Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса | Обучение и развитие детей

Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса
Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология
Основные данные о работе



Название дисциплины Педагогическая психология

Тема Возрастные особенности современных школьников как фактор совершенствования педагогического процесса



Фамилия студента Казаникова

Имя студента Елена

Отчество студента Владимировна

№ контракта 26000070701028

Файл титульного листа

Введение

Тема возрастных особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Не исключением является также педагогическая психология, где важность учета возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса.

Педагогический процесс это «объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии» . Педагогический процесс относится к объектам педагогического проектирования, как и педагогическая ситуация, которая представляет собой «составную часть педпроцесса, характеризующую его состояние в определенное время и в определенном пространстве» . Ситуации создаются и протекают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и других школьных мероприятий, поэтому являются неотъемлемой частью всего учебного процесса. Участники учебного процесса это не только преподаватели, но и ученики разных возрастных категорий, несущих в себе отличия в личностном, эмоциональном, интеллектуальном, одним словом, психическом развитии.

Возрастные особенности школьников проявляются в процессе развития: физического, физиологического, психического, социального и духовного. «Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека» . Физическое развитие ученика подразумевает под собой изменения роста, веса, силы, пропорций тела. Физиологическое развитие – «изменение функций организма в области сердечнососудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения» , гормонального фона и т.д. Психическое развитие характерно «усложнением процессов отражения человеком (учеником, в том числе) действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций» . Социальное развитие состоит в постепенном вхождении ученика в общество – «в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения» . Духовное развитие человека означает «осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию» . Несомненно, что все области развития играют немалую роль в педагогическом процессе, и что они не могут существовать один без другого., потому как «психическое развитие – это целостное развитие всей личности» (Л.С.Выготский) . Однако, в данной работе преимущественное внимание будет уделяться возрастным особенностям психического развития современного школьника.

В психическом развитии отечественной психологией выделяются «определенные стадии, эпохи, фазы в общей схеме переломов, или кризисов развития» . Л.С.Выготский определил их как «характеризующие сущность каждого возраста новообразования» . Возрастные новообразования – это «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» .

Кроме существующих возрастных кризисов в развитии психики ребенка выделяют также линии: «познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.)» .

Целью рассмотрения данной темы является выявление возрастных особенностей современных школьников как фактора совершенствования педагогического процесса.



Основная часть

1. Возрастные особенности современных школьников



1.1. Младший школьный возраст



Учебная деятельность младшего школьника «предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой деятельностью» , которая была ведущей в дошкольном возрасте. Школьнику понадобится некоторая степень «готовности и включенности в учебную деятельность» .

Младший школьный возраст это период с 6 до 11 лет. Ребенок еще обладает качествами дошкольника, такими как: подвижность, непосредственность, импульсивность, неустойчивость внимания, общая недостаточность воли, а также отчетливое проявление в поведении типологических свойств личности. Однако же учебный процесс требует от ученика упорядоченного внешнего поведения, для того, чтобы его знания лучше усваивались. Поэтому готовность ребенка к школе будет представлять собой готовность к изменению в отношении не только социальной ситуации развития в его жизни, а именно: «строго нормированный мир отношений», «организованная произвольность, ответственность за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие» , но и изменений в личностных психических качествах: мотивов, установок, ценностей, стремлению познавать новое, мыслительных способностей и т.д. Готовность к школьному обучению играет большую роль на начальном этапе школьного периода в жизни ребенка. Для этого существуют методики диагностирования детей при поступлении в школу, которые помогают учителям в педагогическом процессе принимать ребенка уже с учетом его готовности и психических особенностей. Это применяемые к шестилеткам тесты фонематического слуха, копирования бессмысленных слогов, тест словаря; более сложные тесты кратковременной памяти и умозаключений. Все они позволяют зафиксировать такие показатели как:

1) «способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

2) способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

3) способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

4) способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

5) словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха)» .

Помогает также оценить психические возможности и готовность будущего ученика, так называемая, «Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения» (Приложение № 1).

Кроме готовности к обучению в школе следует сказать и о возрастных особенностях этого возрастного периода.

