Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте | Обучение и развитие детей

Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте
Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Ю.А. Варицкий, кандидат педагогических наук, магистр психологии, доцент

кафедры психологии и педагогики

Гжельский государственный университет

Аннотация. В данной статье осуществлена попытка последовательно раскрыть на теоретическом уровне психологические особенности ЭИ во взаимосвязи с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии. Кратко описана русскоязычная адаптация методики Шутте и ее применение в измерении эмоционального интеллекта.

Ключевые слова : эмоциональный интеллект, личность, опросник Шутте, опросник Д.В.Люсина, корреляционный анализ.



Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в профессиональнойсфере«человек-человек»активнопроявляются коммуникации,накоторыезначительновлияютличностныеи эмоциональные особенности человека, в том числе эмоциональный интеллект (ЭИ). В связи с этим важно установление взаимосвязи между ЭИ и личностными особенностями.Изучение данной взаимосвязи позволит влиять как на качества личности, так и развивать ее ЭИ для получения оптимального результата.

В настоящее время ЭИ отражает искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. Он определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой. Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, то можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны.

В даннойстатье попытаемсяпоследовательнораскрытьна теоретическом уровне взаимосвязь ЭИ с основными компонентами структуры личности, принятой в современной общей психологии: темпераментом, характером, способностями, мотивацией, самосознанием, самоактуализацией, саморегуляцией.

Начнем наш анализ со взаимосвязи темперамента и ЭИ.

Темперамент, и интеллект являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией. Очевидно, что интеллект наряду со свойствами темперамента входит в единую систему психических свойств.

Эмоциональность в значительной мере определяет чувствительность к эмоциогеннымусловиям деятельностииобщения, обусловливает фильтрацию средовых влияний, пропуская одни и блокируя другие;

связывает деятельность и актуальные эмоции, регулирует деятельность и общение,являясь однимизусловийихуспешности. Развитая эмоциональность может рассматриваться как показатель ЭИ, поскольку она предполагает когнитивный анализэмоциональной информации на

достаточно высоком уровне. При этом проявления эмоциональности преобладают у экстравертов.

Характер и ЭИ. Эмоции — психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Характер — совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Когда говорят о характере человека, начинают перечислять его черты, к которым относятся и эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, безразличие и др.).

Следовательно, характер тоже влияет на ЭИ, так как непосредственно связан с эмоциями.

Воля и ЭИ. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Человек, который осознает или пытается понять, какие чувства он испытывает в тот или иной момент, старается их регулировать. Если человек испытывает злость, но при этом не хочет обидеть собеседника, он вынужден регулировать возникающие эмоции; так же с положительными эмоциями: испытывая их человек, старающийся соответствовать нормам приличия, контролирует их и выражает в определенной мере.

Способности и ЭИ. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Сэловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Они определили его как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.

Существуют модели способностей, трактующие ЭИ как набор когнитивных способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно:

1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций.

2.Фасилитация мышления – способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции.

3.Понимание эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний.

4.Управление своими эмоциями и чувствами других людей.

По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен

постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.

Мотивация и ЭИ. Мотивация – желание достигать успехов по причинам, лежащим за рамками поощрения или статуса, склонность с упорством и энергией добиваться поставленных целей. Это в большей мере мотивация достижений. Признаками развитой мотивации являются: энтузиазм, оптимизм, преданность делу группы (организации).

Самосознание и ЭИ. Самосознание – это понимание характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. Признаками развитого самосознания являются: уверенность в себе, реалистичная самооценка, отношение к себе с юмором.

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов ЭИ. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Самоактуализация и ЭИ. Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции иуправлятьими,склонныприниматьценности,присущие самоактуализирующейся личности.

Способность«обрабатывать»межличностнуюэмоциональную информацию в плане самоактуализации дает меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных.

В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению,которые,всвоюочередь,даютвозможность самоактуализироваться, самореализоваться человеку.

