Диагностика психологической культуры младших школьников | Обучение и развитие детей

Диагностика психологической культуры младших школьников

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Диагностика психологической культуры младших школьников
Диагностика психологической культуры младших школьников
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
Методики могут быть использованы в любой образовательной системе как для отслеживания процесса освоения культуры ребенком в ходе специально организованного обучения, так и в качестве методического обеспечения воспитательной работы учителя, в программе психодиагностики психологической службы.

В связи с тем, что программа составлена нами в соответствии с авторским интегрированным курсом «Человекознание», часть методик, заданий содержит материал по диагностике нравственной и (или) валеологической культуры учащихся. Для специальной диагностики валеологической и нравственной культуры этот методический комплекс должен быть дополнен. В соответствии с задачами диагностики предлагаемые методики могут использоваться как в полном объеме, так и частично.

Часть методик помещена в рабочие тетради для учащихся по курсу «Человекознание» (см. Л.С. Колмогорова и др. «Альбом моих успехов») и может быть использована в качестве заданий для самостоятельной работы учащихся с последующим совместным (с педагогом или родителями) обсуждением. В некоторых случаях задания выполняются индивидуально (например, в форме беседы с ребенком). Это уместно, когда учащийся недостаточно владеет письменной речью или нужно получить ответы от каждого ученика в устной форме. Программы диагностики для 1х и 3х (4х) классов построены по аналогии, часть методик повторяется, что позволит проследить «рост» учащихся за время обучения в начальной школе. Рекомендуется в первом классе все методики провести в первом полугодии, а в третьем классе во втором, т.е. ближе к завершению учебы. Диагностический комплекс разработан в соответствии с параметрами психологической культуры, отражающими ее возрастную динамику в младшем школьном возрасте. В основном, методики разработаны нами. В случае цитирования методики приведены ссылки на цитируемый источник.

Для сравнительного анализа влияния различных факторов на уровень культуры ребенка в отдельном бланке указываются некоторые исходные данные о нем (интересы, семейные условия и т.д.). Анкетные данные о детях фиксируются для того, чтобы впоследствии анализировать роль отдельных факторов, влияющих на их культурный уровень.

Данные о ребенке:

А. Фамилия, имя, отчество, класс.

Б. Возраст.

В. Образование родителей.

Г. Состав семьи.

Д. Посещал ли ребенок детский сад.

Е. Интересы ребенка.

Ж. Успеваемость ребенка.

З. Образовательная система.

И. Психические травмы в анамнезе.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).