Особенности проведения психологического обследования ребенка | Обучение и развитие детей

Особенности проведения психологического обследования ребенка

На главную Психологическое консультирование Теория Особенности проведения психологического обследования ребенка
Особенности проведения психологического обследования ребенка
Психологическое консультирование — Теория
Предметом психологического обследования в практике возрастно-психологического консультирования являются индивидуально-возрастные особенности детей и подростков, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [9, с. 86-101].

Поскольку проблематика случаев в возрастно-психоло-гическом консультировании весьма разнообразна, то психолог-консультант должен иметь достаточный арсенал психодиагностических методик в соответствии с направлениями (дети, родители, воспитатели и др.) и показателями, характеризующими основной предмет психодиагностической деятельности (показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей; показатели особенностей межличностных отношений

ребенка в детском коллективе; показатели особенностей семейных взаимоотношений).

Как известно, методики психологического обследования подразделяют на стандартизованные (тесты) и клинические. Данные виды методик имеют принципиально разную методологическую основу и стратегию применения.

Применение тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка обусловлено потребностью в объективной оценке его ответов или результатов действий, в сравнении с результатами, полученными на выборке испытуемых, с помощью которых производилась стандартизация данного теста, и были получены его нормы. Сравнительная природа тестовых методик объясняет необходимость в единообразии их применения. В практике обследования детей с помощью стандартизованных методик обязательными считаются следующие правила [3,6].

— Правило, согласно которому нельзя менять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста, или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения, даже, казалось бы, естественно «подсказываемые» конкретной ситуацией. Данное правило объясняется авторами тестов методологией их построения. Например, многие тесты направлены в большей степени на то, чтобы узнать, как ребенок реагирует на определенные стандартные формулировки. Таким образом, такое большое значение буквальной точности воспроизведения стандартных инструкций к тестам обуславливает предпочтение многих психологов зачитывать инструкции к тестам, чтобы избежать внесения каких-либо случайных изменений.

— Правило, согласно которому в ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни даже усиленно хвалить.

— Правило, предписывающее необходимость с особым вниманием относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка. Обследование можно проводить только в том случае, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет признаков утомления, излишнего волнения, проявлений упрямства и т. д.

— Правило, предписывающее порядок предъявления различных заданий в процессе обследования. Первые тесты должны снять возможное волнение и эмоциональную напряженность ребенка, вызвать интерес к обследованию. С этой целью маленьким детям можно предлагать задания с ярким материалом или картинками. Тесты на запоминание фраз, цифр и др. надо давать после того, как ребенок привыкнет к голосу экспериментатора. Тесты, требующие особого напряжения внимания, не следует предлагать в конце обследования. Длительность одного сеанса обследования дошкольников не должна превышать 40-50 минут.

— Правило, рекомендующее избегать присутствия взрослых в процессе тестирования ребенка. В практике возрастно-психологического консультирования вопрос о присутствии родителей при обследовании ребенка решается по-разному в зависимости от возраста детей, характера проблем и др. Если ро

дители присутствуют, то они не должны вмешиваться в процедуру обследования, как-либо реагировать на ответы ребенка.

Клинический подход по своим существенным характеристикам противоположен стандартизованным процедурам и направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельных случаев. Существующий в отечественной психологии опыт разработки вопросов клинического исследования проблем детской патопсихологии имеет большое значение и для изучения индивидуальных случаев в пределах нормы [6, 18, 24]. В соответствии с указанной направленностью клинического обследования предполагается и иная позиция психолога — активная и гибкая, основанная на реализации принципов взаимодействия, активного сотрудничества с ребенком.

При клиническом обследовании допускается изменение инструкций в заданиях, а именно, их пояснение, уточнение, оказание помощи и т. п. При клиническом обследовании практикуется отказ от ограничения испытуемого во времени (но сохраняется учет данной характеристики). С целью получения информации о критичности к своим ошибкам, об особенностях мотивации, самооценки, эмоциональной устойчивости ребенка в ходе клинического обследования применяются активное подбадривание, замечания и т. д.

Таким образом, при проведении клинического обследования психологу важно уметь фиксировать не только и не столько результат выполнения задания, но и те особенности психической деятельности ребенка, которые проявились в ходе выполнения заданий.