Физический аспект развития ребенка в младшем школьном возрасте обращает внимание на то, что организм находится еще в процессе развития. Его еще не до конца сформированный скелет не позволяет, к примеру, просиживать долгие часы на одном месте. Поэтому в учебном процессе важно учитывать «соответствующий режим работы» .

Если учесть некоторые современные исследования (Е.П.Гусева, И.А.Левочкина, И.В.Тихомирова ) в сфере особенности функционирования нервной системы младших школьников, то можно отметить, что тенденция развития вглядит следующим образом: «от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления» . Это говорит о том, что дети возраста 7-8 лет «быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени» . Отличия в поведении детей еще может зависеть от типа нервной системы: дети со слабым типом нервной системы могут отличаться крайней степенью медлительности, или, «повышенная степень утомляемости может выражаться в повышенной суетливости ребенка» .

Рассмотрим также мотивационно-потребностный аспект развития личности младшего школьника. В связи с тем, что «ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его» прилежно учиться и проявлять интерес к учебе, могут произойти значительные сбои в самом процессе усвоения школьной программы, малышу не интересно, и он скоро может отстать от программы, что может усугубить дальнейшую его заинтересованность. Таким детям становится трудно определять и ставить перед собой цели, связанные с учебой. Ведь «желание ребенка – это главный двигатель его успешного обучения» . Поэтому в мотивационно-потребностной сфере необходимо учесть две категории мотивов:

— «желание ребенком занять новую позицию» , когда он видит старших учеников и понимает, что школьная жизнь это шаги к взрослению;

— побуждение к учебе, связанное с «внешней атрибутикой» , то есть: новая форам одежды, портфель, школьные принадлежности, учебники и т.д.

По мнению Л.С. Выготского, «центральным психологическим новообразованием младшего школьника является «обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта» . Другими словами, ребенок старается выстраивать свое поведение самостоятельно в соответствии с определенными правилами и требованиями.

Личностные особенности возраста младшего школьника характерны доверительным отношением к взрослым, открытостью, послушанием и исполнительностью .

Кроме вышеперечисленного к другим особенностям возрастного кризиса младшего школьника можно отнести также: воображение (по мнению Е.Е.Кравцовой) , появление навыков моделирования (Л.М.Фридман) , произвольность поведения («умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивов»).

Младший школьник уже многим отличается от того дошкольника, который полностью зависел от ситуаций его жизни дома или в детском саду. Как уже отмечалось выше, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Однако же, ребенок, который только пошел в школу меняет свое отношение к ситуации, в которую он помещается, благодаря не только учебному процессу, но и различными новообразованиями в его психике (Приложение № 2).

1.2. Подростковый возраст

Следующей важной ступенью в возрастном психическом развитии современных школьников является подростковый период или период ранней юности. Это переходный возраст, а значит, является критическим как для самих подростков, так и для их окружения. Здесь мы уже имеем дело не с доверчивым и более менее уравновешенным ребенком, но с ребенком 12-16 лет, у которого ярко выражаются значительное количество новообразований психики, влияющих на его поведение. «Подростки импульсивны, их в большей степени привлекает и интересует внешний вид, а не внутреннее содержание» .

Однако, согласно описанию возрастных характеристик американского психолога А. Гезела, 13-летний отличается от ребенка тенденциями к интравертивности (обращенностью внутрь), самокритичности, чувствительностью к критике, критическим отношением к родителям, избирательностью в дружбе. 14-летний подросток уже более склонен к экстраверсии, энергичен, общителен, уверен в себе. Его уже интересуют больше другие люди. Любит обсуждать себя и сравнивать себя с героями. Школьники 15 лет характерны тем, что стремятся «приобрести» индивидуальные различия, которые выражаются часто в виде присущего подросткам духа независимости, свободы от внешнего контроля. Однако, не смотря на кажущийся внешне дискомфорт рядом с такими детьми, следует помнить, что эти проявления являются сигналом взрослым для начала сознательного самовоспитания. Ранимость и восприимчивость к вредным влияниям также является распространенными в этом возрасте. 16-летние подростки значительно отличаются своими равновесием, эмоциональной уравновешенностью, общительностью, жизнерадостностью, стремлением к более открытой самостоятельности.

