Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Веселовская Ирина Васильевна
«У каждого человека есть задатки, дарования,
талант к определенному виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо суметь распознать,
направить затем жизненную практику ученика по такому пути,
чтобы в каждый период развития ребенок достигал,
образно говоря, своего потолка» В.А. Сухомлинский Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей. Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка. Задачи:
• подведение итогов конкурса поделок. 6–7 день • конкурс театральных постановок «В гостях у сказки» по параллелям; 8–9 день • повторное проведение викторины «Знаешь ли ты сказку А. Толстого?», сравнение результатов викторины; • конкурс подготовленных учащимися презентаций – представлений книги А. Толстого «Я советую прочитать…» по параллелям. 10 день • подведение итогов недели, награждение победителей и участников предметной недели.
Предстоящему мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: была оформлена книжная выставка «С Днем рождения, книга!», карта путешествия по книге А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», которая познакомила ребят с кратким содержанием книги, подготовлен мальчик-Буратино. Он побывал в каждом классе, загадывал загадки о героях книги и рекламировал произведение о себе так, что не осталось равнодушных детей. В первый день путешествия ребят ждала викторина из каверзных вопросов. Чтобы их преодолеть, путешественникам пришлось напрягать свой мозг и проявлять смекалку. Это позволило им получать жетоны, по количеству которых и была определена степень знания и незнания книги. В этот же день классы получили «маршрутные листы» КТД, в которых были указаны основные мероприятия и время проведения. По результатам викторины ребята сделали вывод, что им не хватает знаний, чтобы ответить на все вопросы. Результат – знакомство с книгой, музыкальным телефильмом по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданным на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году режиссером Л.Нечаевым. советским полнометражным рисованным мультфильмом, созданным студией Союзмультфильм, режиссёром Иваном Ивановым-Вано. Особой популярностью у юных читателей в Неделю детской книги пользовалась выставка «В мастерской папы Карло». Это был домашний конкурс. Сколько интересных поделок выполнили ребята самостоятельно и совместно с родителями! Вот где проявились талант и фантазия. Во всех классах прошли конкурсы рисунков, посвященные книге, где каждый смог показать свой талант. Самые яркие, красочные и сюжетные рисунки привлекали внимание на школьной выставке «приключения Буратино». Завершилась неделя праздником-показом театральных постановок «В гостях у сказки» и презентацией книги. На сцене и в зале царила атмосфера добра, тонкого юмора, радости, удовольствия от увиденного, живой интерес к детской литературе. Не было равнодушных: всем было весело и интересно. Дети заново открыли для себя книгу любимого писателя. Закрытием Недели детской книги стал праздник награждения активных читателей книги «Золотой ключик, или приключения Буратино» и участников мероприятий в различных номинациях. В торжественной обстановке ребятам были вручены памятные подарки, грамоты и дипломы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности. Дети научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми и художественными средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: – выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; – способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; – обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»; – содействовать самореализации личности ребенка и педагога; – сплочение школьного коллектива, благоприятного социально-психологического климата в школе, укрепление традиций школы. Список использованной литературы 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/03/20/pedagogicheskie-chteniya-formirovanie-proektnykh-umeniy 2. http://sch2121.mskobr.ru/files/programma_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_sho1.pdf
талант к определенному виду
или нескольким видам (отраслям) деятельности.
Как раз эту индивидуальность и надо суметь распознать,
направить затем жизненную практику ученика по такому пути,
чтобы в каждый период развития ребенок достигал,
образно говоря, своего потолка» В.А. Сухомлинский Ученик – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. Следовательно, школа должна создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей. Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка. Задачи:
- развивать творческие способности и творческую активность учащихся;
- развивать познавательные интересы;
- формировать мотивацию успеха;
- создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;
- создавать условия для всестороннего развития личности.
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре, способность строить диалог друг с другом;
- развивать художественный вкус, воображение, расширять общий кругозор;
- пополнять словарный запас, образный строй речи.
- привитие любви к традиционному народному искусству;
- создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
- развитие художественно-творческих способностей детей.
- развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, колористическое видение, художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- способствовать развитию моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формировать организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
- Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
- Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
- Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
• подведение итогов конкурса поделок. 6–7 день • конкурс театральных постановок «В гостях у сказки» по параллелям; 8–9 день • повторное проведение викторины «Знаешь ли ты сказку А. Толстого?», сравнение результатов викторины; • конкурс подготовленных учащимися презентаций – представлений книги А. Толстого «Я советую прочитать…» по параллелям. 10 день • подведение итогов недели, награждение победителей и участников предметной недели.
Предстоящему мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: была оформлена книжная выставка «С Днем рождения, книга!», карта путешествия по книге А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», которая познакомила ребят с кратким содержанием книги, подготовлен мальчик-Буратино. Он побывал в каждом классе, загадывал загадки о героях книги и рекламировал произведение о себе так, что не осталось равнодушных детей. В первый день путешествия ребят ждала викторина из каверзных вопросов. Чтобы их преодолеть, путешественникам пришлось напрягать свой мозг и проявлять смекалку. Это позволило им получать жетоны, по количеству которых и была определена степень знания и незнания книги. В этот же день классы получили «маршрутные листы» КТД, в которых были указаны основные мероприятия и время проведения. По результатам викторины ребята сделали вывод, что им не хватает знаний, чтобы ответить на все вопросы. Результат – знакомство с книгой, музыкальным телефильмом по мотивам сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданным на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году режиссером Л.Нечаевым. советским полнометражным рисованным мультфильмом, созданным студией Союзмультфильм, режиссёром Иваном Ивановым-Вано. Особой популярностью у юных читателей в Неделю детской книги пользовалась выставка «В мастерской папы Карло». Это был домашний конкурс. Сколько интересных поделок выполнили ребята самостоятельно и совместно с родителями! Вот где проявились талант и фантазия. Во всех классах прошли конкурсы рисунков, посвященные книге, где каждый смог показать свой талант. Самые яркие, красочные и сюжетные рисунки привлекали внимание на школьной выставке «приключения Буратино». Завершилась неделя праздником-показом театральных постановок «В гостях у сказки» и презентацией книги. На сцене и в зале царила атмосфера добра, тонкого юмора, радости, удовольствия от увиденного, живой интерес к детской литературе. Не было равнодушных: всем было весело и интересно. Дети заново открыли для себя книгу любимого писателя. Закрытием Недели детской книги стал праздник награждения активных читателей книги «Золотой ключик, или приключения Буратино» и участников мероприятий в различных номинациях. В торжественной обстановке ребятам были вручены памятные подарки, грамоты и дипломы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности. Дети научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми и художественными средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: – выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; – способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; – обеспечить каждому ребенку «ситуацию успеха»; – содействовать самореализации личности ребенка и педагога; – сплочение школьного коллектива, благоприятного социально-психологического климата в школе, укрепление традиций школы. Список использованной литературы 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/03/20/pedagogicheskie-chteniya-formirovanie-proektnykh-umeniy 2. http://sch2121.mskobr.ru/files/programma_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_sho1.pdf