Педагогический эксперимент «Изучение имени прилагательного на основе сравнений» | Обучение и развитие детей

Педагогический эксперимент «Изучение имени прилагательного на основе сравнений»

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Иванова Полина Сергеевна
I. Констатирующий этап эксперимента Было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в 3 этапа: I этап – констатирующий эксперимент (20 октября 2016 г.); II этап – формирующий эксперимент (октябрь 2016 г.); III этап – контрольный эксперимент (27 октября 2016 г.). Исследование проходило в ГБОУ СОШ ОЦ с. Кротовка. Экспериментальными классами стали 6 «А» (17 человек) и 6 «В» классы (22 человека). Цель констатирующего этапа эксперимента — определить уровень сформированности знаний учащихся 6 класса о части речи «Имя прилагательное». С помощью разработанных нами заданий проверяются следующие навыки сформированности морфологических умений: находить в тексте имя прилагательное (№ 1-6, 8-9); согласовывать имя прилагательное в предложении (№1); определять число прилагательного (№ 3–4); изменять по падежам имя прилагательное (№ 5); определять род прилагательного (№ 6, 9); ставить прилагательное в краткую форму (№ 7); определять синтаксическую роль прилагательного (№ 8). На констатирующем этапе эксперимента учащимся 6-х классов для выполнения была предложена работа, включающая девять заданий. 1. Вставьте в текст пропущенные слова, поставив их в нужную форму. Дядя Арам морщился, как от _________ боли, и молчал. В качестве отступных он тряс перед собой, словно ________ флагом, связкой ключей от склада. (белый, зубной) Какой частью речи они являются? _________________

2. Найдите в выделенных сравнениях прилагательное. Всю дорогу домой я сидела тихой мышкой на заднем сиденье автомобиля и душераздирающе вздыхала. Если Ба не выводить из себя – она вообще казалась ангелом во плоти. Но зато борода торчала колом.

3. Определите число прилагательных в выделенных сравнениях. Баба Роза сделала властный жест пальцами, словно собрала мамины губы в щепоть. Она вышагивала так, словно аршин проглотила, и выглядела как истинная француженка.

4. Найдите в выделенном сравнении прилагательное во множественном числе. Сейчас, – сказал папа. Воцарилась минутная тишина, а потом раздался леденящий душу вопль. Так мог орать только пронзённый охотничьим копьём вепрь. Так могла оплакивать погибшего в первобытных болотах мамонтёнка его безутешная мать.

5. Найдите в выделенном сравнении прилагательное. Измените его по падежам. В минуты крайнего волнения эта прядь развевалась над Маней грозным ирокезом.

6. Определите род прилагательных в выделенных сравнениях. Холм утопал в утреннем тумане, и было такое ощущение, словно коровы подцепили своими высокими рогами нижний край туманного полотна и гордо несут его над собой В ожидании скорого Дядимишиного приезда мы с Маней замерли скорбной скульптурной композицией на веранде дома.

7. Напишите краткую форму подчеркнутого полного прилагательного в выделенном сравнении. Грузовик трясло так, словно неведомая центробежная сила рвала его на мелкие части.

8. Какими членами предложения (главные: подлежащее-сказуемое; второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство) являются прилагательные в выделенном сравнении? Он прекрасен, как неженатый тронный принц в одном отдельно взятом сказочном королевстве.

9. В приведенном тексте выделены сравнения. Прилагательное в них является частью структуры сравнения.   Чем отличаются данные прилагательные? Дядя Миша, как истинный сын своей матери, периодически выкидывал фортели, пытаясь отстоять себе кусочек независимости. Ба, как истинная Ба, одной левой гасила все попытки сына вырваться из-под её тотального контроля. Каждый учащийся получает лист с заданием. Форма ответов – письменная. Время выполнения – 40 минут. Правильность выполнения заданий оценивается по таблице:
Номер задания

Описание оценивания

1

Прилагательные вставлены верно – 0,5 б.

Есть правильный ответ на вопрос «Какой частью речи они являются?» – 0,5 б.

2

Верно указано прилагательное – 1 б.

3

Указано число прилагательных (2 примера) – 0,5 б. + 0,5 б.

4

Найдено прилагательное во мн. числе – 1 б.

5

Найдено прилагательное – 0, 4 б.

