Интеллектуальное и творческое развитие детей

Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра»

На главную Документация школьного психолога Лекционная работа психолога в школе Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра»

Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра»
Документация школьного психолога — Лекционная работа психолога в школе
Урок проводится в русле позитивной терапии, направлен на формирование позитивного настроения, профилактики острых кризисных состояний, суицидального поведения.

Адресная аудитория — старшеклассники, т.к. работа на уроке предполагает знакомство с классической и современной  литературой, достаточное развитие рефлексии.  Эффективно использование мероприятия (с некоторой модификацией) с родителями на родительском собрании.

Целью мероприятия является снижение негативных переживаний  и перевод их в положительные эмоциональные переживания с последующей  актуализацией позитивных чувств; поиск ресурсов в прошлом и  создание временной перспективы. Занятие также способствует созданию позитивного эмоционального единства группы.

Урок предусматривает предварительную работу учащихся, а также домашнее задание с его последующим анализом (возможны индивидуальный и групповой анализ).

В процессе работы используются методы анализа стихотворных отрывков, методы арт-треапии, рефлексивные методы, метод концентрации присутствия.

Находясь в роли ведущего и наблюдателя, психолог в процессе занятия может диагностировать актуальное состояние учащихся, наличие у них временных перспектив, ресурсы, на которые можно опираться в дальнейшей работе.  Опыт проведения урока показывает, что в процессе работы также хорошо  диагностируется сниженное эмоциональное состояние, наличие у учащихся   кризисных состояний, суицидальных намерений.

Для проведения урока необходимо следующее:  стихотворения, стихотворные отрывки о жизни с позитивной окраской (используются в случае, если учащиеся самостоятельно не подготовились к уроку), плакат для рефлексии и два комплекта карточек-стикеров по количеству учащихся; почтовые открытки разной тематики, ножницы, клей, фломастеры, предварительно подготовленный плакат для создания коллективного коллажа; два символических ориентира для части «Завтра».

Ход урока:

1. Введение.

— Жизнь – противоречива, непроста, она не может быть гладкой и  не может быть одного цвета. Она всегда разная. Она наполнена разными событиями. А что для вас жизнь?

Учащимся предлагается на карточках продолжить фразу «Жизнь – это…» и далее наклеить карточки на плакат с левой стороны. Карточки можно подписать.

*** Психологом отмечаются наиболее часто встречающиеся высказывания, общий фон ассоциаций, резюмируются высказывания.  На заметку можно взять тех учащихся, высказывания которых имеют негативных подтекст.

— Давайте сегодня с вами мы поговорим о счастливых мгновениях жизни, ведь они случались, случаются и будут случаться  в жизни каждого из нас. Порой мы мимолетом обращаем внимание на то, что дарит нам хорошее настроение, что помогает нам сохранять позитивный настрой и любовь к жизни. А между тем все очень просто:  

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

(Э. Асадов)

2. Часть «Вчера».

— Ваше домашнее задание – подобрать стихотворения, отрывки стихотворений, отражающие любые жизненные события, имеющие позитивную окраску. Вы сейчас объединитесь в группы по 4 человека и обсудите ваши отрывки,  обменяетесь впечатлениями. Затем каждая группа представит любой отрывок с кратким анализом-отзывом. (В случае, если учащиеся столкнулись с трудностями в подборе отрывков, учитель предлагает им заранее подготовленные стихотворения).

— А теперь каждый учащийся внимательно ещё раз прочтет стихотворение, найдет в нем словесный маркер, который позволит вспомнить любое событие в прошлом, которое доставило человеку приятные чувства (радости, счастья, вдохновения,  душевного подъёма…). Затем учащиеся называют эти события по очереди: «Что в прошлом было хорошего, что приятно вспомнить сейчас».

*** Психологом отмечаются высказывания учащихся, обращается внимание на срок давности события. Как правило, учащиеся, которые имеют в настоящий момент сниженный фон настроения, либо те, у которых есть проблемы, вспоминают далекие  события.

3. Часть «Сегодня».

— Воспоминания прошлого дают нам с вами те ресурсы, которыми мы с вами можем пользоваться сегодня. Я предлагаю вам сейчас  представить ваше настоящее, как можно больше внимания обращая на те счастливые моменты, которые происходят в вашей жизни, пусть даже незначительные. А теперь вы можете подойти к столику и рассмотреть открытки, выбрать любую, отражающую ваше состояние,  вырезать её в форме круга и наклеить на плакат, можно также по желанию сделать подпись — слоган. (Открытки носят позитивную направленность; плакат готовится заранее: на нём яркими красками нарисован рисунок с центральной человеческой фигурой в виде тени, по количеству учащихся  нарисованы круги для открыток).

*** Психологу стоит обратить внимание на  то, с какой тематикой  открытки выбирают учащиеся,  это, отчасти, может быть информативно: отражать актуальные связи, потребности, приоритеты.

4. Часть «Завтра».

— Обратите внимание на плакат-коллаж, который у нас с вами получился (подчеркиваются основные черты коллажа). Наше с вами сегодняшнее состояние позволяет заглянуть в будущее и найти там много счастливых событий.

Далее учащимся предлагается упражнение «Временная перспектива», которое можно провести как индивидуально в тетрадях, так и на группе (в зависимости от настроенности учащихся).

Вариант 1- индивидуальный:

— Вам необходимо нарисовать в тетрадях точку и обозначить её как «Я СЕЙЧАС», а затем продолжить от точки линию, на которую нанести любые счастливые жизненные события, которые будут у вас в будущем.

Вариант 2 – групповой:

— У нас в классе есть два ориентира: СЕЙЧАС – настоящее, и ЗАВТРА – будущее;  вам нужно будет сейчас продумать те счастливые события, которые произойдут у вас в будущем, стать на место «сейчас» и пройти до вашего «завтра», называя эти события.

*** Психологу в случае индивидуальной работы следует подойти к каждому учащемуся, отмечая для себя особенности будущих  событий, их количество (это может быть свидетельством степени обращенности учащегося в будущее). В случае работы на группе следует отметить учащихся, испытывающих трудности в создании своего будущего, оказывать им  поддержку.

5. Заключение.

— Как видите, счастливым мгновениям жизни есть место и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Многое зависит от нас самих, от вектора нашей настроенности. Омар Хайям сказал:

От безбожья до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

— Предлагаю вам домашнее задание: небольшое сочинение-рассуждение на тему данного стихотворного отрывка.

Далее учащимся предлагается на карточках продолжить фразу «Жизнь – это…» и наклеить карточки на плакат с правой стороны. Карточки можно подписать.

Проводится сравнительный анализ высказываний: изменились ли они по сравнению с началом урока.

Плюсы интегрированного урока:

— возможность сближения психолога и педагога в выполнении общих для образования задач;

— повышение  интереса учащихся к психологии;

— возможность для учащихся получения оценок;

— предпосылки для более доверительного  общения с психологом, обращения за консультацией.

Сагина Зоя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>