Интеллектуальное и творческое развитие детей

ЕГЭ и стратегии совладающего поведения выпускников 11-х классов

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психологическая готовность к ЕГЭ ЕГЭ и стратегии совладающего поведения выпускников 11-х классов

ЕГЭ и стратегии совладающего поведения выпускников 11-х классов
Коррекционная работа психолога в школе — Психологическая готовность к ЕГЭ
Е. Е. Смирнова

ЕГЭ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 11-х КЛАССОВ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) уже стал неотъемлемой реальностью Российской системы образования. Введение этой новой формы экзамена, который выполняет функции выпускного и вступительного, содержит в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает у школьников сильное эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, неопределенность, связанную с возможностью реализации дальнейших жизненных планов. Для эффективного преодоления экзаменационного стресса школьнику необходимы навыки совладающего поведения, позволяющие справиться со стрессом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий.

 

 

Далеко не каждый юноша или девушка в обстоятельствах подготовки и сдачи ЕГЭ способны использовать конструктивные стратегии совладающего поведения. Поскольку успешность экзаменов в инновационной форме зависит не только от хорошей подготовки к ним, но и от положительного психоэмоционального состояния, актуальным становится изучение психологических особенностей старшеклассников и их адаптации к стрессовой ситуации.

Выполненное в 2013 г. исследование было направлено на выявление особенностей совладающего поведения выпускников в ситуации подготовки к сдаче ЕГЭ. Оно проходило на базе двух школ г. Санкт-Петербурга: ГБОУ № 183 с углубленным изучением английского языка и ГБОУ № 197 с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. В исследовании принимали участие 62 школьника в возрасте 16–17 лет, обучающихся в 11-х классах, среди них 36 девушек и 26 юношей. Использовался опросник способов совладающего поведения Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой (2004).

Исследование показало, что наиболее применимыми стратегиями совладающего  поведения  у  учеников  являются  «самоконтроль»,  «бегство-избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» и «поиск социальной поддержки». Сравнительный анализ выявил некоторые различия. У учащихся школы с углубленным изучением английского языка, которые собираются использовать результаты ЕГЭ как вступительного в вузы различного профиля подготовки, предпочитаемые копингстратегии – «самоконтроль» и «бегство-избегание». Такое поведение часто является свидетельством высокой тревоги личности, школьники склонны не признавать наличие у них проблемы, уклоняться от ее решения.

Наиболее предпочитаемыми стратегиями учащихся школы с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла являются «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка». Это говорит о том, что им свойственны произвольные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме, признание своей роли в проблеме. Большинство выпускников данной школы собираются поступать в медицинские вузы.

Были выявлены гендерные различия в копинг-стратегиях. Девушки чаще прибегают к стратегии «поиск социальной поддержки». Для них характерна ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи. Они более открыты к диалогу в период экзаменационной стрессовой ситуации и хотят получать эмоциональную поддержку от окружающих. Для юношей больше характерно совладающее поведение, направленное на разрешение проблемы.

Полученные результаты позволяют утверждать, что у старшеклассников при приближении стрессовой ситуации экзамена усиливаются как продуктивные, так и непродуктивные стратегии. Высокая мотивация у учащихся, четко представляющих себя в будущей профессии, позволяет им выбирать более эффективные стратегии поведения. Выбор дезадаптивных стратегий поведения свидетельствует о недостаточном развитии или неумении правильно использовать свои личностные ресурсы, отсутствии контроля своего эмоционального состояния и неумении правильно, рационально оценивать ситуацию.

Полученные данные позволяют определить актуальные направления психолого-педагогической работы с учащимися: формирование позитивного самоотношения, конструктивных компонентов ответственности, большей осознанности и самоконтроля, уверенности в принятии решений и разрешении сложных ситуаций, что является важной составляющей психологической подготовки к сдаче ЕГЭ. Знание этих особенностей может сделать более эффективной работу специалистов, помочь в создании образовательных программ.

Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>