Интеллектуальное и творческое развитие детей

Материалы для практикума по патопсихологии

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Материалы для практикума по патопсихологии

Материалы для практикума по патопсихологии
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная
Подпись: Кабатаев М.В.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИКУМА ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО СИМПТОМОКОМПЛЕКСА

 

 

  • МЕТОДИКА 10 СЛОВ
Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

Оценка объёма механической, оперативной памяти и способности к отсроченному воспроизведению (долговременной памяти).

Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи.

Инструкция состоит из нескольких этапов:

Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

!!!Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя!!!

Спустя 50—60 минут, снова спросить у исследуемого эти слова (без напоминания).

У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д.

Число слов, удержанных и воспроизведенных исследуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

•«Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость больных. В жизни такой больной страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Зигзагообразный характер кривой, свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая формы плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости больных; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Кривая типа низко расположенного плато наблюдается при паралитических синдромах.

  • ЗАПОМИНАНИЕ ПАР СЛОВ
Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

Исследование ассоциативной памяти

Нужен список с 10 парами слов, походящими по смыслу.

«Я назову 10 пар слов походящих по смыслу, например река-море, дальше буду говорить первое слово, а Вы мне будете называть, какое было второе»

Норма: 10,10,10, либо 9,10,10.

*Для умственно отсталых это 20 пар слов.

  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА
Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых. Исследование смысловой, логической памяти и отсроченного воспроизведения.

Нужно знать не менее двух рассказов: средней сложности и лёгкий.

Просим пациента пересказать рассказ. Пересказ пациента дословно записываем. Задаём вопросы, раскрывающие смысл рассказа. Просим пересказать рассказ отсрочено.

•Выявляются аграмматизмы, обусловленные множеством парафазий, персевераций типа застреваний, повышенной потребностью в выражении мысли, при инертности нервных процессов, препятствующей свободному подбору слов. Возможны искаженные, неуместные сочетания слов.

·В норме должны быть воспроизведены все смысловые единицы.

·Органики часто искажают обстоятельства

·При шизофрении содержание рассказа бывает искажено бредом.

*Возможна аггравация.

  • ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ (ОТЫСКИВАНИЕ ЧИСЕЛ)
Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

5 таблиц 60х60. Можно сделать на А4. Ручка или указка для обследуемого. Секундомер.

1.Больному мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку».

2.Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу, и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если больной не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу.)

3.Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70—75 см от него и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

4.Остановить секундомер на числе «25».

•Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40—42 секунды.

•У больных с выраженными клиническими проявлениями атеросклероза головного мозга, по данным В. А. Васильевой, на одну таблицу уходит до 2—3 минут.

•Эпилепсия: от 2 до 3 минут на одну таблицу, инертны.

•Увеличение времени к 4-5 таблице происходит вследствие утомления.

•Медленная врабатываемость говорит о колебаниях работоспособности.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

  • КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА
Методика выявляет колебания внимания больных по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора.

Нужен бланк с буквами, расположенными рядами. Секундомер.

1.«Здравствуйте. Предстоит проверка Вашего внимания.

2.«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «К» и «Р». Вычеркивать нужно вот так (экспериментатор показывает, вычеркивая буквы на первой строчке вертикальной черточкой). Иногда я сам буду ставить на вашем листке черточки — это будет отметка времени, на это вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании — работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Понятно? Начнем со второй строчки».

Общая длительность проведения опыта определяется в зависимости от задачи исследования — 10,5 или 3 минуты.

По окончании обследования построить простой график, где совмещены две кривые:

1.изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени);

2.изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы).

Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), колебания того или иного показателя.

•показатель точности отражает состояние общей психической работоспособности больного, степень устойчивости и утомляемости его внимания.

Психически здоровые молодые люди при десятиминутной работе допускали от одной до 10—15 ошибок, а больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга за то же время допускали 40— 60 ошибок.

  • СЧЁТ ПО КРЕПЕЛИНУ
Для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости (с видоизменением инструкции) и для выявления отношения к экспериментальному заданию. Изначально — для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости больных.

Бланки с числами, секундомер.

1.«Складывайте числа, напечатанные одно под другим, и записывайте результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то Вы должны подписать снизу только 2, а не всю сумму 12 (единицу, обозначающую десяток, нужно отбросить)».

2.«Решайте примеры в строчке до тех пор, пока я не скажу «стоп»».

