Я – учитель, или музыка – призвание моё
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Золотухина Ирина Анатольевна
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» М. Горький Музыка… Вот она, рядом, достаточно включить радио, телевизор, компьютер, а вечером – пойти в театр, на концерт, на дискотеку – кому что больше нравится. Музыка – это Жизнь, Добро, Любовь, Труд, Творчество. Музыка занимает особое место в нравственном воспитании ребёнка. Творческой инициативе нужно начинать учить ребят как можно раньше, чтобы они могли конкурировать в нашем обществе, в этом мире. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то новое, что до тебя еще никому не удавалось, либо то, что существовало, но ты можешь это улучшить, усовершенствовать. Иначе говоря, желание творить в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Занятие творчеством рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без умения и желания творить невозможно продвижение ни в одной области человеческой деятельности. В любом ребёнке с рождения закладывается способность к творчеству, и наша задача, задача взрослых, и моя, как учителя – увидеть, почувствовать, не пропустить эти зёрнышки талантов, стараться развить их. И пускай в будущем этот ребёнок не станет музыкантом, певцом, композитором, но он научится слышать, замечать прекрасное, у него разовьётся прекрасный музыкальный вкус, чего очень не хватает в нашем технократическом мире. Поэтому на уроках музыки и во время занятий внеурочной деятельностью я стараюсь вовлечь их в творчество, чтобы пытливый детский ум не поглощал готовые знания, а был нацелен на поиски нового, неизведанного. Я считаю, что нужно воспитывать в детях любовь к культуре своего народа и уважение к обычаям и нравам других народов. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества. Поэтому творческий процесс на уроке – это процесс рождения музыки. Чтобы урок был интересен, необходима любовь самого учителя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой, а также творческой интуицией и исследовательской направленностью деятельности. Многообразная палитра взаимоотношений предстаёт на уроке между музыкой, учителем и учеником. Чтобы лучше понимать музыку, чувствовать то, что хотел нам рассказать автор своим произведением, необходимо изучать с детьми теорию: интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь. На уроках ребенок вместе с творчески работающим учителем переживает процесс творения музыки, сам исследует и создает музыку. Под руководством учителя дети занимаются художественным творчеством: сочиняют стихотворения, рассказы, ребусы, кроссворды на ту или иную музыку. Особенно привлекает ребятишек игра на музыкальных инструментах. На занятиях внеурочной деятельностью «Домисолька» ребята учатся вокальному и хоровому пению, у многих ребят открывается вокальный талант, и моя задача – развить его, так как музыкально развитый и тонко чувствующий человек априори не может быть равнодушен к невзгодам и печалям другого человека, а это в наше непростое время очень важно. Мы с детьми готовим для родителей; мам, пап, бабушек и дедушек музыкальные, праздники, концерты. Стараемся привлекать к проведению наших праздников родителей, что способствует сближению семьи и школы: родители начинают больше внимания уделять детям, активнее участвуют в их школьной жизни. Большую роль в воспитании детей играет изучение истории, культуры своего народа через слушание, пение народных песен, проведение музыкально-обрядовых игр. Когда ребёнок узнаёт историю возникновения песен своего народа, историю народного костюма, сам пробует воссоздавать эти костюмы или их элементы, петь эти песни, это остаётся в его сердце и памяти навсегда. Такой ребёнок будет ощущать себя сопричастным, частичкой своего народа, будет гордиться своей Родиной и тем, что он вырос на этой земле. Вы знаете, можно «слушать музыку», но «не слышать музыки». При знакомстве с творчеством композиторов, его произведениями умение слышать, любить, понимать музыку – это откликаться на нее эмоционально, вживаться в музыкальный образ, мысленно перевоплощаться, испытывать нравственное переживание и, значит, духовно и нравственно совершенствоваться. С первых уроков ребята учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием — музыка может воплощать все, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. Во время слушания музыки дети должны уловить настроение и определить характер произведения. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью, разрешаю сравнивать, сопоставлять, анализировать, исследовать, получать результаты и делать выводы. После знакомства с музыкальным произведением, его прослушиванием, обсуждением, я даю задание: нарисовать рисунок к этому произведению и написать мини-сочинение «Моё музыкальное впечатление». Ребёнок творит, создаёт что-то своё, уникальное и тем самым выражает себя, свою индивидуальность, оригинальность. Всё это оставляет зримый след в жизни ребёнка. В детях надо обязательно поддерживать любое стремление к творчеству. Там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, и одновременно повышается результат. Именно через творчество ребенок учится сопереживать, сочувствовать, понимать, выражать, слышать, чувствовать. Очень интересная полезная музыкальная деятельность детей – игра на музыкальных инструментах. Она позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость, желание каждого попробовать свои силы. Я часто использую этот приём для общего музыкального и творческого развития детей. Мы играем на разных музыкально-шумовых инструментах: деревянных ложках, бубнах, трещотках, маракасах, треугольнике, детских погремушках. Урок музыки бывает один раз в неделю. Но чтобы зёрнышки знаний и впечатлений, полученные ребятами на уроке, дали ростки, учитель должен продумать внеурочную работу по предмету. Вот уже три года я преподаю внеурочную деятельность «Домисолька». Я стараюсь, чтобы музыка вошла в сознание детей, как необходимая, очень важная, часть их жизни. Думаю, что такой же частью жизни моих ребят стали занятия в хоре и пение в вокальной группе. В хоре мы не только разучиваем новые произведения, но и продолжаем развивать умения, которые приобрели на уроках музыки: освоение вокала, совершенствование исполнительской культуры. Любое праздничное выступление в школе открывается выступлением хоров. Это школьные праздники: День Осени, День Учителя, День старшего поколения, День Матери, Прощание с начальной школой, Прощание с Букварем, День Победы. Уроки музыки и занятия в хоре закладывают в ребятах основу музыкальной культуры, позволяют мне создавать коллектив увлеченных, влюбленных в музыку людей. Наши вокалисты и солисты – люди, действительно увлечённые музыкой. Каждое выступление тщательно готовится. Концерт – это не только радость и праздник, но и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства. В настоящее время в России разработано и действует туристско-краеведческое движение «Отечество», в котором есть направление «Культурное наследие», где изучается и исследуется фольклор, религии, творчество разных народов. Я знакомлю учащихся с народными музыкально-поэтическими произведениями (фольклором), когда ученики пробуют себя в роли творца – поэта; творца – музыканта, заново создают произведения для себя и для других – «погружаются в творчество». Результатом творческой работы является участие в конкурсах, концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. В течение трех лет мы принимали участие в конкурсах: «Классный хор», «Детские песни о главном», во Всероссийской научно-практической конференции: «Юные дарования». Участвовали в городском фестивале-конкурсе «Моя Россия». Заработали дипломы победителей во всероссийской олимпиаде по музыке. В течение трех лет наша школа проводит встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, детьми войны. Мы с ребятами готовим концертные программы, литературно-музыкальные композиции, знакомимся с песнями военных лет. Это для детей является живой историей и оставляет неизгладимый след в их душах. Учитель до тех пор учитель, пока он учится. При подготовке к урокам я использую разные методические разработки, компьютерные технологии, а также пособия, изготавливаемые своими руками, руками детей и родителей. Это карточки, рисунки, головоломки, лото, ребусы, кроссворды, мозаики, изображения героев музыкальных произведений. Повышаю своё педагогическое мастерство на семинарах, совещаниях, педсоветах. Прошла переподготовку на курсах повышения квалификации «Совершенствование методики преподавания музыки в условиях ФГОС». В своей деятельности я использую здоровье сберегающие технологии. Предмет «Музыка» вышел за рамки узкой специфики. Медики всех стран признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, создали специальное направление – музыкотерапия (восстановление здоровья человека при помощи занятий музыкой). Музыка – это хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому, я, как учитель музыки, стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались и эстетически развивались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию органов дыхания (дыхательную гимнастику). Это физминутки, которые дают возможность детям отдохнуть, расслабиться и укрепить здоровье. Это слушание классической и народной музыки. Всё это благотворно влияет на здоровье детей. Я стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама. Ведь современный учитель – это человек, преданный своему делу и своим ученикам; профессионал, владеющий комплексом качеств, которые позволяют ему быть виртуозом во всём. Когда нужно, он артист, художник, потребуется – писатель и певец. Моя цель – помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Ученики для меня во многом со-ратники, со-трудники, со-юзники, со-беседники, друзья – люди, с которыми мне интересно. Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, требовательной к самой себе, а главное – бережнее относиться к ребятам. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью. Как писал К.Д. Ушинский: «…только личность может воспитать личность». Завершить своё эссе я хотела бы стихотворением Владимира Соколова: Душою красивы и очень добры, Талантом сильны вы и сердцем щедры. Все ваши идеи, мечты о прекрасном, Уроки, затеи не будут напрасны! Вы к детям дорогу сумели найти, Пусть ждут вас успехи на этом пути!