Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях белорусского народа» | Обучение и развитие детей

Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях белорусского народа»

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях белорусского народа»
Инновационный проект «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях белорусского народа»
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
И.Е.Котова

Основной целью программного проекта УО «ГОСШ № 1 г.Полоцка» является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности и направляющей свои усилия на сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Реализация экспериментального проекта осуществляется по следующим направлениям.

  • Изучение, обобщение и внедрение опыта, накопленного в области духовно-нравственного воспитания;
  • нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания;
  • информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
  • интеграция духовно-нравственного содержания в действующие образовательные программы;
  • педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
  • организация системы дополнительного образования духовно-нравственной направленности;
  • развитие сотрудничества с Православной церковью, совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических кадров.
Аспект духовно-нравственного воспитания и просвещения активно включается в содержание уроков русского и белорусского языка и литературы, исторических дисциплин, предметов естественнонаучного цикла, мировой художественной культуры, изобразительного искусства. Педагоги школы осваивают опыт проведения интегрированных уроков духовно-нравственного содержания. Важное значение придается системе дополнительного образования, позволяющего более полно решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. В рамках экспериментального проекта разработан цикл программ дополнительного образования, внедрение которых обеспечивает целенаправленную работу с детьми с 1 по 9 класс: «Азбука православия», «Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души», «Вера. Надежда. Любовь. София», «Традиции Родины», «Истоки», «Духовные традиции семьи», «Религиоведение», «Житие Евфросинии Полоцкой». В основу дополнительного образования положен системный подход с учетом возрастных особенностей учащихся. В содержании всех звеньев этой системы преобладает нравственный аспект, т.е. обучение основам нравственного поведения и достойного образа жизни на основе христианской этики.

Педагогами школы организуются родительские собрания, «круглые столы», семейные гостиные, на которых проводится работа по просвещению семей в вопросах духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи, развитию семейных отношений на принципах добра, уважения и ответственности. Доброй традицией в школе стала подготовка и проведение Рождественских и Пасхальных встреч. Традиционным стало участие отцов церкви в торжественных школьных праздниках: Дне Знаний, Последнем звонке, Бале лицеистов. В школе создана большая библиотека по проблемам духовно-нравственного воспитания, что облегчает педагогам поиск необходимой информации при подготовке к проведению занятий и мероприятий. Учителя школы регулярно принимают участие в Глинских, Свято-Михайловских и Свято-Евфросиньевских педагогических чтениях, конференциях, посвященных проблемам духовно-нравственного воспитания. С целью повышения их методического мастерства и обмена опытом работы в годовой план школы включено проведение семинаров, «круглых столов по вопросам духовно-нравственного воспитания». Одним из направлений деятельного сотрудничества школы и церкви является организация трудовых акций по благоустройству территории Спасо-Евфросиньевского монастыря и городских церквей. Так, учащиеся и учителя школы с энтузиазмом работали на благоустройстве и озеленении территории Храма Покрова Пресвятой Богородицы, участвовали в уборке территории и посадке деревьев в Спасо-Евфросиньевском монастыре.

Реализация нашего экспериментального проекта должна помочь педагогам научить своих воспитанников побеждать в себе черствость и эгоизм, жестокость и зависть, неуверенность и слабость. Юное поколение будет считать православные нравственные ценности неотъемлемой нормой своей жизни и строить отношения с другими людьми на принципах Добра и Любви, Чести и Ответственности. Позитивное отношение к окружающему миру, ответственность за свои поступки должны привести к главному ожидаемому результату: снижению неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса в молодежной и подростковой среде, укреплению института семьи, бережному отношению молодежи к памятникам духовной культуры и родному городу.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.