Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Цель программы – психологическая коррекция агрессивного поведения ребенка. Задачи программы:
— враждебность по отношению ко взрослым и детям;
— привлечение внимания социально неодобряемыми способами (порча чужого имущества, драки);
— несоблюдение дисциплины и невыполнение требований учителя;
— недостаток социальной нормативности (вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки);
— вербальная и физическая агрессия;
— склонность к рискованному поведению;
— нетерпеливость и несдержанность;
— негативное отношение к критике в свой адрес;
— неорганизованность, разболтанность, несобранность, невозможность сосредоточится при выполнении учебного задания.
Диплом
Скачать Автор: Платонова Анастасия Вячеславовна- Развить способность осознания и принятия ребенком собственного чувства гнева.
- Обучение способам отреагирования гнева в приемлемой форме.
- Обучение приемам саморегулирования эмоционального состояния.
- Формирование произвольного поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование у ребенка гуманных чувств по отношению к сверстникам.
- Формирование способности использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
- Снижение тревожности, формирование доверия к миру.
- Формирование положительных эмоций, положительной самооценки, формирование уверенности в себе.
- Этапы и формы психокоррекционной работы с конкретным ребёнком.
Этап программы | Задачи | Формы работы |
1-й этап – Диагностический | Диагностика уровня агрессивности ребенка и особенностей проявлений агрессии, диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление личностных особенностей ребенка. | Проведение индивидуального психологического тестирования |
Индивидуальная работа с ребенком | ||
Этап, подготавливающий к групповой работе | 1. Дать ребенку возможность отреагирования негативных чувств. 2. Обучить приемлемым способам выражения гнева и агрессии. 3. Обучение навыком саморегуляции и релаксации. | 1. Упражнения танцевально-экспрессивного тренинга. 2. Арт-терапевтические техники. 3. Обучение дыхательным и мышечным техникам расслабления. |
Групповая работа с ребенком | ||
1-й этап – Ориентировочный | 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми. 2. Знакомство детей с нормами, правилами поведения на занятии. 3. Формирование чувства близости с другими детьми. | 1. Игры на знакомство. 2. Средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе. |
2-й этап – Объективирование трудностей развития и конфликтных ситуаций | 1. Актуализация конфликтных ситуаций, ситуаций вызывающих проявление агрессивности в различных сферах. 2. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития. 3. Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия. 4. Создание условий и предоставление ребенку возможности осознать неконструктивность собственного агрессивного поведения. | 1. Эмпатическое слушание. 2. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами. 3. Арт-терапия. |
3-й этап – Конструктивно-формирующий | 1. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. 2. Обучение ребенка отреагированию собственного гнева приемлемыми способами, отреагирование ситуации в целом. 3. Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. 4. Формирование способности к произвольной регуляции деятельности (обучение навыкам контроля и управления собственным гневом). | 1. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации. 2. Арт-терапевтические методы. 3. Различные варианты работы с гневом. 4. Упражнения, направленные на развитие эмпатии, осознание себя. 5. Релаксационные техники. |
4-й этап – Обобщающе-закрепляющий | 1. Обобщение сформированных на конструктивно – формирующем этапе адекватных форм и способов поведения, коммуникации. 2. Перенос приобретенного позитивного опыта в практику реальной жизни. | 1. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя. 2. Проигрывание реальных жизненных ситуаций. 3. Получение обратной связи от родителей, учителей о приобретенном опыте ребенка, эффективности его практического применения. |
- Описание психологических проблем конкретного ребёнка.
— враждебность по отношению ко взрослым и детям;
— привлечение внимания социально неодобряемыми способами (порча чужого имущества, драки);
— несоблюдение дисциплины и невыполнение требований учителя;
— недостаток социальной нормативности (вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки);
— вербальная и физическая агрессия;
— склонность к рискованному поведению;
— нетерпеливость и несдержанность;
— негативное отношение к критике в свой адрес;
— неорганизованность, разболтанность, несобранность, невозможность сосредоточится при выполнении учебного задания.
- Соответствие психологических проблем и методов коррекционной работы
Психологическая проблема ребенка | Метод коррекционной работы |
Сильная потребность в отреагировании негативных эмоций | Техники танцевально-экспрессивного тренинга |
Несдержанность | Обучение навыкам саморегуляции и релаксации |
Физическая и вербальная агрессия | Групповая тренинговая работа |
Неумение выражать агрессию социально приемлемыми способами | |
Неумение взаимодействовать со сверстниками | |
Потребность в привлечении внимания |
- Анализ механизмов и условий эффективной коррекционной работы с ребёнком.
- Принцип безусловного принятия ребенка.
- Принцип безоценочной обратной связи.
- Принцип системности коррекционных и профилактических задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
- Знакомство родителей и педагогов с индивидуальными особенностями агрессивного ребенка (мини-лекция на родительском собрании, создание информационных материалов).
- Консультирование родителей и педагогов по проблемам агрессивного поведения детей.
- Проведение семинаров для родителей и педагогов на тему: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
- Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учеб. пособие. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
- Дубровина И.В., Андреева А.Д. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 98 с.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 192 с.
- Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95081.htm. (дата обращения: 01.05.2016).
- Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Дисс. канд. пед. наук. – Армавир. – 2005. – 172 с. http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskaya-deyatelnost-po-profilaktike-i-korrektsii-agressivnosti-dete (дата обращения: 02.05.2016).