По мнению специалистов в области возрастно-психологи-ческого консультирования, наиболее оптимальной стратегией является гибкое сочетание стандартизованных и клинических методов в процессе обследования каждого конкретного случая.

Кроме того, одним из основных требований к методическим средствам в практике возрастного консультирования является возрастная адаптация методик.

В детской практической психологии существуют традиционные правила обследования детей дошкольного возраста [9]. Они заключаются в следующем:

— удержание единой пространственной позиции психолога и ребенка («глаза в глаза»), что обеспечивается отсутствием доминанты взрослого и организуется в детском пространстве (детский стол и стульчики и т. д.);

— предоставление первоначального свободного выбора сферы деятельности («игра», «рисунок», «общение» и т. д.), что обеспечивается созданием поля возможностей для ребенка;

— чередование сфер деятельности, что обеспечивается сменой деятельности, на основе которых построены различные тесты (общение-конструирование-движение-рисование);

— регламентация времени, общее время психологического обследования может длиться от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка;

— регламентация интеллектуальной нагрузки, что обеспечивается пропорциональным отношением интеллектуальных тестов в диагностическом комплексе (не более 3 в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных);

— регламентация личностно-эмоциональной нагрузки, что обеспечивается пропорциональным соотношением проективных тестов в диагностическом комплексе (не более 3 в одной процедуре с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных);

— дублирование методик общей диагностической направленности, что обеспечивается использованием различных методических средств для подтверждения результатов и может осуществляться дублированием диагностических методов (наблюдения, беседы);

— варьирование процедуры психологического обследования, что обеспечивается недирективными инструкциями и сменой структурных этапов обследования, использованием всех видов помощи при решении тестовых заданий. Данное правило применяется только по мере необходимости при осложнениях адаптации ребенка к ситуации и процедуре обследования, связанных с определенными личностно-эмоциональными особенностями ребенка (тревожность, неуверенность, замкнутость и т. д.).

О важности синтеза экспериментально-психологического подхода и требований практики в психологической диагностике говорится в известной работе Й. Шванцара «Диагностика психического развития» [29]. По мнению автора, экспериментально-психологический подход в диагностике развития можно алгоритмически выразить при помощи следующих «шагов».

1. Формулирование проблемы на основании изучения всей информации об индивиде, с которым будет проводиться психологическое исследование (анамнез, медицинское заключение, сведения об успеваемости и поведении в школе, о социальных и воспитательных условиях в семье и т. п.).

2. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестовых и (при необходимости) аппаратных методов. Анализ связей между стимулирующими ситуациями и ответами с учетом их согласованности, комплексности, организации и содержания.

4. Формулирование заключений об основных функциях наблюдаемых компонентов личности испытуемого («с точки зрения интенсивности проявлений радиуса действия отдельных

компонентов, сравнения с проявлениями в жизненных ситуациях»).

5. Заключение о возрастных изменениях по отдельным частным структурам.

6. Экстраполирование на основе поведения индивида в естественных условиях и прогноз развития. (Экстраполяция — метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.)

7. Формулирование ответа на вопрос пункта № 1. Этот заключительный шаг диагностического процесса представляет мостик между потребностями практики, а также экспериментальными и качественными данными, их интерпретацией и включением в более широкие зависимости.

8. Составление перечня мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Завершая данный раздел пособия, вновь следует подчеркнуть значимость фактора личного контакта в психологической диагностике. Как пишет Й. Шванцара, «…установление хороших личных отношений требует уже с первых минут встречи значительной терпеливости, приспособляемости и находчивости от психолога, в особенности, если ему приходится работать с детьми младшего возраста или с некоторыми бунтующими подростками». Успешность процесса психологической диагностики и интервьюирования при работе с детьми во многом зависит от способности к эмпатии, от наличия у психолога «неугасимого, настоящего интереса ко всем вопросам детской жизни», что, собственно, и Является основой психологического подхода к детям [29].

Вопросы

1. Каковы основные требования к диагностическим методикам, применяемым в практике возрастного консультирования?

2. В чем отличие стандартизованных и клинических методов психодиагностического обследования?

Источник:

Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.