3.«После сигнала «стоп» начинайте решать следующую строку».

4.«Старайтесь работать быстрее, но самое главное — складывайте точно, не допуская ошибок».

Длительность проведения опыта: 15 секунд на каждую строку.

По окончании обследования построить график работоспособности:

•Отмечая, сколько сложений выполнил больной за каждые 15 секунд правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость больных (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), колебания того или иного показателя.

•показатель точности отражает состояние общей психической работоспособности больного, степень устойчивости и утомляемости его внимания.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

  • ОТСЧИТЫВАНИЕ
Выявление сохранности навыка счета, устойчивости внимания, а также степени затрудненности интеллектуальных процессов больных.

Желательно иметь секундомер.

В зависимости от образования и психического состояния больного экспериментатор предлагает ему одно из следующих заданий: отнимать от 200 по 17, или от 200 по 13, или от 100 по 7, или от 30 по 3 и т. д. Больному предлагают, например, отнимать от 100 по 7, называя каждый раз только остатки, т. е. не повторяя «отнять семь». Больной должен, таким образом, назвать 93, 86, 79 и т. д. Экспериментатор записывает все называемые больным числа и попутные высказывания, включая нарушения инструкции, т. е. включая те случаи, когда больной «рассуждает вслух», произносит: «93 отнять 7 останется 86» и т. д. В случае, если больной медлит, молчит, экспериментатор продолжает ритмично ставить точки.

•затруднения и большое замедление темпа при отсчитывании с переходом через десяток (например, 93… 86 при отнимании 7 при общей равномерности отсчета свидетельствуют о затрудненности умственной деятельности;

•замедление темпа к концу отсчета — показатель утомляемости больного;

•ошибки с пропуском десятков (например, 86… 69 или 62… 45 при отнимании по 7 свидетельствуют об ослаблении внимания;

•очень характерно отношение больного к допущенным ошибкам (по отношению видно снижение критики).

ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

  • ТЕСТ РАВЕНА
Исследование невербального интеллекта

Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в оригинальном варианте) состоят из 60 матриц (размер 7,5х11 см.), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов.

Задания сгруппированы в 5 серий — А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц. Часы.

Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов.  В отечественных исследованиях традиционно время выполнения теста ограничивается 20 минутами. Необходимо фиксировать ответы испытуемого в стандартном бланке регистрации результатов.

Инструкция: «Перед Вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность Вы должны в каждом задании выяснить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую Вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую клеточку бланка. Будьте внимательны. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца».

Необходимо подсчитать баллы в каждой серии, за каждое совпадение с ключом – 1б. После подсчёта сырых баллов, находим сумму в каждой серии. Общий суммарный показатель переводим в IQ по таблице в зависимости от возраста обследуемого.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

  • ТЕСТ ВЕКСЛЕРА
Исследование структуры интеллекта, вербальных и невербальных показателей.

Бланки, секундомер, необходимый стимульный материал.

Методика WAIS состоит из 11 субтестов:

1. Осведомленность: испытуемый должен здесь продемон­стрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.

2. Понятливость, требует от испытуемого понимания неко­торых обобщенных закономерностей и правил социального по­ведения.

3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.

4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существен­ные признаки сходства пар понятий.

5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.

6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяс­нить смысл ряда слов (дать их определение).

7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каж­дой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать не­обходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.

8. Недостающие детали: испытуемому предъявляются схе­матические картинки, в которых он должен указать существен­ную недостающую деталь.

9. Кубики Коса: испытуемый складывает из кубиков за­данные графические фигуры.

10. Последовательные картинки: перед испытуемым ста­вится задача расположить набор схематических картинок в ос­мысленную последовательность и рассказать по ней закончен­ный рассказ.

11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.

*При решении заданий не помогаем! Не хвалим! При необходимости задаём наводящие вопросы. Нужно давать доделывать задания, даже если время истекло. Оценки обследуемому не сообщаем!

1. Осведомленность: *Если высокий результат только по данному субтесту – скорее всего преморбидный уровень интеллекта хороший.

2. Понятливость, *У органиков и психопатов возможны эгоцентричные ответы «Порву письмо, не буду брать!». Больные шизофренией будут плохо решать данный субтест, вследствие нарушенной адаптации.

3. Арифметический: Выявляет темп психических процессов, концентрацию внимания, оперативную память.

