Какое у тебя сейчас настроение?» и др.
  • Участники вспоминают травила.
  • Один из ведущих просит участников представить себя маленькими детьми ж походить по комнате, как маленькие дети, а также: как очень старые люди; молодые, но очень усталые; как торопящиеся куда-то люди; как идущие на прием к начальству; как прогуливающиеся в парке; как находящиеся в веселом настроении; как бегут спортсмены; как очень расстроенные люди; как легкомысленные барышни; как любое животное. Участники садятся на свои места и по очереди отвечают на вопросы: «В каком состоянии им больше всего понравилось находиться?»
  • Перерыв.
  • Упражнение «Скульптура из трех человек». Один из участников, доброволец, выбирает трех членов группы и с их помощью изображает свое тело, свои мысли, свои чувства. Обсуждение: «Хорошо ли твоему телу? (участник группы, изображающий тело, может также ответить на этот вопрос), мыслям? чувствам? Хотят ли они изменить свое положение? Каким именно образом?»
  • Перерыв на обед.
  • Обсуждение двух коллажей.
  • Перерыв.
  • Нарисовать те чувства, которые вы сегодня испытывали.
3-е ЗАНЯТИЕ

Цели занятия: уменьшение чувства вины за происшедшее насилие; работа с телом; проработки своих мыслей и чувств, связанных с насилием.

Содержание занятия:

  • Что хорошего у каждого участника произошло за неделю.
  • Вывесить правила.
  • Оценить самочувствие, работоспособность и степень открытости группе.
  • Дискуссия: *Кто виноват в насилии?» Участники разбиваются на две группы. Каждая группа отстаивает свою позицию: первая – н происшедшем насилии виновата женщина, вторая – виноват мужчина. Найти убедительные подтверждения, доказывающие позицию, которую предложили отстаивать группе (позицию выбирает ведущий, а не участники). Каждый член маленькой группы говорит не более двух минут. Последующий оратор повторяет мысль предыдущего и формулирует свою. Далее идет рассказ ведущего о том, как человек становится насильником. Групповое обсуждение.
  • Перерыв.
  • Каждый участник представляет себя в виде какого-нибудь животного, закрывает глаза, как это животное, взаимодействует с другими животными и пытается определить, какие это животные. Затем все открывают глаза и разбиваются на две группы. Каждая группа готовит рассказ о тех животных, которыми были ее члены: можно их нарисовать всем вместе па одном куске ватмана, спеть или разыграть небольшой спектакль.
  • Перерыв на обед.
  • Упражнение на расслабление под музыку.
  • Просмотр видеофильма или зачитывание письма взрослой жертвы (см.: Проработка травматического опыта, С. 153).
  • Обсуждение.
  • Перерыв.
  • Упражнение «Индивидуальный танец»: занять то месте в помещении, которое нравится, внимательно послушать музыку, подумать о пережитом насилии и изобразить индивидуальный танец. Все члены группы танцуют одновременна, включая ведущих.
  • Обсуждение.
4-е ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: проработка травматического опыта.

Содержание занятия:

  • Члены группы рассказывают о том, что произошло в их жизни за неделю.
  • Упражнение «История, рассказанная по кругу». Ведущий говорит фразу: «Жила-была однажды…» Сидящий рядом с ним член группы говорит одну фразу, продолжая предыдущую. Следующая участница говорит свою фразу, развивая сюжет истории и т.д. по кругу до тех пор, пока сюжетная линия не прервется.
  • Перерыв.
  • Обсуждение коллажей.
  • Перерыв на обед.
  • В течение 15 минут каждая из участниц записывает на листке бумаги свои чувства, мысли, ощущения в настоящий момент. Затем те из участниц, которые пожелают, обмениваются листками. По очереди каждая застывает текст от имени автора. Потом ведущие задают вопросы: 1) той, которая читала текст: «Что ты чувствовала, когда читала это нам?» Она отвечает от имени автора текста; 2) той, которая писала: «Что ты чувствовала, когда читал: и твой листок?» Участники группы делятся своими впечатлениями.
  • Перерыв.
  • Участницам предлагается поделиться своим опытом, связанным с насилием. Тут же проводится ролевая игра: «Что бы я сказала насильнику если бы встретила его снова…», «Что бы я сказала своим родителям о том, что со мной произошло…»
  • Перерыв.
  • Рассказать в кругу о чувствах, которые сопровождали участниц сегодня в процессе занятия.
5-е ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: проработка травматического опыта.