Изменено прилагательное по падежам (6 падежей) – 0,1 б. +0,1 б. +0,1 б. +0,1 б. +0,1 б. +0,1 б.

6

Правильно указан род прилагательного (5 слов) – 0,2 б. +0,2 б. +0,2 б. +0,2 б. +0,2 б.

7

Правильно написана краткая форма прилагательного – 1 б.

8

Указан член предложения – 1 б.

9

Выявлено различие слов (разный род прилагательных) – 1 б.

Максимальное количество баллов – 9. 80–100% правильно выполненных заданий (7,2–9 баллов) – высокий уровень; 50–80% (4,5–7,2 баллов) – средний уровень; менее 50% (0–4,5 баллов) – низкий уровень. Проанализировав выполненные работы в 6 «А» классе, получили следующие результаты: 17% учащихся (3 человека) выполнили 7–8 заданий (80%–90% правильно выполненных заданий), что соответствует высокому уровню сформированности навыков; 41% (7 человек) справились с 5-6 заданиями (50%–70% правильно выполненных заданий), что говорит о среднем уровне сформированности морфологических навыков; 42% учащихся (7 человек) выполнили лишь 1–4 задания (менее 40% правильно выполненных заданий), что свидетельствует о низком уровне сформированности знаний прилагательных. Среднее значение соответствует среднему уровню сформированности морфологических знаний о прилагательном. Результаты констатирующего эксперимента в 6 «В» классе: 4,5 % учащихся (1 человек) выполнили 7–8 заданий (80%–90% правильно выполненных заданий), что соответствует высокому уровню сформированности морфологических навыков; 45,5% учащихся (10 человек) справились с 5–6 заданиями (50%–70% правильно выполненных заданий), что говорит о среднем уровне; 50% учащихся (11 человек) выполнили менее 4 заданий (менее 40% правильно выполненных заданий), что свидетельствует о низком уровне сформированности знаний. Среднее значение соответствует низкому уровню сформированности морфологических знаний о прилагательном. Результаты представим в таблице:
Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6 «А»

17%

41%

42%

6 «В»

4,5%

45,5%

50%

Как показал констатирующий этап эксперимента, наибольшую трудность вызвали задания №3 (определение числа прилагательных); № 6 (определение рода прилагательных); №8 (определение синтаксической функции прилагательного); №9 (определение рода прилагательных). Таким образом, предварительная проверка умений и навыков учащихся позволила установить различия между учениками 6 «А» и 6 «В» классов, определить трудности при выполнении заданий и наметить пути формирования морфологических знаний у школьников.

II. Формирующий этап эксперимента На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень сформированности морфологических знаний учащихся о прилагательных шестых классов недостаточно высокий. В связи с этим возникает необходимость в организации работы по формированию знаний прилагательных у школьников. Были разработаны два урока и комплекс упражнений, способствующих формированию морфологических знаний учащихся 6 класса. Целью формирующего этапа эксперимента было пополнение знаний о прилагательном учеников 6 класса. Уроки были разных видов: у 6 «А» класса – урок-игра, у 6 «В» – урок практических работ. С помощью данного эксперимента необходимо было выяснить, какой вид урока заинтересует учеников, и насколько будут различны результаты. Цель уроков: развить умение определения прилагательного и его грамматических значений в тексте. Задачи уроков: Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление в практической деятельности теории имени прилагательного; обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление основных понятий грамматических категорий имени прилагательного; научить находить прилагательное и определять его грамматические признаки. Воспитательные: познание языка и мира через сравнение; содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с названием произведения литературы); воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий; содействовать в ходе урока формированию коллективизма. Развивающие: развивать у школьников умение находить прилагательное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать; развивать абстрактно-логическое мышление учеников; умение определять прилагательное и его форму в письменной и устной форме текста; умение согласовывать свои взгляды на задание с взглядами команды. Урок «Имя прилагательное, его изменение и роль в предложении» был проведен 24 октября 2016 года в 6 «А» в виде практических работ (разработку урока см. в приложении 1). Комплекс упражнений на развитие морфологических знаний имени прилагательного был сделан учащимися с 21 по 26 октября на уроках. Были выполнены следующие упражнения: 1. Разгадайте кроссворд: 1) Падеж, в котором стоит прилагательное в сочетании: в первобытных болотах; 2) Падеж, в котором стоит прилагательное в сравнении: детским лепетом; 3) Найдите прилагательное и поставьте его в форму мужского рода, единственного число, творительного падежа: словно она поучаствовала в гладиаторских боях; 4) Падеж, в котором стоит прилагательное в сравнении: как гром среди ясного неба; 5) Найдите прилагательное и поставьте его в краткую форму женского рода: как смертный грех; 6) Найдите прилагательное и поставьте его в форму мужского рода, единственного числа, родительного падежа: словно голодными челюстями; 7) Найдите прилагательное и поставьте его в форму женского рода, единственного числа, именительного падежа: как истинный сын своей матери; 8) Падеж, в котором стоят прилагательные в сравнении: напоминает безучастную железобетонную конструкцию; 9) Найдите прилагательное и поставьте его в форму мужского рода, единственного числа, дательного падежа: как будущей тёщи; 10) Падеж, в котором стоит прилагательно в сравнении: относился к дяде Мише как к тяжело больному человеку; 11) Падеж, в котором стоит прилагательное в сравнении: словно его преследовала злая оса; 12) Форм прилагательных какого числа больше в примерах: как главный герой из фильма «Пираты ХХ века»; словно тёмную страшную жижу; словно мы два вылезших на поверхность земли дождевых червя; 13) Найдите прилагательное и поставьте его в форму среднего рода, единственного числа, предложного падежа: как жертвенную овцу; 14) Найдите прилагательное и поставьте его в форму множественного числа, именительного падежа: словно вся тьма египетская сгустилась в твоих кишках.