В таком возрасте, богатом контрастами в проявлениях реакций на различные ситуации («негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы» ), у школьников возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми. Они пытаются найти друга, который мог бы их понять. Этот поиск взаимопонимания больше направлен на сверстников, нежели на взрослых. Таким образом, подросток «учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я» . В результате возникает центральное новообразование подростка – «чувство взрослости» — «возникновение у подростка представления о себе как взрослом, а не ребенке» . Кроме личностных особенностей, появлению центрального новообразования в психике подростка способствует также такие аспекты как: половое созревание, «наличие к этому возрасту базовых знаний, умений и навыков, которые позволяют им достаточно самостоятельно действовать в разных социальных ситуациях» .

Следует также отметить, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте ученика является интимно-личностное общение со сверстниками. Поэтому поведение подростков, как правило, определяется маргинальностью или промежуточностью его положения в обществе. Внутри он чувствует в чем-то себя еще ребенком, и в то же время, в нем уже вырабатывается способность к самостоятельным принятиям решений, планированию и целеполаганию, проявлению волевых качеств характера.

Этот период выделяется своими трудностями, такими как:

1. «Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.

3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции.

6. Потребность в активности и социальной значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.

8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность» .

Все рассмотренные особенности подросткового периода (Приложение № 3) могут значительно влиять на учебный процесс. Но в каждом из качеств, еще не до конца сформированной, психики ребенка можно увидеть также и возможности для дальнейшего развития и роста личности ученика переходного возраста.

1.3. Старшеклассники

Старшеклассников часто относят к юношескому возрасту. «Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными» . «Типичной чертой юности является «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли, не усваиваются всерьез и окончательно, их как бы примеряют к себе, стремясь попробовать как можно больше» .

Отличие ведущей деятельности в старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами заключается в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что «школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии» . Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят «под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения» . Исследование этого момента в жизненном периоде школьников 12-16 лет дало результат, который показал, «что проблемы будущего сознаются и переживаются ими наиболее сильно» . Подобные переживания имеют отражение на отношениях в семье, школе, со сверстниками и т.п. Особенно, если социально-экономическое положение неустойчивое или же в школе складываются отношения между учителями и учеником как начальник-подчиненный. В результате педагогическая ситуация может нести напряженный характер и иметь на выходе мало эффективные «плоды» образовательного процесса. К тому же старшеклассники имеют «страх «не получить образование, которое хотелось бы иметь», «не поступить в вуз», за которым следует проблема «незнания того, какая профессия больше подходит» .

На фоне переживаний и тревог за собственное будущее у старшеклассников, по мнению И.А.Зимней, «качественно меняется учебная мотивация по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего» .

К основным новообразованиям раннего юношеского возраста можно отнести особенности в сфере развития сознания. Старшеклассники демонстрируют «новый тип рефлексии, охватывающий не только настоящее, но и будущее… считают себя равными взрослым, думают о будущем и строят «жизненные планы», ставят своей целью преобразование общества взрослых, создают собственные теории и системы» , также они остро ощущают потребность в самоутверждении, стремятся быть в компании не просто сверстников, но уже единомышленников, «людей, разделяющих их интересы и взгляды на жизнь» .

Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:

— психофизиологический;

— психологический;

— личностный и межличностный.

На психофизиологическом уровне имеют содержание такие трудности:

— « незавершенность физического развития;

— синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);

— неустойчивость эмоциональной сферы;

— высокий уровень личностной тревожности;

— особенности высшей нервной деятельности» .

Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:

— «задержка развития теоретического мышления;

— отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;

— нереалистичность воображения;

— несформированность волевой сферы» .

На личностном и межличностном уровне возникают такие трудности:

— «проблемы самосознания;

— проблема личностного роста;

— неадекватный уровень притязаний;

— несформированность жизненных планов;

— несформированность потребностей;

— несовпадение учебных и профессиональных интересов;

— низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д.» .

Приоритетность взгляда в будущее побуждает старшеклассников к ценностно-ориентационной активности, стремлению к автономии и праву быть самим собой . «Разграничивают поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)» .

«Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» . Это и открытие своего внутреннего мира, и осознание необратимости времени, и целостное преставление о самом себе, и зарождение осознания собственности сексуальной чувственности.

Рассмотренные моменты и особенности старшего школьного возраста существенно отличаются от младших школьников и подростков целым списком новообразований и аспектов развития психики (Приложение № 5).

2. Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса

2.1. Ощущение, восприятие, представление.

Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только учителей, но и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах.

Так, например, ощущение может быть задействовано на уроках, где творческая активность особенно необходима. «Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств» . «Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга» . Особенно активным ощущение проявляется больше в психике младших школьников, потому как некоторые органы чувств в этом возрасте продолжают окончательное свое развитие, особенно в отношении их функционирования. И если «обострить» ощущение ребенка, например, наглядными изображениями, то можно добиться большего успеха в усвоении ребенком материала, чем передача учебной информации в устном виде. Речь идет о познавательных образах, которые являются «продолжением ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось» . Для учебного процесса это может быть важным моментом.

Восприятие также играет большую роль в педагогическом процессе. «Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении» . В процессе учебе от школьника потребуется различного рода восприятия: пространства, формы, объемности и величины предметов, времени, последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения . Возвращаясь к младшим школьникам, можно отметить, что их восприятие «отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью» . Соответственно у детей этого периода выражена эмоциональность довольно ярко, поэтому все «яркое, живое, наглядное воспринимается лучше» . Педагог может воспользоваться подобными особенностями развития в младшем школьном возрасте для того, чтобы ученики лучше усвоили тему урока. Подростки уже отличаются своим восприятием от младших школьников развитием, которое идет «по линии нарастания содержания и объема», восприятие становится «плановым, последовательным, всесторонним», и что не маловажно, «подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений». Старшеклассники, или ученики, которые, так сказать, вступили в первую фазу взросления, уже менее ориентируются на впечатления от воспринимаемых наглядных образов, но более у них развивается логическое восприятие, пространственное восприятие и восприятие личностных аспектов взросления. Поэтому, учитывая особенности восприятия подростков и старшеклассников, учителя могут соответственно направлять учебный процесс, так чтобы ученики глубже и яснее воспринимали учебный материал и, конечно же, усваивали его.

«Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств» . В процессе обучения у школьников «сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при активности ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления» .

2.2. Внимание, память, воображение

Внимание играет значительную роль в учебном процессе для всех возрастных категорий учеников. «Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления» . Особенно для педагогического процесса важна концентрация внимания. Однако в младшем школьном возрасте «отмечается слабость произвольного внимания, поэтому требуется короткая мотивация (поощрение, похвала)» . Но вот уже в подростковом возрасте формирование внимание приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. «Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание» . Учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками.

Особенно необходима в процессе обучения память. Ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала. «Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал» . Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой сфере существуют возрастные различия. У младших школьников память отличается больше склонностью к механическому запоминанию, еще отдается приоритет непроизвольным импульсам в мозговых процессах ребенка, но уже развивается «умение управлять своей памятью» . Подростки уже отличаются тем, что «память становиться более произвольной» . Процессы памяти контролируются и организуются самим ребенком- подростком. Что более всего характерно для этого возраста, «увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти» . Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций. Старшеклассники обладают уже более устойчивым контролем над процессами памяти. Они могут свободнее запоминать, сохранять и воспроизводить в памяти выученный школьный материал. Учет этих особенностей памяти позволяет учителям и учащимся быть не только активными участниками педагогического процесса, но и влиять на дальнейшее развитие учеников, как объектов образовательного процесса.

Воображение необходимая часть психики в учебном процессе. Особенно, когда требуется строить пространственно-логические или ассоциативные умственные «цепочки». «Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности» . У младших школьников «развивается воссоздающее и творческое воображение» . Поэтому они склонны более к фантазиям, нежели к реалистичному отношению к окружающему. Подростки и ученики старших классов склонны направлять свое воображение на более практическую сферу жизни. Поэтому воображение более старшего возраста можно даже назвать более продуктивным, нежели воображение детей младшего школьного возраста.