Содержание занятия:

  • Выразить свое самочувствие, работоспособность и степень открытости группе в процентах.
  • Все участники разбиваются на две группы. В каждой группе – один ведущий. Один из членов группы ложится на под, пытается расслабиться, закрывает глаза. Остальные в течение 10 минут гладят, массируют его тело, пытаясь вызвать у лежащего приятные ощущения. Если же он испытывает неприятные ощущения, то он говорит об этом вслух. Упражнение заканчивается одновременно растяжкой руки и ноги строго по диагонали (сначала правой и левой, потом – левой и правой). Во время упражнения все члены группы прислушиваются к своим ощущениям. Потом следующая участница ложится на под, закрывает глаза и расслабляется и т.д. до тех пор, пока не останется желающих. Обсуждение упражнения (участницы могут по-разному комментировать происходившее с ними: «Я чувствовала себя неловко, когда другие касались моей груди или раздвигали мне ноги», «Мне било неудобно за свои кривые ноги», «Когда кто-то очень сильно сжимал мою руку, мне было неприятно» – из роли лежащей); («Я старалась доставить удовольствие», «Когда я смотрела на нее, я думала: «Какая красивая девочка! Хочу быть на нее похожей!» «Я делала ей так, как хотела бы, чтобы делали мне» – из роли работающий с лежащей).
  • Перерыв на обед.
  • Обсуждение коллажей (продолжение).
  • Перерыв.
  • Участницы ложатся на дол, принимая удобную для отдыха позу: колени согнуты, образуя угол в 90 градусов. Глаза закрыты, звучит красивая мелодия. «Обратите внимание на свое дыхание: вдох – представьте, что воздух идет вниз по позвоночнику; выдох – представьте, что воздух выходит через промежность и идет к груди». Ведущая: «Представьте, что у вас на груди распускается цветок необыкновенной красоты… Попытайтесь мысленно ответить на вопрос – что это за цветок? Какого он цвета? Имеет ли он запах? Может быть, это не цветок, а какой-нибудь другой образ? Что это за образ? Что вы чувствуете? Есть ли какое-либо напряжение в теле? Где именно? Попытайтесь выразить это напряжение своим телом. Меняется ли что-нибудь? Примите ту позу, в которой вы чувствуете себя наиболее комфортно. Что произошло с вашим цветком (или другим образом)? А сейчас попрощайтесь с ним». Упражнение постепенно заканчивается. Участники могут нарисовать те образы, которые у них возникли. Обсуждение.
6-е ЗАНЯТИЕ (заключительное)

Цель: профилактика возможной повторной виктимизации.

Содержание занятия:

  • Образовательная дискуссия.
Коллективное составление книжки-памятки для будущей жертвы.

  • Перерыв.
  • Обсуждение мифов о насилии.
  • Перерыв на обед.
  • Подведение итогов работы группы.
  • Церемония награждения участников.
  • Обсуждение участниками своих жизненных планов на ближайшее будущее.
  • Прощание участников друг с другом.
  • Фотография на память.
Реабилитация детей дошкольного – младшего школьного возраста

Терапевтические цели

  • Помочь детям: перевести мысли и чувства, возникшие в результате перенесенного ими сексуального насилия, в слова.
  • Научить детей распознавать опасные для них ситуации и просить помощи.
  • Предоставить ребенку возможность убедиться в том, что некоторым взрослым можно доверять, что они могут защитить ребенка и не сделают ему ничего плохого.
  • Поддержать коммуникативные навыки ребенка, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и процесса обучения (в том числе – снова научить детей играть). Дети, пострадавшие от насилия, из своего опыта знают, что взрослый непредсказуем и опасен и что только в редких случаях ему можно доверять. Это знание многие из детей распространяют и на сверстников, занимая при общении с ними защитную позицию, тем самым вызывал у них отвержение.
  • Уменьшить, насколько это возможно, у ребенка чувство собственной беспомощности.
  • Вернуть детям способность к творчеству.
Состав группы