2. Прочитайте предложения:

1) Ба плыла сквозь толпу, как атомный ледокол «Ленин».

2) Ася разглядывает нас так, словно мы два вылезших на поверхность земли дождевых червя.

3) Ой! Ай! – заверещала моя бабуля пожарной сиреной.

4) Я чуть не лишилась чувств – Ба смеялась так, словно где-то у неё в животе терзают несчастное животное.

Продолжите таблицу, выделяя окончания прилагательных.

 

Единственное число

 

Множественное число

 

 

Мужской род

Атомный (ледокол)

и

дождевой (червь)

Женский род

Пожарная (сирена)

Средний род

Несчастное (животное)

не имеет род

И.п.

 

 

 

Атомные (ледоколы) и дождевые (черви)

Р.п.

 

 

 

 

Д.п.

 

 

 

 

В.п.

 

 

 

 

Т.п.

 

 

 

 

П.п.

 

 

 

 

3. Найдите лишнее в ряде:

1) Как истинная Ба, словно тёмную страшную жижу, как каменный истукан с острова Пасхи.

2) Тихой мышкой, как на Судный день, гончим псом, атомным ледоколом.

3) Как гранитная скала, как жертвенную овцу, словно голодными челюстями, как заправский рыцарь.

4) Как истинный сын своей матери, как у заправского эфиопского бегуна, как истинная Ба, словно гомеровский циклоп Полифем.

5) Ртутным шариком, живописной окаменелой кучкой, слепым комочком, теннисным мячиком.

По какому принципу объединены сочетания в группы?

4. Придумайте предложение, используя следующие сравнения с прилагательными:

как заправский рыцарь, безвольным комочком, как опытный диссидент. Изменяли ли вы форму прилагательного? Какой род, число и падеж имели прилагательные и какими стали в вашем стихотворении.

Упражнения направлены на развитие умений: постановку прилагательного в определенный род, число и падеж; представление о категориях рода, числа и падежа прилагательных во взаимосвязи; выявление лишнего сравнения с прилагательным в категориях рода, числа и падежа; использование сравнений с прилагательным в предложении.

Упражнения оценивались по таблице:

Номер упражнения

Оценивание за 1 единицу правильно выполненных заданий

Максимально возможное

№1

Правильно ответ на вопрос кроссворда = 1 б.

14 вопросов = 14 б.

№2

Прилагательное верно вставлено в таблицу – 1, 4 столбик = 0,5 б.,

2, 3 столбик = 1 б.

23 б.

№3

Найден лишний пример, написан принцип объединения сочетаний = 1 б.

5 б.

№4

Сравнение употреблено = 1 б. Указаны число, род, падеж = 1 б.

3 сравнения = 6 б.

Результаты упражнений показали: 12% учеников (2 человека) выполнили на среднем уровне, 88% учеников (15 человек) на низком уровне.