Стать мотивационным спикером
Видов спикеров много. Но в нашем проекте мы их делим на два: спикер-эксперт и мотивационный спикер. Более подробно о разнице в понятиях можно почитать в этой статье.
Такое разделение не значит, что мотивационный спикер не может или не должен разбираться в своей теме. Это лишь указывает на задачи, которые ставит перед собой выступающий. То же самое касается и спикера-эксперта, который в праве интегрировать в свои выступления элементы мотивации, пускай и конечная цель – донести информацию.
По-нашему мнению, самая главная цель мотивационного спикера – мотивировать и вдохновить зрителя. О разнице понятий вы можете почитать в этой статье.
Хорошим тоном для Мотивационного спикера будет замерять, достигает ли его аудитория поставленной цели. Каким образом? Ну во-первых, мотивация или вдохновение должно быть направлено на какое-то действие. Бессмысленно просто так “заряжать людей энергией”. Импульс должен быть сфокусирован. Таким образом, мотивационный спикер всегда добивается какого-то конкретного действия от аудитории. Будем называть это “целевым действием”.
Во-вторых, цель должна быть измерима. Если мотивируем на похудение, то это -N килограмм. Если карьера, то N прибавка в зарплате или повышение. Если бизнес, то N сотрудников нанято, N% увеличение оборота. Если мотивируем на изучение иностранного языка, то в течение N периода пойти на курсы / начать учить язык. И т.д. Даже субъективные показатели, такие как удовлетворение жизнью, можно измерить.
Таким образом, чтобы стать мотивационным спикером необходимо четко понимать целевое действие зрителя. Если они в общей массе его совершают, то вы их мотивируете или вдохновляете. Если нет, то слово
мотивационныйиз своего описания стоит временно вычеркнуть.
Путь клиента
Назовем нашего зрителя клиентом. Для простоты понимания.
Если рассматривать цепочку действий клиента от пункта А (первое знакомство со спикером), в пункт Б (выступление спикера) и до пункта С (достижение цели), то скорее всего это будет серия действий.
Путь, который пройдет клиент, чтобы достигнуть своей большой измеримой (!) цели. И остановок на нем может быть намного больше, чем три.
Спикеру необходимо учитывать, какую роль в этом пути он играет. Возможно, это всего лишь первый шаг и одно целевое действие. Иногда, спикер готов взять на себя ответственность за весь путь клиента. Но ваша аудитория должна понимать, во что они ввязываются и что им предстоит пройти.
Визуализируйте этот путь не только для себя, но и для клиента.
Вера
Теперь о действительно важном. Мотивационный спикер без веры в свои убеждения и без собственной философии – книжная- или, правильнее теперь сказать, youtube-пустышка.
То, о чем говорит спикер, скорее всего мы уже слышали. Если вы конечно, не первоисточник, что сразу выводит вас в топовые спикеры планеты Земля.
Это значит, что сама по себе информация, оторванная от говорящего, ничего не значит. Также как картину безымянного художника вряд ли кто-то оценит, даже если в действительности это Ван Гог. Также, как вы гарантированно предпочтете живой концерт с не таким уж идеальным звуком, студийной записи.
Мы покупаем не картину, а художника. Мы читаем не книгу, а автора. Слушаем не музыку, а композитора. Нас мотивируют не слова, а тот, кто за ними стоит, и то, что он вкладывает в эти слова.
Это плацебо, конечно. И сработает оно только, если спикер действительно верит в то, что говорит. Именно поэтому так сложно копировать мотивационных спикеров: для этого вам придется прожить их жизнь.
Чтобы стать мотивационным спикером необходимо верить в свои убеждения. Но голыми убеждениями сыт не будешь.
Речь
Теперь о том, как подать сообщение миру. У вас должна быть четко спланированная речь и спродюсированное выступление. То есть это не просто слова и слайды. Это целое представление, которое начинается задолго до дня X. В действительности, оно начинается c первого знакомства клиента с вами. И продолжается ещё долго после того, как он вас услышит лично.
Если провести аналогию, то получится, что речь = идея (фильм “Начало”). Она проникает в голову клиента постепенно и разрастается до момента, где он перестает быть прежним и меняется к лучшему (!)
По нашей практике, быстрые трансформации случаются редко. Особенно, если мы говорим об изменениях со сцены. Но и это тоже реально. Таким образом, речь – это ваш инструмент, которым вы вкладываете идею в голову своему клиенту. И не стоит слушать критиков, которые говорят, что “результата нет – где результат”. Будет, потерпите.
Поэтому, чтобы стать мотивационным спикером, вам необходимо продумать сценарий коммуникации со своими клиентом. От первого виртуального знакомства, до момента, когда клиент проходит полную трансформацию.
Но главное в этом будет идея, уникально упакованная в сообщение, которое вы попробуете донести со сцены.