Группа должна включать в себя несколько активных детей и несколько замкнутых или пассивных детей, как минимум у одного ребенка должка быть хорошо развита речь. Количество детей в группе н подбор участников по половой принадлежности зависит от уровне возможностей психотерапевтов, которых должно быть двое.

Комната и оборудование

Помещение для занятий – просторное, наполовину застеленное коврами, несколько столов и стульев. Игрушки: большой кукольный дом с мебелью, семьи кукол, детские бутылочки, заполненные водой до начала группы, игрушечный телефон, мячи, конструкторы, мягкие игрушки, машинки, набор доктора. А также доска для информации, принадлежности для рисования.

Структура занятий

Продолжительность одного занятия не более 60 минут.

Периодичность – один раз в неделю.

Основные виды деятельности: дети пьют сок; свободная игра. Прием пищи, время еды сигнализирует ребенку начало и конец занятий.

Схема Д. Финкельхора

Д. Финкельхор разработал схему, объясняющую, как возникает сексуальное насилие внутри семьи. Он выделяет факторы, предшествующие сексуальному насилию:

  • мотивация к изнасилованию:
  • эмоциональная тяга к ребенку;
  • сексуальное возбуждение при контакте с ребенком;
  • преграда, блокирующая сексуальный контакт с ребенком (если этой преграды нет, то насильник думает, что у него нет другой возможности сексуально удовлетворить себя иначе, как с ребенком);
  • если нет мотивации к изнасилованию, г. это – самый главный фактор, то ни о каком изнасиловании говорить нельзя;
  • внутренний механизм сдерживания – совесть, супер-эго (это внутренний контроль, который препятствует тому, что человек делать не должен. Но сексуальный насильник обманывает сам себя. Он говорит себе: «Ведь моя дочь меня любит! Лучше пусть знает, что такое сексуальные отношения, от меня, а не от какого-нибудь мальчишки» – или «Я прихожу домой, а она бросается мне на шею, следовательно, она хочет сексуальных отношений со мной». Насильник повторяет себе это снова и снова, много раз, пока он не поверит в это. Таким образом, он постепенно преодолевает внутренние механизмы сдерживания;
  • внешние механизмы сдерживания (это может быть, например, мать ребенка, которая обязана все время быть начеку, или тюрьма, куда может попасть насильник, то есть физические преграды, мешающие насильнику осуществить свое намерение);
  • сопротивление самого ребенка (если внутренние механизмы сдерживания насильник преодолел, а внешних не существует, то ребенка может спасти только его собственное сопротивление, но, к сожалению, большинство детей не могут предотвратить насилие, так как они не осознают происходящее, не знают о своем праве сказать насильнику «нет» и не убегают. Почему ребенок не рассказывает о происшедшем над ним насилии? Одна из причин – та, что большинство матерей не предупреждают своего ребенка, говоря ему: «Если до тебя кто-то дотронется и тебе это не понравится, приди и скажи мне об этом»).
Мифы о насилии

В общественном сознании существует большое количество мифов, или неверных представлений, которые мешают адекватно оценивать отдельные явления и события. Среди таких мифов есть и относящиеся к теме сексуального насилия. Здесь мы приведем лишь самые распространенные из мифов и наши комментарии к ним.