*Плохо будут выполнять органики, У.О., люди чувствительные к эмоциональной дезорганизации — тревожные, невротики.

4. Сходство: Обнаруживает высокую корреляцию с IQ.

5. Повторение цифр: *Чувствителен к органике!

7. Шифровка: Диагностирует переключаемость внимания и темп психомоторных реакций.

8. Недостающие детали: Активное внимание, наблюдательность.*Органики будут плохо выполнять, также при депрессии.

10. Последовательные картинки: *Плохо выполняют – олигофрены и органики.

11. Складывание фигур: конструктивный праксис.

*Плохо выполняют – органики и при шизофрении.

Шкальные оценки

По окончании тестирования вычерчиваем график, смотрим индивидуальный профиль.

Медиана: 10, сигма: 3.

IQ

От 130 и выше – очень высокий интеллект;

120-129 – высокий;

110-119 – хорошая норма;

90-109 – средний;

80-89 – низкая норма;

70-79 – пограничная зона между низкой нормой и умственным дефектом;

50-69 – лёгкий умственный дефект;

35-49 – умеренный умственный дефект (УД средней тяжести);

20-34 – резко выраженный умственный дефект;

20 и меньше – глубокая степень УО.

Связь решения субтестов с определёнными симптомокомплексами

1. При органическом симптомокомплексе верб. интеллект преобладает над невербальным, м/д ними может быть большой разрыв. Возможна высокая оценка по осведомлённости, сравнению понятий.

2. Соц.- пед. запущенность – преобладание невербального над вербальным.

2. У.О. – все оценки низкие

3. Шизофрения – проведение Векслера нецелесообразно, т.к. есть нарушения мышления. Профиль — зигзагзагообразный. По субтесту «Кубики Коса» будет высокая оценка.

*При пропфшизофрении проводить можно.

4. Триада тревоги – субтесты шифровка, арифметический, повторение цифр — дадут низкие оценки.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (не менее 7-8 методик!)

  • ПИКТОГРАММА
Применяется для анализа характера ассоциаций больных, способности к опосредованному запоминанию.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 16 слов и выражений для запоминания.

Используется 2 набора.

Инструкция: «Мы начнём проверку зрительной памяти. Я буду называть слова и выражения, который надо запомнить. Вы для того чтоб их запомнить, нарисуйте рисунок по смыслу связанный с заданным словом, чтоб на Ваш рисунок можно было посмотреть и вспомнить слово. Качество рисунка не важно, рисуйте всё что хотите, кроме цифр и букв».

Ведём протокол: выражения, что нарисовал, как объяснил, что воспроизвёл отсроченно.

В конце исследования: «Посмотрите на Ваши рисунки и вспомните слова».

 

 

 

 

 

 

Особые феномены в пиктограмме.

1. Неформализуемые типы образов (ассоциации по созвучию)

2. Множественный выбор (на одно и то же понятие рисуется несколько предметов и они не объединены в единую композицию

3. Выхолощенная символика (Что за символ? -Просто значок!)

4. Недифференцируемые изображения (не может объяснить что нарисовал)

5. Отказы и шоковые реакции:

  • Начальный отказ
  • Отсроченный отказ (во время выполнения, чаще из-за интеллектуальных трудностей)
  • Отказ от выбора (отказ от конкретного понятия, а дальше буду!)
  • Отказ от разъяснения

6. «Шоковые» реакции (в ответ на эмоционально значимые понятия)

7. Употребление буквенных и словесных обозначений

8. Стереотипия (типическая — повторение целых человеческих фигурок во всех пиктограммах; атипическая — стереотипное повторение выхолощенных стимулов, мелких деталей человеческого тела, чаще глаз, архитектурные сооружения) и персеверация — прямое повторение идентичных изображений на 2 или более понятий.

9. Феномен единой системы (использование предыдущего образа для нового понятия)

10. Высказывания:

  • Спонтанные разъяснения
  • «Я так считаю» — высказывания
  • Самокритика
  • Высказывания вне рамок эксперимента
От 10 до 16 слов — хорошая норма.

Анализ:

1. Фактор абстрактности.

4 типа рисунков:

-Конкретные образы (К) — образы, соотнесённые с конкретными ситуациями (где есть человек).

