Использование элементов НФТМ — ТРИЗ на уроке математики в начальной школе | Обучение и развитие детей

Использование элементов НФТМ — ТРИЗ на уроке математики в начальной школе

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Фаталиева Нушабе Заировна
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческого мышления и творческих способностей младших школьников. В данной статье раскрывается система многоуровневого непрерывного креативного образования NFTM-TRIZ. Дается краткая характеристика 8 блоков креативного урока. Креативное обучение рассматривается как воспитание личности активной, творческой, креативной, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Практически продолжением работы является методическая разработка урока математики в начальной школе. Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. [1], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Система образования в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Поэтому имеющиеся у большинства людей задатки к фантазированию в процессе обучения зачастую гасятся. Многим это не вредит, но тем, кто попадает в творческую среду, на научную, инженерную или изобретательскую работу, часто приходится перестраиваться уже в зрелом возрасте. Огромную помощь в этом может оказать методика развития творческого воображения и фантазирования. Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить «в разных направлениях». Развитие креативности способствует решению следующих задач:

1. Научить детей мыслить в разных направлениях;

2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;

3. Развить оригинальность мыслительной деятельности;

4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;

5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ – это сложный, но интересный процесс овладения знаниями. Эта система одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». Познакомившись с курсом «Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся» авторов М. М. Зиновкиной, и В. В. Утёмова, я пришла к выводу, что его технология соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации НФТМ-ТРИЗ. Он требует от учителя большой предварительной подготовки. Занятия носят ярко выраженный диалоговый характер, в основе построения занятий лежит сотрудничество (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа, группа-класс). Для активного участия ребят в обсуждении изучаемого материала, в изобретении или «пере изобретении» знаний учитель должен так сконструировать образовательный процесс, чтобы в ходе занятия обучающиеся смогли не только достигнуть поставленных задач, но и продемонстрировать результативность организации данного процесса. Воспитательный потенциал НФТМ- ТРИЗ заложен в самом его методическом аппарате, т. к. предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения. Это соответствует основному направлению НФТМ-ТРИЗ – формированию неагрессивной творческой личности. Авторами М. М. Зиновкиной и В. В. Утёмовым  разработаны проблемно-алгоритмические формы предъявления и подачи ядра учебной информации – структура креативного урока. Структура креативного урока  включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Каждый креативный урок представляется информационной картой. Таблица 1 Структура урока, разработанного по системе НФТМ и ТРИЗ  


Блоки урока

Сокращение

Время

1

Мотивация («Встреча с чудом»)

М

5

2

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ)

СЧ-1

20

3

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).

ПР

5

4

Головоломка.

Г

10

5

Интеллектуальная разминка.

ИР

10

6

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ)

СЧ-1

15

7

Компьютерная интеллектуальная поддержка

КИП

10

8

Резюме

 Р

5

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока

Конспект урока по математике

Тема: «Больше. Меньше. Столько же». Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше». Задачи: научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну; научить писать цифру 3; вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность; упражнять детей в счёте различных предметов; развивать внимание, наблюдательность, зоркость. Тип, вид урока: комбинированный. Планируемые результаты: Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков, художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Метапредметные Регулятивные: научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; использовать в своей деятельности простейшие приборы. Познавательные: научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и признаков. Коммуникативные: научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в пар, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …» Сегодня на нашем уроке присутствуют гости и сказочные персонажи – Буратино и Мальвина, которые решили узнать, чему вы научились за эти несколько недель в школе. Давайте их поприветствуем.    Рис. 1.   – Буратино шёл к нам на урок, нёс карточки с цифрами, но споткнулся и рассыпал их. Помогите сказочному человечку! (Один ученик работает у доски, остальные на своих столах с индивидуальными наборами карточек) – Проверим! Назовём все числа по порядку. – В обратном порядке. – А теперь угадайте, какие числа загадал Буратино: я даю задание, а вы показываете карточку с нужной цифрой. Это число при счёте стоит между числами 3 и 5. Это число стоит при счёте перед числом 7. Это число называю при счёте за числом 1. Это число больше, чем 5 на 1. Это число можно получить, если к 4 прибавить 2. Это число на 1 меньше четырёх. Это число скажет нам, сколько солнышек на небе. – А вот и солнышко! Буратино просил передать его вам на доску, если вы успешно справитесь с его заданием. (На доске – солнышко).  Рис. 2.