  • Сексуальное насилие не случается в «хороших семьях».
  • Сексуальное насилие происходит редко.
  • Сексуальное насилие чаще всего совершается незнакомцем.
  • Сексуальное насилие обычно совершается в безлюдных местах (в лесу, на стройплощадке, в подвале, на чердаке и т.п.) и никогда – дома.
  • Сексуальное насилие обычно сопровождается жестокостью.
  • Для девочек сексуальное насилие не является вредным.
  • Насильниками являются «грязные старики».
  • Дети лгут о том, что они подверглись сексуальному насилию.
  • Нападение на ребенка – результат неудовлетворенного сексуального желания.
  • Дети, особенно подростки, соблазняют насильника и провоцируют нападение.
  • Разговор о сексуальном насилии может вызвать его.
  • Чтобы избавиться от психической травмы, полученной в результате перенесенного сексуального насилия, нужно просто о нем забыть.
Комментарии

  • Сексуальное насилие часто имеет место в так называемых «хороших», «благополучных» семьях (безалкогольных, с высоким уровнем образования и материального благосостояния). Однако «благополучие > таких семей, как правило, бывает только внешним. При более внимательном изучении в них можно увидеть весь набор признаков, свойственных дисфункциональным, «нездоровым» семьям. В них, например, члены семьи не рассказываю» друг другу о своих проблемах: не выражают своих чувств: избегают прямых высказываний; в таких семьях имеются многочисленные тайны, секреты; члены семьи отрицают тот факт, гто в ней vto-to не так; границы эмоционального и физическою пространства каждого члена семьи в отдельности размыты.
  • Однако приведенные выше статистические данные убедительно доказывают обратное, а именно то, что сексуальное насилие – довольно широко распространенное в обществе явление.
  • ,4. Те же данные свидетельствуют о том, что сексуальное насилие чаще всего совершается знакомыми людьми дома у жертвы или у насильника.
  • Сексуальное насилие не всегда сопровождается совершением жестоких действий по отношению к жертве, часто имеет место запугивание, обман, шантаж, подкуп жертвы.
  • На наш взгляд, этот миф не требует какие-либо комментариев.
  • Американскими исследователями подсчитано, что 82,5% насильников – люди в возрасте до 50 лет.
  • В основе этого мифа лежит страх родителей поверить в случившееся с их ребенком и взять ответственность за это событие на себя.
  • В каждом случае сексуального насилия присутствуют три составляющие: власть, гнев и сексуальность, несмотря на возраст жертвы.
  • Согласно данным одного из Центров по предотвращению изнасилования в США, наиболее типичным является нападение на детей с применением силы и принуждения. Известно много случаев нападения на маленьких детей и младенцев. Дети не провоцируют нападение.
  • Детям в целях их безопасности должно быть известно о том, что они могут подвергнуться сексуальному насилию. При этой они должны знать, что определенные части их тела считаются интимными и если кто-то касается их и вызывает этим у лих чувство неудобства, дети должны немедленно сообщить об этом взрослым. Если дети осведомлены о сексуальном насилии, им будет легче избежать его или сообщить о том, что им что-то угрожает.
  • Процесс излечения ребенка, перенесшего сексуальное насилие, сложен и длителен по времени. Крайнэ важны в этом процессе воспоминания ребенка о травматическом событии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Психологическая реабилитация детей – жертв инцеста (Курасова Наталья Владимировна – психолог Психолого-медико-социального Центра для детей и подростков, подвергшихся жестокому обращению и насилию («ОЗОН»). Москва).

В статье, опубликованной в журнале «Семейная психология и семейная терапия» (1997, № 1), мы подробно рассмотрели механизмы возникновения инцестуозных отношений внутри семьи, характерные черты такой семьи, а также психологические последствия сексуального насилия вообще.

Теперь нам хотелось бы дать некоторые рекомендации и примерную схему психологической реабилитации ребенка – жертвы инцеста. Под инцестом мы имеем в виду сексуальное насилие во всех: его проявлениях, а именно: «вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды», в том числе изнасилование отцом/отчимом, братом, дядей, дедушкой, другим родственником-мужчиной собственной дочери/падчерицы, сестры и т.д. Здесь мы не будем рассматривать те случаи, где в роли насильника выступает женщина, так как такие случаи встречаются значительно реже.

