Практикум по педагогической психологии. Коррекция познавательных процессов неуспевающих школьников в учебной деятельности | Обучение и развитие детей

Практикум по педагогической психологии. Коррекция познавательных процессов неуспевающих школьников в учебной деятельности

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Практикум по педагогической психологии. Коррекция познавательных процессов неуспевающих школьников в учебной деятельности
Практикум по педагогической психологии. Коррекция познавательных процессов неуспевающих школьников в учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Цель: познакомить педагогов с основными психологическими причинами школьной неуспеваемости психически здоровых детей; рассмотреть особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приёмов учебной деятельности и недостатками развития психических процессов; определить пути коррекции познавательной сферы учащихся, неуспевающих в учении; с помощью теста умственного развития научиться осуществлять количественный и качественный анализ особенностей мыслительных процессов неуспевающих школьников.

Оборудование: тест умственного развития для анализа мыслительных процессов школьников, упражнения по формированию мыслительных, мнемических навыков школьников.

 

Основные понятия: неуспеваемость, мотивация, самооценка, познавательная деятельность, учебная деятельность, заучивание, обучаемость, «интеллектуально пассивный» ученик, умственные операции.

План

I. Теоретическая часть.

1. Понятие о неуспеваемости школьников в учебной деятельности.

2. Психологические причины неуспеваемости.

3.Информированность приемов учебной деятельности и правильные способы учебной работы.

4. Недостатки развития психических процессов неуспевающих школьников.

II.Практическая часть.

  1. Упражнения по развитию познавательных процессов.
2. Изучение интеллектуального развития школьников на основе школьного теста умственного развития (ШТУР).

Теоретический материал



С неуспевающим школьникам относят учеников, которые некачественно, поверхностно и с пробелами усваивают школьную программу. В основе неуспеваемости лежит ряд причин, которые часто действуют в комплексе. Педагоги-ученые видят основную причину неуспеваемости прежде всего в несовершенстве методов преподавания. Школьные учителя, склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Кроме того, успехи в учении зависят от таких личностных особенностей школьников как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, одноклассниками, характера самооценки и др.

Среди психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости, выделяют и такие как несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ученика.

Особенности неуспевающих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности.

Об этих учащихся можно сказать, что они не умеют по настоящему учиться. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Счет в уме, списывание букв по образцу, заучивание стихотворения наизусть можно выполнять не одним, а несколькими разными способами. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет интуитивно находить их сам. И не всегда это будет правильные и эффективные навыки. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести такие, как заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности и др. Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуальный характер. Психолог К. В. Бардин описывает маленькую первоклассницу, которая при списывавши буквы по образцу ориентировалась на предыдущую букву, а не на образец, выполненный учительницей.  Возможны и такие случаи, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения. Нередко слабоуспевающие ученики в процессе усвоения учебных навыков упрощают и вульгаризируют их. Например, они могут вычленять основные части текста по абзацам, а не по смысловым связям, соотносить контурную карту с основной по квадратам, образованным параллелями и меридианами, перенося условные обозначения без учета условий задания. Есть учащиеся, которые вообще не имеют устойчивых способов работы и используют случайные, не соответствующие характеру заданий приемы.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех дисциплин.

Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе.

Как научить правильным способам учебной работы?

Сделать это можно, заменив неправильные способы и приемы правильными.

Хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют такой способ работы, как многократное прочитывание этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать такие рациональные приемы смысловой обработки как:

-Группировка материала;

-Выделение опорных пунктов;

-Составление плана; тезисов, логической схемы прочитанного;

-Формулирование главной мысли и т.д.

Эти приемы можно постепенно ввести в деятельность ученика, не лишая его привычного способа работы, заключающегося в многократном перечитывании текста. Так, если прочитывание будет служить для общего ознакомления с содержанием текста, то при втором прочитывании возможно разбиение его с помощью небольших пауз на отдельные, логически связанные между собой отрывки. При третьем прочитывании можно предложить учащемуся выделять из отрывков основную мысль, а после чтения проговорить эти основные положения в виде логической схемы почитанного и т.д.