– Уберите карточки с цифрами. – Сегодня на уроке мы будем не только считать, но и сравнивать числа. Научимся правильно пользоваться словами «больше», «меньше», «столько же». А поможет нам Мальвина, ведь именно она научила Буратино считать. – 1 вариант: положите перед собой столько карандашей, сколько раз я хлопну в ладоши. – Ваш товарищ со 2 варианта положит перед собой столько ручек, сколько ушей у Буратино. – Сравните: чего больше? Чего меньше? – Как вы сравнивали? (считали). – А как ещё можно сравнить каких предметов больше, а каких меньше? (составлением пар). – Составьте пару со своим соседом – возьмитесь за руки. Представителей какого варианта в нашем классе больше – первого или второго? – Как вы узнали? – Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Добавить или убрать). – Буратино приглашает вас отдохнуть. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (Дети имитируют движения Буратино). – Откройте учебники по закладке. Проверьте себя – на интерактивной доске наш электронный учебник поможет нам в работе. Задание № 1.  Рис. 3.   – Мячей какого цвета больше на каждом рисунке? – По какому рисунку легче ответить на эти вопросы? – Задание № 2    Рис. 4.   – Расскажи о предметах на рисунках с помощью слов: столько же, больше, меньше. – Задание № 3.    Рис. 5.   – Чего больше: яблок или листиков? Как узнали? – Что нужно сделать, чтобы яблок и листиков стало поровну? – Задание № 4.  Рис. 6.   – Каких фруктов столько же, сколько красных груш? – Каких фруктов столько же, сколько зелёных груш? – За хорошую работу Мальвина решила подарить солнышко каждому из вас! (Каждый ученик получает маленькое солнышко).  Рис. 7.   Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (шаг на месте) Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. (стоя, дирижируем обеими руками) Мы идём, и мы поём – раз, два, три. (шаг на месте) Очень дружно мы живём – раз, два, три! (хлопки). Работаем в тетради на печатной основе. Откройте по закладке. – Сколько раз мы топали? – Сколько раз мы хлопали? – Сегодня мы повторим цифру 3 и уточним её написание. На что она похожа? А вот это – посмотри, Выступает цифра 3. Тройка – третий из значков – Состоит из трёх крючков. – Работаем вместе: вы в тетради, я на доске, где с помощью документ камеры появилась страничка из вашей тетради  Рис. 8.   – Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и чуть правее центра, поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим в центр клеточки, чуть-чуть поднявшись, и с этой же линии, плавно закругляем и опускаемся по наклонной до 1/3 справа, выписываем «клюшку» в средней части нижней стороны клеточки. – Продолжите строчку до конца самостоятельно. – Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и подчеркните те цифры, которые у вашего товарища получились лучше. – Верните тетради. Будем стараться именно так писать цифру 3. – В учебнике стр. 33 № 4 выполняется в тетради. Это настоящая задача. Выполним к ней рисунок. Я читаю задание, а вы выполняете его в тетради на печатной основе. В вазе стояли тюльпаны: 8 розовых и 5 жёлтых. Нарисуй в ряд столько кругов, сколько розовых тюльпанов. Нарисуй под ними в ряд столько квадратов, сколько жёлтых тюльпанов. Составь пары. Определи, каких тюльпанов было меньше. – Проверим. На доске иллюстрация к вашему заданию. – Каких тюльпанов меньше? Как узнали? – Составьте пары, соединив фигуры карандашом. – Вам понравилось составлять пары? Тогда выполните в тетради самостоятельно задание №2 – Какую задачу мы перед собой ставили? – Удалось ли нам решить поставленную задачу? – Каким способом? – Где можно применить новые знания? – Посмотрите, как радуется солнышко вашим успехам. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, у кого радостное, солнечное настроение – прикрепите своё маленькое солнышко рядом с моим. Заключение. НФТМ-ТРИЗ сегодня – это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Цель системы НФТМ и ТРИЗ – формирование творческой личности учащегося, способности решать творческие задачи любого уровня интеллектуальной и творческой сложности. С появлением НФТМ-ТРИЗ в образовательной практике у учителя начальных классов возникнет реальная возможность управлять процессом мышления и творчества. Эта система одна из передовых современных технологий решения проблем, направленных на получение предельно мало затратных решений высшего уровня. Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, будет хотеть, и уметь учиться.