-Атрибутивные (Ат) — по принципу принадлежности

-Метафорические (М)

-Геометрические, графические, грамматические символы

2. Фактор индивидуальной значимости

-Индивидуально-значимые персонифицированные (Ин-Пс) — где изображён сам пациент, часть его тела

-Индивидуально-значимые образы-стимулы

-Выбранные формально (Ф) — лишены индивидуальной значимости

3. Фактор частоты выбора

-Стандартные (Ст) — образы, которые встречаются чаще чем в 20-ти протоколах из 100.

-Оригинальные (реже чем в 2-х протоколах из 100) — они чаще неадекватные. *Адекватность /неадекватность (насколько близко рисунок у содержанию понятия, чем конкретней, тем адекватней).

Прочие феномены:

  • Фрагментация (часть образа)
  • Дублирование (на одно и то же понятие одинаковые изображения)
  • Пунктуация и спонтанная нумерация
  • Органический графический синдром:

-наклон фигур более 5 градусов от вертикали

-несовпадающие, дрожащие, пересекающиеся линии

Пиктограммы органиков

-Много конкретных образов, невозможность выбора образов на абстрактные понятия

-Отсутствие геометрических, графических образов

-Стереотипии и персеверации

-Снижение опосредованного запоминания

-Органический графический симптомокомплекс

Пиктограммы при шизофрении

-Метафорические, атрибутивные или общая гиперконкретность пиктограмм (из-за снижения мотивации)

-Неадекватные образы (по содержанию) — отдалённая связь, пустая символика, по созвучию, множественный тип выбора

-Атипическая либо типическая стереотипия

-Оригинальные образы

-Употребление букв (иногда вычурное (на понятие «обман» — буква «О». «А это не О, — это бублик!»)).

-Снижение продуктивности и опосредованного запоминания (т.к. им слова запоминать не помогают — поэтому не могут воспроизвести)

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

2. КЛАССИФИКАЦИЯ

Предназначена для исследования процессов обобщения и абстрагирования, последовательности суждений. Кроме того, данная методика позволяет провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больного человека, определить особенности памяти, объем и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения, в процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам — сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Таким образом, методика «Классификация» позволяет одновременно выявить сохранность или распад личности больного, его эмоциональной сферы.

68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Инструкция.

1. «Разложите эти карточки на столе — что к чему подходит»

2. После того как больной выложил на стол 15-20 карточек: «Нужно объединять карточки по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта и их можно было назвать одним названием».

3. «Раньше Вы соединяли в группы карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название».

Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого.

На первом этапе записывается, как больной ориентировался в новом задании, сам ли понял задачу.

На втором этапе записываются действия больного.

После выполнения этапа больно спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу — ответы фиксируются в протоколе.

Основные группы, выделяемые на втором этапе: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные (домашние и дикие), насекомые, учебные пособия.

Сложными считаются группы: измерительные приборы, люди, учебные принадлежности, транспорт.

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний пациента производится с учетом этапа выполнения задания. Можно выделить следующие основания для интерпретации результатов по методике «Классификация»:

1)Выделение очень дробных, чрезмерно детальных групп наблюдается при эпилепсии, в некоторых

случаях — при ремиссии шизофрении.

2)Наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, сужении объема внимания. Такие особенности свойственны больным с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга.

3)Складывание одних групп чрезвычайно обобщенно, а других — чрезмерно детально свидетельствует о непоследовательности мышления и наблюдается при разнообразных заболеваниях — иногда при шизофрении, иногда при органических заболеваниях, но обычно в период какого-то легкого неблагополучия.

4)Разноплановость, причудливость рассуждений больных. Больные раскладывают карточки по обобщенным группам, и наряду с этим устанавливают группы, например, железных и деревянных предметов, группу предметов синего цвета, группу предметов, которые он любит и т.п. Ошибки не исправляют, а логически обосновывают.

5)Невозможность найти общее понятие для обозначения группы наблюдается при умственном недоразвитии.

6)Затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей, измерительных приборов) испытывают mm с умственной отсталостью.

7)Придумывание причудливых, аграмматичных названий группам предметов свойственно больным шизофренией.

8)Претенциозность названий групп, присуща малокультурным, но желающим произвести впечатление психопатам.

9)На третьем этапе в норме больной должен довести укрупнение групп до двух (живое и неживое)

или трех групп (живые существа, растения, неодушевленные предметы).