2.3. Мышление, речь



Мышление одна из основных черт психического процесса в обучении. «Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира» . В познавательных процессах младшего школьника мышление обретает характер конкретных категорий. Но, не смотря на это, «идет переход от познания внешней стороны предметов к их сущности» . Наглядно-действенный анализ в умственном процессе является стадией для аналитико-синтетической деятельности мыслительных реакций. Но уже во 2-м классе ученик обладает мышлением, которое освобождено от представлений и переходит к анализу на уровне понятий. И, тем не менее, «ученику проще пройти путь от причины к следствию, чем от следствия к причине» . Поэтому не следует перегружать учебный материал, который преподают учителя младшим школьникам, абстрактными понятиями, которые, в сущности, мало что будут означать для детей этого возраста. Но, вот уже у подростков мышление более структурировано и способно к абстрагированию. Соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением изменяется в пользу последнего . Одновременно наблюдается критичность мышления, апелляция к уму, интеллектуальным возможностям, стимуляции творческого мышления. Старшеклассники отличаются от прежде рассмотренных возрастов «высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему» . Поэтому «интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам в процессе обучения осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества» . В результате чего старшеклассники способны выдвигать гипотезы и делать из них выводы, а также экспериментировать и проверять правильность гипотез.

Речь – это неотъемлемая коммуникативная часть учебного процесса. «Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми». В педагогическом процессе важны такие свойства речи, как: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность. Малышам в школе приходиться продолжать формировать свою речь, а учителям, в свою очередь, — помогать развитию их речи. Педагогу следует обращать внимание ученика на устную, монологическую, диалогическую, письменную, внутреннюю виды речи. У подростков речевые навыки уже более наработаны, чем у младших школьников. К тому же, подростки с своих суждениях используют обобщенные психологические категории, спонтанные психологические концепции характера того или иного человека, а также используются концепции группового взаимодействия и лидерства. Старшеклассники склонны пускаться в теоретизированные рассуждения, потому что у них растет интерес к логике рассуждений, возникает желание не только слушать, но и спорить, размышлять. К тому же дети старшего школьного периода умеют замечать ошибки и противоречия в речи взрослых. Сами же старшеклассники любят рассуждать о «нравственных проблемах, морали, идеалах и смысле жизни» . Причем сам факт подобных рассуждений может совершенно не влиять на изменение самих школьников. Для старшеклассников очень важно, чтобы взрослые считались с их мнением, поэтому на уроках часто можно слышать: «Я думаю», «Я считаю», «Мое мнение». В педагогическом процессе со старшеклассниками очень важно использовать такие формы, как «проведение дискуссий и проблемных обсуждений».





Заключение

Рассмотрев возрастные особенности школьников можно прийти к общему выводу о некоторых закономерностях развития учебной деятельности, как выделил «Г. Клаус:

1. Чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается.

2. Если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу.

3. Господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.

4. Возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов.

5. С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности. Благодаря этому совершенствуются когнитивные предпосылки учебной деятельности, т есть когнитивные операции и стратегии учения, доказавшие свою пригодность в определенных ситуациях, все более эффективно переносятся на аналогичные ситуации.

6. С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей» .

Некоторые рекомендации могут помочь педагогам эффективно преподавать в школе учебный материал детям разных возрастов. Так в работе с младшими школьниками необходимо обратить внимание на развитие волевых качеств ребенка. Для этого Е.П.Ильин предлагает следующие шаги:

— связывать задания с потребностями и интересами школьников: «надо» не является основной мотивацией деятельности младших школьников, поэтому важно сделать задание значимым для самого ребенка;

— раскрывать школьникам цели, то ест конечные результаты деятельности и пути е достижения;

— создавать оптимальную сложность задания. Как правило, слишком легкие задания расхолаживают учащегося и у него оказывается неактуализированной мотивация учения, а слишком сложные задания приводят к отказу от их выполнения или к снижению волевых усилий, что чаще сказывается на актуализации потребности избежать успеха. Задания оптимальной степени сложности актуализируют потребность достижения успеха и стимулируют к поиску эффективных и правильных путей их решения;

— создавать условия для демонстрации учащимися их продвижений к цели, то есть необходимо, чтобы ученик осознал, что это продвижение – результат его собственных усилий;

— обеспечивать наличие инструкции о способах выполнения задания: необходимо рассказать, в какой последовательности, и какими средствами задание может быть успешно реализовано. В противном случае учащиеся начнут выполнять задания механически, а при столкновении с неудачами в их реализации и вовсе потеряют веру в свои силы» . Преимущественно важными задачами в работе с подростками является развитие формально-логического мышления в обучении:

