Интеллектуальное и творческое развитие детей

Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения

Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения

Вводные замечания

Метод научного наблюдения в отечественной психологии был разработан в 20-е годы XX века М.Я. Басовым. Научное наблюдение как метод исследования характеризуется:

– постановкой проблемы;

– выбором ситуаций для наблюдения;

– определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения;

– разработанной системой фиксации и записи результатов.

Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Вместе с тем, существуют общие требования к записи наблюдения [67].

1.Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя, т.е. записывать надо только то, что происходило и каким образом (фотографическая запись).

2.Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.

3.Запись должна по возможности полно и в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника. Вести запись желательно во время наблюдения. Если это не всегда возможно, то следует зафиксировать существенные моменты, а подробности – сразу же после окончании наблюдений. Обработку результатов надо производить сразу после окончания наблюдения в тот же день.

При исследующем наблюдении протокол чаще всего имеет вид заранее разработанной таблицы, в которую вносятся не содержательное описание единиц поведения, а символы (буквы, цифры), которые обозначают определённую категорию. Для уменьшения субъективизма наблюдателя при описании и обработке результатов, используется психологическое шкалирование, направленное на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков.

Порядок работы

1. Сформулируйте проблему интереса студентов к различным занятиям (тип занятий, дисциплина и т.д.). Сформулируйте исследовательские гипотезы: на каких занятиях в целом выше интерес

студентов группы, у кого из студентов группы интерес к занятиям высокий, а у кого – низкий.

2.В зависимости от типа занятий выберите ситуации для наблюдения за интересом студентов на различных занятиях.

3.Определите виды наблюдения, которые предполагаете использовать.

4.Определите шкалу оценки проявления интереса, например:

– интерес отсутствует (1);

– интерес едва проявляется (2);

– интерес проявляется (3);

– студент проявляет большой интерес (4).

5.Определите конкретные поведенческие характеристики, которые являются проявлением различной степени интереса студентов

к занятиям, например:

– 1 балл (интерес отсутствует): студент занимается посторонними делами;

– 2 балла (интерес едва проявляется): студент делает формальные записи в тетради, основное внимание уделяет посторонним делам;

– 3 балла (интерес проявляется): студент присутствует на занятии и выполняет требования преподавателя, делает записи, но собственной активности не проявляет;

– 4 балла (студент проявляет большой интерес): студент активен на занятии, задаёт вопросы и отвечает на вопросы преподавателя, может вступить в полемику.

6.Разработайте таблицу фиксации результатов наблюдения

(табл. 2.1.1). У всех студентов, производящих наблюдения таблицы идентичные, но в таблице каждого наблюдателя его фамилия отсутствует.

7.Проведите наблюдения в течение 1–2 недель.

8.Постройте сводную таблицу наблюдений (вид таблицы соответствует табл. 2.1.1). В каждую ячейку таблицы внесите усреднённое значение оценок, полученных каждым студентом от всех наблюдателей.

9.Отчёт по результатам наблюдения должен включать:

– информацию о методе наблюдения, его видах, правилах проведения (2–3 с.);

– формулировку проблемы;

– формулировку гипотез, которые проверялись в ходе наблюдения;

– шкалу оценки и поведенческие характеристики;

– описание процедуры исследования;

– сводную таблицу результатов и её анализ;

– выводы по результатам анализа таблицы, и его сопоставления с выдвинутыми гипотезами;

– выводы по результатам исследования;

– рекомендации по повышению интереса студентов к занятиям.

Таблица 2.1.1. Таблица фиксации результатов наблюдения

Дисциплины (с указанием формы занятия)

ФИО студента

Психодиагностика (лекции)

Психодиагностика (лаб. работы)

Психология самосознания (лекции)

Педагогика (лекции)

 

 

Иванов А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Петров Б.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения

На главную

Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Изучение активности студентов на занятиях методом наблюдения (далее…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>