1-е ЗАНЯТИЕ Цели

  • Создать атмосферу доверия к психологу и к предстоящим занятиям.
  • Помочь ребенку раскрыть свои мысли и чувства, связанные с насилием.
  • Снизить тревожность у ребенка, ослабить его самопорицание, повысить самооценку. Например, можно сделать вместе красивую коробочку, куда он сможет положить все, что захочет, и никто из взрослых не сможет открыть или взять эту коробочку (объяснить это> родителям). Ребенок должен ощутить, что коробочка – его собственность. Во время работы давать ребенку положительные эмоциональные подкрепления («Какое красивое у тебя имя!», «Как ты хорошо оделся!»). Чтобы ребенок почувствовал себя успешным (а заодно и с психодиагностической целью), дать ребенку выполнить цветовой тест Люшера.
Кроме перечисленных выше приемов, используется еще один. Ребенку зачитывается заранее заготовленный текст письма-исповеди ребенка, оказавшегося в подобной ситуации. По ходу чтения ребенку даются фразы, которые он должен закончить. (Это упражнение можно использовать при работе с детьми, начиная с 8-9 лет). Оно помогает ребенку актуализировать свои чувства, связанные с насилием и вывести их наружу, а также избавить его от чувства непохожести на других детей. Пример вопросов, которые задаются ребенку при чтении текста: «Как ты думаешь, !ем ты похожа на Свету? Были ли у тебя такие же чувства, как у нее, или другие?» «Как, ты думаешь, мама поступит, когда Света расскажет ей о том, что случилось?»

2-е ЗАНЯТИЕ

Цели

  • Лучше понять чувства ребенка, связанные с насилием, и его восприятие этого события.
  • Ослабить тревогу, связанную с ситуацией насилия, помогая ребенку обсуждать эту тему в безопасной для него ситуации. Психолог просит ребенка изобразить ситуацию насилия или все, что с ней связано (как воздействовал насильник? угрожал ли он? что было самым неприятным?)
На данном этапе работы применяется методика «Чувство вины» (деление круга на части: Рисуем на бумаге круг и просим ребенка разделить его на части-сектора. Каждая выделенная часть выражает ту степень вины, которую ребенок приписывает насильнику, родителям, себе и др. Чем больше сектор, тем больше вина. Когда ребенок разделит круг, необходимо задать ему следующие вопросы: «Кого ты винишь в том, что с тобой случилось? Почему?» Мы считаем одним из критериев эффективности психотерапии, если через какое-то количество наших встреч с ребенком он вообще перестанет винить себя за случившееся с ним). С ее помощью мы узнаем о том, кого ребенок считает виновным за происшедшее с ним. Если один из секторов круга он отводит себе, то ребенку предлагается дополнительно список возможных причин для самообвинения. Ребенок выбирает или добавляет свои причины.

3-4-е ЗАНЯТИЯ

Цели

  • Дать возможность ребенку говорить о своем отношении к насильнику.
  • Обсудить с ребенком проблему нарушения доверия к другим людям.
  • Помочь ему понять, каким людям можно .доверять, а каким – нет.

Задачи

  • Ослабить самобичевание ребенка в связи с насилием.
  • Развивать альтернативные представления о насилии, обсуждая такие утверждения, как «Плохие вещи могут происходить и с хорошими людьми»-, «Хотеть нравиться – это нормальное желание», «Если ты разрешил кому-то позволительную, с твоей точки зрения, ласку, то это не значит, что ты дал согласие на сексуальное насилие», «Даже если ты совершил какие-то ошибки в жизни, никто не имеет права насиловать тебя».
Для обсуждения проблемы доверия к людям (как ребенок воспринимает других людей, их реакцию на рассказ о случившемся, кому можно довериться в тяжелой ситуации?) лист бумаги делится на две части: в одной части ребенок пишет, кому он рассказал о насилии или кому он хотел бы рассказать о нем, а в другой части: листа он пишет, кому бы он не хотел рассказывать об этом.