СаморегуляцияиЭИ.Саморегуляция–этоспособность контролировать и регулировать свои эмоции, а также рассудительно оценивать сложившуюся ситуацию. Признаками развитой саморегуляции являются: способность создавать атмосферу доверия и справедливости, комфорт в ситуации неопределенности, открытость переменам.

Подводя итог проведенному анализу, отметим, что оформление понятия «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, особенностях их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом процессе явились следующие: обогащение представлений об эмоциях (представление об эмоциях как об одной из подсистем сознания, как о факторе мотивации), расширение представленийобинтеллекте(идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов).

Таким образом, все личностные компоненты и эмоции взаимосвязаны между собой через механизм ЭИ. Следовательно, мы можем предположить, что ЭИ влияет на личность в целом и ее особенности и, наоборот. В целях подтверждения нашего предположения мы планируем в дальнейшем провести эмпирическое исследование взаимосвязи ЭИ и личностных особенностей людей, занимающихся различными видами профессиональной деятельности.

Для реализации цели и задач данного исследования был проведен перевод с английского языка на русский американского опросника Шутте «Уровень эмоционального интеллекта». Данный опросник в полной мере отражает и определяет сущность эмоционального интеллекта, так как является опросниковым аналогом методики MSCEIT (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).

В переводе опросника Шутте участвовало 5 человек: 2 — с образованием «переводчик в сфере профессиональных коммуникаций», 3 — свободно владеющих английским языком. Перевод осуществлялся независимо друг от друга.

В результате перевода возникли трудности с 8 и 33 предложением. Эти трудности связанны с передачей смысла данных предложений и сохранением их начальной грамматической, лексической и семантической структуры. Поэтому перевод предложений 8 и 33 проводился тщательнее и уточнялся у специалистов. Таким образом, перевод опросника Шутте на русский язык выглядит следующим образом:

Уровень эмоционального интеллекта Инструкция: Поставьте цифру напротив утверждения, которая наиболее соответствует вашему состоянию, используя следующую шкалу:

Категорически не согласен = 1 / Не согласен = 2 / Трудно сказать = 3 / Согласен = 4 / Абсолютно согласен = 5.

1.Я знаю, когда следует обсуждать свои проблемы с окружающими.

2.Когда на моём пути возникают препятствия, я вспоминаю ситуацию с аналогичными трудностями и преодолеваю их.

3.Я надеюсь, что я справлюсь с большинством дел, за которые я берусь.

4.Окружающие люди считают, что мне можно легко доверять.

5.Я замечаю, что мне трудно понимать невербальные сообщения других людей.

6.Некоторые значимые события моей жизни заставили меня переоценить то, что является важным, а что нет.

7.Когда мое настроение меняется, я вижу новые возможности.

8.Эмоции – одна из вещей, благодаря которой жизнь достойна, чтобы прожить ее снова.

9.Я осознаю эмоции, когда я их испытываю.

10.Я надеюсь, что случится что-то хорошее.

11.Мне нравится делиться своими эмоциями с другими людьми

(окружающими).

12.Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как их продлить.

13.Я устраиваю события, которые нравятся окружающим.

14.Я ищу такие занятия, которые делают меня счастливым.

15.Я отдаю отчет о невербальных сообщениях, которые я посылаю окружающим людям.

16.Я представляю себя так, что бы произвести хорошее впечатление на окружающих.

17.Когда у меня хорошее настроение, мне легче решать проблемы.

18.Когда я смотрю на выражение лица, я понимаю, какие эмоции испытывают люди.

19.Я знаю, почему меняются мои эмоции.

20.Когда я в хорошем настроении, я в состоянии придумать новые идеи.

21.Я контролирую свои эмоции.

22.Я легко распознаю эмоции, когда их испытываю.

23.Я мотивирую себя тем, что представляю себе положительный исход дела, за которое берусь.

24.Я хвалю окружающих, когда они делают что-то хорошо.

25.Я осознаю невербальные сообщения, которые посылают другие люди.