«- нужно создавать ситуации, в которых становится очевидной необходимость перехода на уровень теоретического осмысления действительности. Идеальные условия для этого представляют уроки физики и химии, где результаты опытов подчас противоречат ожидаемому эффекту;

— необходимо формировать представление о логических основаниях рассуждения, в частности, умение отличать логически необходимые и эмпирически верные заключения, логически верные и неверные выводы;

— необходимо формулировать вопросы, помогающие развитию логики исследования и открытия. При этом важным является наличие возможности непосредственного манипулирования материалом и практической проверки выдвинутых гипотез» . В случае со старшим школьным возрастом, при наличии специального обучения, ожидаются такие характеристики умственного развития школьников:

«- самоорганизация школьниками учебной деятельности, выражающаяся во владении всеми ее звеньям (постановка учебной задачи, осуществление активных предметных преобразований, выполнение действий самоконтроля и самооценки);

— учебно-познавательные мотивы, обнаруживающиеся как устойчивая самостоятельная ориентация учащихся не только на результат деятельности, но и на способы ее выполнения. То есть предметом усвоения становится не только содержание учебного материала, но и строение соответствующей деятельности;

— четко выраженные индивидуальные различия учебной деятельности, проявляющиеся в разном уровне сформированности средств и способов ее выполнения» .

Обозначив возрастные моменты в развитии школьников, мы увидели важность возрастных особенностей в организации педагогического процесса. И, конечно же, учет кризисных моментов развития ребенка имеет особое значение для педагога. Когда происходит не только социальная перемена ситуации в жизни ребенка, но и другие новообразования, но только в психике школьника, иногда сопровождающиеся неблагоприятными проявлениями и реакциями. Поэтому «гибкая сменяя воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен, предвидение кризисных состояний и помощь в их преодолении могут значительно смягчить протекание возрастного кризиса» .

И в заключении можно отметить «личностно-развивающий потенциал урока как предмет специальной проектировочной деятельности учителя» , который, соответственно, реализуется с учетом возрастных особенностей школьников. Итак, урок может содержать в себе:

«- включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;

— организация деятельности учащихся, имплицитно содержащая возможность рефлексии, самооценки и других проявлений личностного опыта учащихся;

— проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;

— разработка таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;

— введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к процессу творчества;

— построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;

— учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;

— применение активных и интерактивных методов обучения – групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;

— передача учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;

— дозированная помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и режима напряжения («зона ближайшего развития»);

— осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановка собственных вопросов и проблем;

— диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить сою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;

— стремление достичь результата путем собственных усилий, отсутствие страха «рискнуть», пойти «собственным путем»;

— самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;

— предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися;

— имитационно-игровое моделирование социальных проблем и коллизий, принятие учащимися ситуации игры и игровой роли;

— авторская позиция учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность» .

Таким образом, возрастные особенности младших школьников, подростков и старшеклассников не просто влияют на педагогический процесс, но могут оказывать влияние на его формирование. В виду того, что учителя обращают внимание на возрастной кризис того или иного ребенка и строят свой урок с учетом особенностей возрастного периода, педагогический процесс постоянно меняется, перестраивается, одним словом, формируется.

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение

1 Педагогический процесс объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

2 Педагогическая ситуация составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

3 Развитие это объективный процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека.

4 Возрастные новообразования новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде; его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

5 Юношеский возраст этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

6 Ощущение это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

7 Органы чувств это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга.

8 Познавательные образы продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

9 Восприятие это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

10 Представление процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

11 Внимание это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

12 Память это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того что человек отражал, делал или переживал.

13 Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

14 Мышление психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

15 Речь процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Список использованных источников

1 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

2 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Москва: ТЦ «Сфера», 2000.

3 Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

4 Немов Р.С. Психология. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

5 Педагогическая психология. Под ред. Регуш Л.А., Орлова А.В. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

6 Регуш Л.А. Проблемы подростков. Санкт-Петербург, 90-е годы // Наш проблемный подросток. Санкт-Петербург.: Союз, 1998.

7 Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2000.

8 Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000.

9 Вопросы психологии: журнал. Москва: Российская Академия образования, 2008, № 2.

10 Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия IV: Педагогика. Психология. М.: Издательство ПСТГУ, 2010, Выпуск 3 (18).

11 Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.