5-6-е ЗАНЯТИЯ

Цели

  • Дать ребенку общую информацию о сексуальных отношениях, о любви.
  • Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальным насилием.
  • Помочь ему понять, почему некоторые люди совершают насилие по отношению к детям. (Отталкиваться от контекста ситуации, объяснить, что насильнику важно не удовольствие от секса, а власть над жизнью другого человека). Используя специальную литературу для детей, психолог рассказывает о сексуальных взаимоотношениях между людьми, о любви.
7-8-е ЗАНЯТИЯ

Цели

  • Помочь ребенку осознать, что какие-то вещи могут напоминать ему о насилии, вызывать страх. Помочь преодолеть негативные чувства.
  • Показать ребенку, как он может противостоять насилию (дать ребенку представление о его правах, а также границах).
  • Помочь ребенку меньше чувствовать себя одиноким i своей беде.
  • Показать ребенку, что у него есть прогресс в личностном развитии. Ребенка просят перечислить вещи, которое могут напоминать ему о насилии. Это могут быть люди, места, вещи, запахи, цвета, время дня, телевидение, книги) и т.д. Разговор об этих вещах актуализирует в сознании ребенка сопутствующие насилию моменты. Важно, чтобы он максимально подробно вспомнил и попробовал описать их в безопасной ситуация.
Благодаря беседе с терапевтом ребенок постепенно освобождается от назойливых воспоминаний, которые возникают при столкновении с вещами, явлениями, сопутствующими насилию, и при новых встречах с подобными явлениями они в меньшей степени будут напоминать о насилии и травмировать его.

Предложенная программа имеет приблизительный характер. Психолог может по своему усмотрению варьировать содержание занятий, использовать отдельные методики неоднократно, вводить новые методики, если они, по его мнению, более подходят для данного ребенка и дают положительный эффект.

Перечислим еще некоторые упражнения, которые мы активно применяем в нашей работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия в семье, и которые могут быть полезными на любом этапе вашей работы с ребенком:

  • дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто переживают широкий спектр эмоций, но в их словаре мелеет не быть слов для обозначения этих эмоций, также такие дети могут с трудом «расшифровывать» эмоции других людей. Игра «Азбука настроений» и лист с нарисованными лицами, выражающими различные эмоции («Как ты сейчас себя чувствуешь?»), помогут преодолеть трудности такого рода. Здесь мы обычно подчеркиваем, что нет правильных или неправильных чувств, но есть чувства адекватные иди неадекватные;
  • можно предложить ребенку написать члену семьи, совершившему насилие, письмо, не посылая его по почте и не показывая его вам. Это упражнение позволяет ребенку эффективно справиться с гневом. После написания ребенок делает с письмом то, что он хочет (рвет его, выбрасывает и др.);
  • мы учим ребенка контролировать свой гнев, используя глубокое дыхание, различные техники релаксации или переключение нг другой вид активности;
  • навыки релаксаций также необходимы детям с высоким уровнем тревожности, которые избегают обсуждения своего опыта, связанного с насилием;
  • ролевая игра «Лучший друг» полезна для тренировки у ребенка навыка изменения негативных мыслей на позитивные. Ребенка просят представить, что у его лучшего друга есть некоторая негативная «неправильная» мысль (например, «Папа изнасиловал меня, потому что я был одет в очень коротенькую рубашку») и что ребенку нужно убедить этого друга в том, что эта мысль неправильна (роль лучшего друга может играть терапевт, кукла, пустой стул);
  • «Приятные/неприятные прикосновения». Упражнение используется только после того, как терапевт установил доверительные отношения с ребенком. Ребенок закрывает глаза. Терапевт дотрагивается до различных частей тела ребенка различными предметами (кисточкой, ватой, кончиком карандаша, пенопластом, резиновым ежиком и т.д.). Ребенок следит за своими ощущениями и дает терапевту обратную связь. При неприятных ощущениях учим ребенка говорить: «Нет!» или «Стоп!» Затем закрепляем навык в ролевой игре (например, разыгрывается ситуация, когда кто-то из знакомых пытается ухватить ребенка за бедро).
Выше мы попытались дать читателям представление о том, как строится программа реабилитации для детей – жертв сексуального насилия и, в частности, инцеста. Эта тема только начинает разрабатываться российскими психологами и потому требует более детального рассмотрения и изучения, но начало работе с жертвами сексуального насилия уже положено.

