Интеллектуальное и творческое развитие детей

Анкета наблюдений для учителей, классных руководителей, психологов

На главную Психодиагностика психолога в школе Анкеты Анкета наблюдений для учителей, классных руководителей, психологов

Анкета наблюдений для учителей, классных руководителей, психологов
Психодиагностика психолога в школе — Анкеты
НД — недоверие к людям, вещам, ситуациям

Недоверие ведет к тому, что достижение любого успеха стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 — менее явные симптомы; от 12 до 16 — симптомы явного нарушения.

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда нахо­дится с ним наедине.
  2. Плачет, когда ему делают замечание.
  3. Никогда сам не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
  4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрыш­ные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие на это спокойно смотрят).
  5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
  6. Лжет из боязни.
  7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не про­сит о ней.
  8. Никогда не приносит учителю цветов или других по­дарков, хотя его товарищи часто это делают.
  9. Никогда не приносит и не показывает учителю най­денных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его то­варищи часто это делают.
  10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.
  11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обра­тит на него внимание. Хочет быть замеченным.
  12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.
  13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (на­пример, о помощи).
  14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
  15. Легко устраняется от активного участия в игре.
  16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются.

Д депрессия (угнетенность)

В более легкой форме (симптомы 1—6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена на­строения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склон­ности к раздражению и физиологическому истощению. Сим­птомы 9—20 отражают более острую форму депрессии.

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

  1. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.
  2. Ведет себя по-разному. Старательность в учебной рабо­те меняется почти ежедневно.
  3. В играх иногда активен, иногда апатичен.
  4. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.
  5. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.
  6. Теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
  7. Рассерженный, впадает в «бешенство».
  8. Может работать в одиночестве, но быстро устает.
  9. Для ручной работы не хватает физических сил.
  10. Вял, безынициативен (в классе).
  11. Апатичен, пассивен, невнимателен.
  12. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энер­гичности.
  13. Движения замедленны.
  14. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстра­иваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за по­мощью).
  15. Взгляд тупой и равнодушный.
  16. Всегда ленив и апатичен в играх.
  17. Часто грезит наяву.
  18. Говорит невыразительно, бормочет.
  19. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный, редко смеется).

У уход в себя

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защит­ная установка по отношению к любым контактам с людь­ми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

  1. Никогда ни с кем не здоровается.
  2. Не реагирует на приветствие.
  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
  4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).
  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).
  6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
  7. Не проявляет интереса к коллективным играм.
  8. Избегает других людей.
  9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.
  10. Совершенно изолируется от других детей (к нему не­возможно приблизиться).
  11. Производит такое впечатление, как будто совершен­но не замечает других людей.
  12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.
  13. Ведет себя подобно настороженному животному.

ТВ тревожность по отношению к взрослым

Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 — ребенок ста­рается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7—10 — обращает на себя внимание и преувели­ченно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — про­являет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

  1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учите­лем.
  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
  4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учи­телю.
  5. Очень часто приносит и показывает учителю найден­ные им предметы, рисунки, модели и т.п.
  6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
  7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
  8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
  9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
  10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со сторо­ны учителя.
  11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с раз­личными мелкими делами и жалобами на товарищей.
  12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).
  13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
  14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
  15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.
  16. Полностью устраняется, если его усилия не увенчают­ся успехом.

ВВ — враждебность по отношению к взрослым

Симптомы 1—4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждеб­ности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится к взрос­лым то враждебно, то старается добиться их хорошего отно­шения. Симптомы 7—10 — открытая враждебность, прояв­ляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная неуправляемая привычная враждебность.

  1. Переменчив в настроениях.
  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.
  3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.
  4. Часто бывает в плохом настроении.
  5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь и услуги.
  6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает очень сер­дечным, то равнодушным.
  7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.
  8. В ответ на приветствие может проявить злость или по­дозрительность.
  9. Временами дружелюбен, временами в плохом настро­ении.
  10. Очень переменчив в поведении. Иногда создает впе­чатление, что он умышленно плохо выполняет работу.
  11. Портит общественную и личную собственность (в до­мах, садах, общественном транспорте).
  12. Вульгарный язык, рассказы, рисунки.
  13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявленных ему обвинений.
  14. Бормочет под нос, если чем-то недоволен.
  15. Негативно относится к замечаниям.
  16. Временами говорит неправду без какого-либо повода и без затруднений.
  17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладо­стей, ценных предметов и т.п.
  18. Всегда на что-то претендует и не всегда считает, что справедливо наказан.
  19. «Дикий» взгляд. Смотрит исподлобья.
  20. Непослушный, не соблюдает дисциплину.
  21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).
  22. Охотнее всего дружит с так называемыми подозри­тельными типами.
  23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.
  24. Ведет себя непристойно.

ТД — тревожность по отношению к детям

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Вре­менами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

  1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
  2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окру­жающими.
  3. Склонен прикидываться дурачком.
  4. Слишком смел (рискует без надобности).
  5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.
  6. Любит быть в центре внимания.
  7. Играет исключительно (или стремится играть) с детьми старше себя.
  8. Старается занять ответственный пост, но боится, что не справится.
  9. Хвастает перед другими детьми.
  10. Паясничает (строит из себя шута).
  11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
  12. Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчи­ки; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).
  13. Со страстью портит общественное имущество.
  14. Дурацкие выходки в группе.
  15. Подражает хулиганским проделкам других.

А недостаток социальной нормативности (асоциальность)

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выража­ется в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 — отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5—9 — у более старших детей они могут указы­вать на определенную степень независимости. Симптомы 10— 16 — отсутствие щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

  1. Не заинтересован в учебе.
  2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.
  3. Работает вне школы только тогда, когда его контро­лируют или заставляют работать.
  4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
  5. Не застенчив, но никогда не просит помощи.
  6. Никогда добровольно не берется за работу.
  7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрос­лых.
  8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нор­мально общается с другими людьми.
  9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людь­ми.
  10. Списывает домашнее задание.
  11. Берет чужие книги без разрешения.
  12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.
  13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непо­рядочность.
  14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выго­ды, обманывает в играх).
  15. Не может смотреть прямо в глаза другому.
  16. Скрытен и недоверчив.

ВД враждебность по отношению к другим детям

Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности.

  1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.
  2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.
  3. Надоедает другим детям, пристает к ним.
  4. Ссорится, обижает других детей.
  5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.
  6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
  7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.
  8. Пристает к более слабым детям.
  9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется не соответствующим образом (кусается, цара­пается и пр.).

Н неугомонность

Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к рабо­те, требующей усидчивости, концентрации внимания и раз­мышления. Склонность к кратковременным и легким уси­лиям. Избегание долговременных усилий.

  1. Очень неряшлив. \
  2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них неприятно.
  3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
  4. В играх совершенно не владеет собой.
  5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теря­ет карандаши, книги или другие предметы.
  6. Неровный, безответственный в ручном труде.
  7. Нестарателен в школьных занятиях.
  8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
  9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-то сосредоточиться.
  10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.
  11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

ЭН эмоциональное напряжение

Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7 — о серьезных страхах. 8—10 — говорят о прогулах и непунктуальности.

  1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.
  2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
  3. Слишком инфантилен в речи.
  4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
  5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми. I
  6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-то.
  7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
  8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уро­ки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.
  9. Часто опаздывает.
  10. Уходит с отдельных уроков.
  11. Ведет себя в группе (в классе) как посторонний.

НС невротические симптомы

Различные невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть по­следствиями существовавшего прежде нарушения.

  1. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово.
  2. Говорит беспорядочно.
  3. Часто моргает.
  4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные тики.
  5. Грызет ногти.
  6. Ходит подпрыгивая.
  7. Сосет палец (старше 10 лет).

С неблагоприятные условия среды

  1. Часто отсутствует в школе.
  2. Не бывает в школе по нескольку дней.
  3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ре­бенка в школе.
  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
  5. Неряшлив, грязнуля.
  6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.
  7. Значительно некрасивее других детей.

СР сексуальное развитие

  1. Очень раннее развитие, интерес к противоположному полу.
  2. Задержки полового развития.
  3. Проявляет извращенные склонности.

УО умственная отсталость

  1. Сильно отстает в учебе.
  2. «Туп» для своего возраста.
  3. Совершенно не умеет читать.
  4. Огромные недостатки в знании элементарной матема­тики.
  5. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.
  6. Попросту глуп.

Б болезни и органические нарушения

  1. Неправильное дыхание.
  2. Частые простуды.
  3. Частые кровотечения из носа.
  4. Дышит через рот.
  5. Склонность к ушным заболеваниям.
  6. Склонность к кожным заболеваниям.
  7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
  8. Частые головные боли.
  9. Склонность чрезмерно бледнеть и краснеть.
  10. Болезненные, покрасневшие веки.
  11. Очень холодные руки.
  12. Косоглазие.
  13. Плохая координация движений.
  14. Неестественные позы тела.

Ф — физические недостатки

  1. Плохое зрение.
  2. Слабый слух.
  3. Слишком маленький рост.
  4. Чрезмерная полнота.
  5. Другие ненормальные особенности телосложения.

Заполняется Карта по результатам анкеты наблюдений.

КАРТА

Имя, фамилия ______________________________________ Возраст _____

Дата ____________________________________ Класс______________________

 

 

Нарушения

Неприспособленность

нд

1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 11

12, 13, 14, 15, 16

Д

1,2,3,4,5,6,7,9, 10

8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,20

У

1,2,3,4,5,6,7

8,9, 10, 11, 12, 13

ТВ

1,2,3,4,5,6,7,9, 11, 13, 15

8, 10, 12, 14, 16

вв

1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

тд

2,3,4,5,6,7,8,9, 10

1, 11, 12, 13, 14, 15

А

1,2,3,4,5,6,8,9,10, 11

7, 12, 13, 14, 15, 16

н

1,3,4,5,6,7,8,9,10,11

2

вд

1,2,3,4,5

6, 7, 8, 9, 10

эн

1,2,3,4,5,9, 10

6,7,8, 11, 12

НС

2,3,4

1, 5, 6, 7

с

1,2,3,4,5,6,7

 

СР

1,2

3

УО

1,2,3,4,5

6,7

Б

1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12

13

ф

1,2,4,5

3

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>