10)Если больной с высшим образованием, на 3 этапе хочет объединить группу людей с одеждой или вообще с вещами, которыми человек пользуется, то это можно расценить как признак некоторого интеллектуального снижения, как тенденцию к конкретности мышления. Такая же ошибка, если она допущена больным с низшим образованием, может быть оставлена без внимания.

11)При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные успешно справляются со вторым этапом и не справляются самостоятельно с третьим.

12)При интеллектуальной сохранности, но суженном объеме внимания и снижении работоспособности на втором этапе пациента затрудняет обилие карточек, а на третьем этапе лучше, более четко справляются с заданием.

13)Больные шизофренией могут делить карточки уже на первом этапе на живую и неживую материю.

14)Если больной сразу после вопроса экспериментатора исправляет ошибочное решение, то это — ошибка внимания, если не исправляет, а пытается обосновать — ошибка суждения.

15)Если больной оспаривает прямое указание экспериментатора на ошибку, доказывает свою правоту — это свидетельствует о снижении критики (встречается у больных шизофренией). При паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков пациентам все равно, куда положить карточку, могут легко исправить свою ошибку после замечания и снова допустить аналогичную, у них нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке.

16)Аггравирующие больные очень огорчаются при всяком одобрении их работы и после одобрения начинают часто работать хуже.

17)Психопатизированные больные или психопаты обнаруживают способность мобилизовать все свои психические ресурсы при похвале экспериментатора, если они понимают, что опыт направлен на испытание их умственных способностей.

18)Основной особенностью результатов, полученных по методике «Классификация» у детей является то, что она не столько выявляет уровень обобщения, как это понимается во «взрослой» диагностике, сколько определяет актуальный уровень понятийного развития ребенка — выделение признака, являющегося для ребенка классификационным в настоящий момент исследования, «уход» в генетические корни процесса образования понятий.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» (ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ)

Предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения.

Набор карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.

Инструкция. Дается на примере самой легкой карточки. «Вот здесь на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит (или который нужно исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».

Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, объяснение больного и название остальных трех.

1)Невозможность решить задачу встречается редко, когда больной в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознаний не понимает инструкцию.

2)Затруднения в более сложных пробах может свидетельствовать о степени интеллектуального снижения.

3)Конкретность мышления проявляется в том, что больные идут по пути практического использования ситуационного увязывания предметов.

4)Олигофренам удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и

мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех

объединяемых предметов.

5)Больные шизофренией могут производить обобщений по слабым, латентным признакам.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

4. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений.

Бланк, содержащий серии из 5 слов

Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его».

Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента.

См. «исключение предметов».

Сложными задачами являются № 5,6,7,10,11,12

5. ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.

Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

Бланк с задачами.

Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3-4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова — сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово — «больница», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет… «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример…(2-3 примера)».

Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого.

1)Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов.

2)Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза.

3)Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией.

4)Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач.

5)Сложными считаются задачи № 10,13,14,18,19.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

6. СООТНЕСЕНИЕ МЕТАФОР И ФРАЗ. (РАЗРАБОТАНА Б.В. ЗЕЙГАРНИК).

Предназначена для выявления понимания больным переносного смысла и умения вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.

Набор метафор и фраз к ним.

Метафоры: золотая голова, глухая ночь, железный характер, каменное сердце, ядовитый человек, зубастый парень.

Фразы: Умная голова. Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Золото ярче железа. Человек высек на скале сердце. Сильный характер. Железо тверже меди. Железная дорога. Мальчик наелся сладостей и заболел. Злой человек. Его укусила ядовитая змея. Черствое сердце. Он всегда с камнем за пазухой. Больной вместо лекарства глотнул яду. У Ивана были крепкие и здоровые зубы.

Инструкция. К разложенным на столе в столбик метафорам «положите соответствующую по смыслу фразу. Не ко всем метафорам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной метафоре».

Протокол. Записываются метафоры, подобранные к ним фразы и объяснения больного.

1)Соскальзывание — больной переносит центр тяжести задания с понимания переносного смысла на задачу соотнесения одного смысла другому. Использует формально-лексическое сходство.

2)Конкретность   мышления проявляется    в   непонимании    переносного   смысла,    буквального толкования метафоры, невозможности соотнесения метафор и фраз.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

7. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Предназначена для исследования процессов анализа и синтеза.

