Алгоритм изучения семьи | Обучение и развитие детей

Алгоритм изучения семьи

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Алгоритм изучения семьи
Алгоритм изучения семьи
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений
Данная методика предложена методистом Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Капелевич Т.С. и помогает выявить «проблемное поле» семьи учащегося. В основу положены беседа и анкетирование учащихся и родителей. Предназначена методика для тех учащихся или родителей, кто сам или по рекомендации куратора группы обратился за помощью в разрешении семейной проблемы к социальному педагогу или педагогу-психологу. Проводится социальным педагогом или педагогом-психологом по мере обращения учащихся или их родителей. Результаты исследования предназначены социального педагога или педагога-психолога. Главными условиями являются: согласие на консультацию учащегося или родителей, создание благоприятной и комфортной обстановки во время консультации. Помогает составить коррекционную программу и определить изменения в детско-родительских отношениях.

Знание семьи учащегося одно из условий его успешного воспитания и социализации в обществе. При организации работы с семьей, следует учитывать её структуру, культурный уровень, нравственный облик, отношение родителей к детям. Поэтому важно составить психолого-педагогическую характеристику семьи, так как помощь семье и воздействие на неё будут зависеть от её особенностей. При изучении семьи для социального педагога важны как индивидуальные особенности её членов, так и структурные характеристики семьи в целом:

— наличие брачных партнеров;

— жилищно-бытовые условия;

— стадия жизненного цикла семьи (зрелая, пожилая, молодая);

— порядок заключения брака;

— количество поколений в семье;

— количество детей и т.д.

Необходимо учитывать такие характеристики, как: культура родителей, нравственная направленность семьи, педагогическая подготовленность её членов к взаимодействию, организованность и коммуникативность.

Особое значение для личности учащегося имеет нравственная направленность семьи, которую оценивают с точки зрения принятых в семье общечеловеческих ценностей: интересов, идеалов, взглядов, убеждений. Значительную роль в нравственной направленности семьи играет личность её авторитетных членов и, в первую очередь, родителей. Ценности, которые приняты семьей, проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в наличии у них чувства ответственности за воспитание детей, гражданского долга перед обществом.

Важными в работе с семьей являются сведения о педагогической куль-туре родителей, что предполагает:

— знание и учет возрастных особенностей собственных детей;

— умение выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;

— осуществление единых требований к детям;

— педагогическое самовоспитание отца и матери;

— регулярное посещение учреждения образования;

— интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и стремление использовать его на практике.

Следует также учитывать отношение членов семьи к совместной деятельности. О её организационном единстве можно судить по четкому разграничению прав и обязанностей между всеми в семье, взаимодействию и согласованности в управлении семейными делами, доброжелательному отношению друг к другу и взаимоподчинению.

Вид и индивидуальные особенности семьи определяют её воспитательные возможности. Характеристика семьи показывает как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные), так и потенциальные факторы социального риска.

Изучение семьи учащегося можно проводить по следующему алгоритму, который поможет социальному педагогу выявить «проблемное поле».

Алгоритм изучения семьи

1. Состав:

1) полная

— с 1 ребенком,

— с 2 однополыми,

— с 2 разнополыми,

— со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

2) многодетная:

— с 3 и более несовершеннолетними детьми,

— со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.),

— неполная,

— родители разведены и т.д.

3) неполная:

— с 1 ребенком,

— с 2 однополыми,

— с 2 разнополыми,

— родители разведены и т.д.

— со старшими членами семьи (бабушкой, дедушкой и др.)

2. Стадия жизненного цикла:

— зрелая,

— молодая,

— пожилая.

3. Порядок заключения брака:

— первичный,

— повторный

4. Жилищно-бытовые условия:

— условия проживания (количество комнат, жилье частное или государственное),

— благоустроенность жилья,

— имеет ли учащийся собственную комнату, собственное место в квартире, доме,

— соблюдение членами семьи санитарно-гигиенических норм.

4. Материальная обеспеченность:

— с очень высоким материальным достатком;

— с высоким материальным достатком;

— со средним материальным достатком (обеспеченная);

— с низким материальным достатком (малообеспеченная);

— нуждающиеся (за чертой бедности).

5. Воспитательный потенциал семьи:

— сильный – социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении семья;

— неустойчивый – социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья;

— слабый – социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении семья;

— негативный – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья.

6. Характер взаимоотношений в семье:

— между взрослыми членами семьи;

— между другими членами семьи и учащимся;

— позиция учащегося в семье;

— отношение учащегося к родителям.

Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков учащегося, объективно оценить его состояние, вовремя оказать социально-педагогическую помощь и поддержку.

По приведенному алгоритму заполняется учетная карта семьи