Здесь мы не коснулись очень важного звена при работе с детьми – жертвами инцеста, а именно: психологической реабилитации членов семьи пострадавшего ребенка, мы также не затрагивали тему групповой работы. Надеемся продолжить публикации на эти темы в том случае, если они вызовут интерес у читателей.

СПИСОК использованной и рекомендуемой литературы

  1. Артеменко З.В., Завадская Ж.Е. Формы воспитательной работы с молодежью: Организация и методика проведения / Под ред. А.П. Сманцера. – Мн., 1994.
  2. Бесова М.А. К познанию мира – через игру. Метод, пособие. – Мн., 1995.
  3. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности: Избр. педагог. и психолог, соч. в 2 т. /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. Т.1.
  4. Вы хотите рассказать о СПИДе // Вестник. 1996. № 3.
  5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пединститутов. – М., 1991.
  6. Дейнега Г.Ф. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. – М., 1992.
  7. Капустин Д.З. Молодежный секс. – Мн., 1997.
  8. Кле Мишель. Психология подростка: психосексуалыюе развитие: Пер. с фр. – М., 1991.
  9. Ковалев С.В. Психология современной семья. – М., 1988.
  10. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991.
  11. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1989. Кон И.С. Вкус запретного плода. – М., 1992,
  12. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.
  13. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье //Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 1.
  14. Курасова Н.В. Психологическая реабилитация детей жертв инцеста //Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 2.
  15. Лысенко В.К. Нравственно-гигиеническое и половое воспитание подростков: Метод, матер, в помощь лектору. – Мн., 1991.
  16. Мартыненко А.В., Валентин Ю.В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. – М., 1988.
  17. Медико-санитарное просвещение в школе в целях профилактики СПИД и болезней, передаваемых половым путем. ВОЗ /ЮНЕСКО: Серия публикаций ВОЗ №10, СПИД /Всемирная организация здравоохранения. – Женева, 1992.
  18. Медико-санитарное просвещение в общеобразовательных школах: Предлагаемое руководство по осуществлению деятельности /ЮНЕСКО /ЮНИСЕФ. Всемирная организация здравоохранения. – Женева, 1992.
  19. Навроцкий А.Л. О противовенерической пропаганде среди молодежи: Метод, рекомендации для учителей. – Мн., 1996.
  20. Петрище И.П. О половом воспитании детей и подростков. – Мн., 1990.
  21. Пола Статиэн. Безопасность вашего ребенка: Пер. с англ. – СПб, 1996.
  22. Прафілактыка СНІДу: Навуч. выданне /Пер. з англ. В.Вайтухіна. – Мн., 1995.
  23. Профилактика СПИДа посредством санитарного просвещения: рассмотрение деликатных вопросов. – Женева, 1996.
  24. Татарникова Л.Г. Валеология и основы безопасности жизни ребенка: Пособие по курсу валеология «Я и мое здоровье». – СПб, 1994.
  25. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. – Мн., 1989.
  26. Сизанов А.Н. Проблемы семьи и брака: Шк. практикум. – Мн., 1993.
  27. Сізанаў А.М. Этыка i псіхалогія сямейнага жыцця. Практыкум: Вучэб. дапаможнік для студэнтаў педагагічных ВНУ. – Мн., 1994.
  28. Сизанов А.Н. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – Мн., 1995.
  29. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. – Мн., 1998.
  30. Скажите наркотикам «Нет!» / Брахма Кумарис, Всемирный Духовный Университет, 1998.
  31. Энциклопедия сексуального воспитания: Пер. с фр. – М., 1989.
  32. Этика и психология семейной жизни: Книга для учителя / Под ред. Н.Г.Юркевича. – Мн., 1989.
  33. Юнда И.Ф., Юнца Л.И. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Кием», 1990.
Источник: «Безопасное и ответственное поведение» Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова