Кружковая работа педагога-психолога в ДОО: кружок "Артландия"
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Зуева Юлия Сергеевна
Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем.
Габриэль Лауб
Актуальность.
Одна из форм работы педагога-психолога ДОО – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий:
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
– Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
– Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
– Способствовать расширению эмоционального опыта.
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
– Развивать воображение и фантазию.
– Развивать познавательные процессы.
– Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
– Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Основные направления работы:
– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Перспективный план работы кружка «Артландия»
Используемая литература:
1. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014
4. Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012
5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
7. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013
8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
9. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2010
10. Зеленская Н.А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)
11. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006
Габриэль Лауб
Актуальность.
Одна из форм работы педагога-психолога ДОО – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий:
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
– Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
– Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
– Способствовать расширению эмоционального опыта.
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
– Развивать воображение и фантазию.
– Развивать познавательные процессы.
– Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
– Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Основные направления работы:
– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.
Перспективный план работы кружка «Артландия»
Месяц | Тема | Основные задачи | Содержание деятельности | Место проведения занятия | Используемое оборудование |
ОКТЯБРЬ | «Здравствуй, друг!» | Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения. | Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!». Изотерапия: рисуем «Приветик». Упражнение для профилактики нарушений зрения. Массаж ладоней карандашами. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры. |
«Осенние превращения» | Развивать воображение и фантазию. | Ритуал приветствия. Массаж ладоней «кристаллами». Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | «Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры. | |
«Чудесные круги» | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Мандалатерапия: раскрашивание мандал. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон. | |
«Волшебная комната» | Стабилизировать эмоционально-волевую сферу | Ритуал приветствия. Игра «Парашют». Недирективная игротерапия. Упражнение на релаксацию. Итог занятия. | Сенсорная комната | Ткань в форме круга («парашют»), магнитофон, аудиозаписи для релаксации, мягкие игрушки-антистресс, воздушно-пузырьковая колонна, панно «Бесконечность», мячи. | |
НОЯБРЬ | «Сказки-загадки» | Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев. Развивать воображение и фантазию. | Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Изотерапия: рисуем сказки-загадки. Массаж ладоней карандашами. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги. |
«Кукла-защитник» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить коммуникативные навыки; разить самосознание. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Куклотерапия: изготовление куклы из фольги. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Фольга, медная проволока, ножницы, шпажки, аудиозаписи для релаксации, магнитофон. | |
«Кляксы» | Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию. | Ритуал приветствия. Игра «Дотронься до…». Изотерапия: рисуем кляксы. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры. | |
«Воспоминания о лете» | Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. | Ритуал приветствия. Просмотр слайд-шоу «Бабочки» Песочная терапия: рисуем на песке. Итог занятия. | Сенсорная комната | Проектор, диск «Бабочки», стол для рисования песком, песок для рисования, цветной грунт. | |
ДЕКАБРЬ | «Моё настроение» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. Беседа о настроении. Мандалатерапия: насыпная мандала. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др. |
«Загадочная картина» | Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи | Ритуал приветствия. Изотерапия: раскраски по номерам. Дыхательная гимнастика. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам. | |
«Снежинки» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Пластилинотерапия: делаем по шаблону узор из пластилина на пластмассовых крышках. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки от сметаны. | |
«Новогодние игрушки» | Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. Пластилинотерапия: делаем плоские елочные игрушки из пластилина и CD-дисков. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др. | |
ЯНВАРЬ | «Снегопад» | Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. Игра «Парашют». Игротерапия: «Лепим снежинки». Игра «Снегопад». Упражнение на релаксацию. Итог занятия. | Сенсорная комната | Ткань в форме круга («парашют»), листы белой бумаги, игрушки антистресс, магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации. |
«Море» | Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой. | Ритуал приветствия. Игра «Сороконожка» Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море») Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. | |
ФЕВРАЛЬ | «Три желания золотой рыбке» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка». Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры. |
«Фантастическое существо» | Формировать адекватную СО и уверенность в себе. Способствовать осознанию своих чувств, переживаний. | Ритуал приветствия. Игра «Дотронься до…» Игра-мозаика «Фантастическое существо» Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Д\и «Фантастическое существо» | |
«Нарисуем мы картину…» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. Игра «Парашют». Изотерапия: рисуем картину флюоресцентными маркерами. Итог занятия. | Сенсорная комната | Ткань в форме круга («парашют»), LED-панель для рисования, флюоресцентные маркеры. | |
МАРТ | «Почему облака превращаются в тучи?» часть 1 | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки. Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. |
«Бал-маскарад» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Маскатерапия: создание масок для бала-маскарада. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок. | |
«Моя семья» | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. Беседа о семье. Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья» Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы. | |
«Круг дружбы» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритаул приветствия. Мандалатерапия: создание коллективной мандалы с помощью пластилина и др. материалов. Итог занятия: | Кабинет педагога-психолога | Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей. | |
«Песочные картины» | Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство. | Ритуал приветствия. Песочная терапия: рисование на песке с помощью трафаретов. Упражнение на релаксацию. Итог занятия. | Сенсорная комната | Стол для рисования песком, песок для рисования, трафареты (листья и др.), аудиозаписи для релаксации, магнитофон. | |
АПРЕЛЬ | «Цветочный сад» | Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад» Упражнения для профилактики нарушений зрения. Итог занятия. | Кабинет-педагога-психолога | Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы. |
«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2 | Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки. Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. | |
«Домик для совы» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. Пластилинотерапия: создание домика для совы. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Коробочки для CD-дисков, CD-диски, пластилин, плоские материалы для украшения, картинки с изображением сов. | |
«Открытка в подарок» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений. Способствовать расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. Изотерапия: рисование мыльными пузырями. Создание открытки-коллажа. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога | Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля. |
1. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014
4. Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012
5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
7. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013
8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
9. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2010
10. Зеленская Н.А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)
11. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006