набор пар слов, подлежащих сравнению. Утро — вечер, корова — лошадь, трамвай — автобус, ось — оса, стакан — петух, летчик — танкист, озеро — река, волк — луна, дождь — снег, глобус — бабочка, время — часы, дуб — ель, ночь — плащ, лебедь — пароход, корзина — сова, золото — серебро, ботинок — карандаш, река — часы.

Инструкция: «Я сейчас буду называть по два понятия, а Вы скажите, чем похожи, и чем отличаются эти понятия. Встречаются таки пары объектов (или понятий), которые не сравнимы. В таком случае Вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя».

Протокол: записывают ответы больного.

1)Склонность к конкретному мышлению, интеллектуальная недостаточность  проявляется  в неумении выделить признаков сходства.

2)Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь необычными, слабыми признаками.

3)Расплывчатость  суждений,   склонность  к рассуждательству  (резонерству)   проявляется   в построении определения, четкости формулировок

8. НАЗВАНИЕ 60 СЛОВ

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций

больного, а также его словарный запас.

Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить

мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкно¬

венные часы). Нежелательно проводить этот эксперимент после

«классификации предметов».

Исследование проводится под видом проверки скорости речи.

Экспериментатор говорит больному: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов — все равно каких, только как можно скорее.

Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!»

В отличие от других экспериментов, при проведении которых экспериментатор не спешит начать опыт, пока не убедится, что больной все понял и не имеет больше вопросов, в данном опыте экспериментатор несколько искусственно создает условия спешки: «Скорее, скорее, главное скорее…» Если больной никак не может сам начать и все спрашивает, какие слова нужно называть, экспериментатор повторяет: «Все равно какие. Отдельные слова. Например, лес, поле, хлеб…» Никакой другой помощи оказывать больше не следует.

Протоколировать опыт можно, просто записывая вслед за больным во всю ширину страницы слова, но иногда полезно пользоваться магнитофоном, а затем списывать все с магнитофона.

Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4—7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т. е. близкому ряду слов.

Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10—12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных.

Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, больной быстро называет ряд слов: «жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония». В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией.

Непродуктивность мышления (отсутствие слов) чаще наблюдается при шизофрении, а аспонтанность (называние того, что «перед глазами») чаще наблюдается при органических заболеваниях, хотя возможна и при шизофрении.

Назначение методики

Оборудование

Инструкция, особенности проведения

Интерпретация результатов

9. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Предназначена для анализа характера ассоциаций обследуемого и скорости их образования.

Заранее подготовленный ряд слов — 30 — 40 существительных, лишенных какой — либо связи.

Дается инструкция — на каждое услышанное слово отвечать любым, пришедшим в голову, и как можно быстрее.

Если преследуется цель — проверить, может ли обследуемый следовать какому — либо более определенному модусу выполнения задания — инструкция может быть соответственно уточнена (например, отвечать только существительным или словом — антонимом, или родовым определением).

В протоколе опыта регистрируется время ответной реакции и ее содержание.

Обращают внимание на лаконичность речевых реакций, соответствие их слову — раздражителю или, наоборот, случайный, нелепый характер, отсутствие связи между словом — раздражителем и словом — ответом.

Многословные речевые реакции свидетельствуют о неспособности выполнения инструкции. Однако некоторые больные, в основном отвечая одним словом, в ответ на неиндифферентный для них словесный раздражитель дают многословный ответ.

Средний латентный период при обследовании здоровых составляет 0,5 — 1,5 с.

Характеристику ответных речевых реакций можно производить согласно классификации А. Г. Иванова — Смоленского (1928), различающего: I. Низшие или примитивные словесные реакции: 1) междометные (<гм>, <ну>, <он>, <ай> и д. р. );

2) эхолалические, буквально воспроизводящие слово — раздражитель;

3) созвучные — тождественные или близкие по звучанию слову — раздражителю своими первыми или последними словами;

4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову — раздражителю, а являющиеся реакцией на другие раздражения, поступающие из внешней среды: 5) отказные (<не знаю>, <нечего сказать>, <слов нет> и т. д. );

6) вопросительные (<какой?>, <кто?>, почему?>);

7) персеверирующие, когда один и тот же ответ появляется на несколько раздражителей подряд.

II. Высшие словесные реакции:

1) индивидуально — конкретные (например, <город — Москва>, <чашка — голубая>);

2) общеконкретные (<город — деревня>, <чашка — блюдце>);

3) абстрактные (<город — культура>, <чашка — посуда>).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>