26.Когда кто-то рассказывает мне о важном событии своей жизни, я чувствую, как будто пережил это сам.

27.Когда я чувствую перемены в эмоциях, я стараюсь придумать новые идеи.

28.Когда я сталкиваюсь с испытаниями, я сдаюсь, потому что уверен в том, что я не справлюсь.

29.Я знаю, что чувствуют другие люди, лишь посмотрев на них.

30.Я помогаю людям чувствовать себя лучше, если они расстроены.

31.Я использую хорошее настроение, чтобы помочь себе преодолевать трудности.

32.Я могу сказать, что люди чувствуют, когда слышу тон их голоса.

33.Мне трудно понять, почему люди испытывают те или иные чувства .

После получения «оптимального» перевода опросника Шутте, мы его использовали в изучении ЭИ в сочетании с опросником Люсина. Было опрошено 21 спортсмен разных видов спорта от 2 взрослого разряда до мастера спорта. Мы провели корреляционный анализ этих опросников. Данные представлены в табличной форме: Таблица 1. Корреляционная матрица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где х1 – «Восприятие эмоций»; х2 – «Управление своими эмоциями»; х3 – «Управление эмоциями других»; х4 – «Использование эмоций»; х5 – «Понимание эмоций других»; х6 – «Управление чужими эмоциями»; х7 – «Понимание своих эмоций»; х8 – «Управление своими эмоциями»; х9 – «Контроль экспрессии», х10 – «Общий эмоциональный интеллект». Критическое значение = 0,4287.

Проведем первичный анализ полученных результатов.

Мы видим, что между отдельными шкалами методики Люсина и Шутте существуют корреляционные связи. Например:

шкала х1 «Восприятие эмоций» коррелирует со шкалами х3

«Управление эмоциями других» (0,5293), х5 «Понимание эмоций других»

(0,7877), х7 «Понимание своих эмоций»(0,5337), х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,5631);

х2 «Управление своими эмоциями» коррелирует со шкалой х4 «Использование эмоций» (0,5519);

х3 «Управление эмоциями других» коррелирует со шкалами х5

«Понимание эмоций других» (0,5482), х6 «Управление чужими эмоциями»

(0,4888), х7«Понимание своих эмоций» (0,4298), х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,5759);

х5 «Понимание эмоций других» коррелирует со шкалами х7 «Понимание своих эмоций» (0,5831) и х10 «Общий эмоциональный интеллект» (0,7647);

х10 – «Общий эмоциональный интеллект» коррелирует со шкалами х6 «Управление чужими эмоциями» (0,4592), х7 «Понимание своих эмоций»

(0,7978), х8 «Управление своими эмоциями» (0,5697) и х9 «Контроль экспрессии» (0,4745).

Наиболее сильная связь наблюдается между шкалами х1 «Восприятие эмоций» и х5 «Понимание эмоций других» (0,7877).

Между темшкалы х2 «Управление своими эмоциями» и х4

«Использование эмоций» не имеют ни одной значимой корреляционной

связи: из этого мы можем предположить, что когнитивные факторы

«Управления своими эмоциями» и «Использование эмоций» не участвуют в

личностныхмеханизмахэмоциональногоинтеллектапоЛюсину.

Единственные две шкалы, по которым можно говорить о взаимосвязи этих двух методик, — это х1 «Восприятие эмоций» и х3 «Управление эмоциями других». Возможно это означает, что когнитивные факторы х1 «Восприятие эмоций» и х3 «Управление эмоциями других» участвуют на личностном уровне эмоционального интеллекта, что необходимо проверить в дальнейших исследованиях.

Данная исследовательская работа будет продолжена при проведении

эмпирическойпроверкикогнитивныхиличностныхфакторов

эмоционального интеллекта студентов различных специализаций с использованием методики Шутте.

Литература

1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

2.Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии

РАН», 2009.

3.Варицкий Ю.А. Эмоциональный интеллект как механизм саморегуляции личности. – М.: МГАФК, 2011. Т. Х. С. 285-292.

Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с.