Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость (практикум №6, 11 класс) | Обучение и развитие детей

Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость (практикум №6, 11 класс)

На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость (практикум №6, 11 класс)
Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость (практикум №6, 11 класс)
Просвещение школьников — Беседы с детьми и подростками
ЗАНЯТИЕ 6.

Тема: «Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость»

(практикум)

Цель занятия: обобщить полученные ранее знания по этой проблеме, сформировать установку на здоровый образ жизни.

Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость, представляет собой серьезную проблему, затрагивающую как самого потребителя, так и общество в целом. Наиболее опасным является злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами и курение. Любой человек, который начинает употреблять данные вещества, подвергается риску возникновения проблем, связанных с их действием. Факторы риска можно разделить на две группы: индивидуальные и социальные. Факторы риска, о которых пойдет речь, не являются абсолютной гарантией возникновения зависимостей в будущем. Они указывают на имеющийся повышенный риск их возникновения и являются строго индивидуальными. К индивидуальным факторам риска относятся: биологические, психологические, психические.

Биологические факторы определяются унаследованными каждым из нас генетическими различиями и индивидуальными физиологическими особенностями. Многочисленные исследования показали, что лица, страдающие определенными болезнями, имеют более высокий риск возникновения зависимости. Особенно насторожено должны вести себя люди, у которых вероятность возникновения зависимости от каких-либо веществ отягощается семейными обстоятельствами.

Психологические факторы включают в себя эмоциональное состояние, поведение, индивидуальные черты. У каждого из нас есть определенные убеждения в отношении самих себя и окружающих. Эти убеждения настолько определяют наше мышление, что мы не сомневаемся в том, что они являются истинными. Если вдруг они приходят в конфликт с окружающим миром, то возникает состояние стресса. Это довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда ожидания не совпадают с получаемым результатом. Начиная принимать вещества, взывающие зависимость, человек ожидает определенного эффекта и, получив его, надеется на повторение. Однако повтор не всегда является таким, каким ожидался. II опять возникает состояние стресса, требующее действий по ослаблению. Эмоциональное состояние (тревога, депрессия, эйфория) играет важную роль в развитии зависимости, так как зачастую неконтролируемость эмоций позволяет легко начать употреблять различные вещества. Легче вовлекаются в процессе употребления веществ люди с очень агрессивным либо с очень пассивным поведением.

Выраженные психические расстройства также способствуют вовлечению в процесс употребления вредных веществ.

К социальным факторам риска относятся социальное окружение человека, социальная стабильность общества, культура, законы и нормы, существующие в обществе. Каждый человек живет в уникальном социальном окружении, состоящем из родителей, близких людей, сверстников, которые оказывают значительное влияние на формирование его как личности. Положительные и теплые взаимоотношения в семье, с друзьями снижают вероятность начала употребления вредных веществ. В то же время постоянные конфликты в семье, травмирующие переживания повышают этот риск. Развод, смерть близкого человека, сексуальное насилие, ситуация, когда человек становится свидетелем травмирующего его события – ют неполный перечень того, что способствует увеличению риска.

Социальная стабильность общества также очень важна. Нищета, безработица, бездомность, легкая доступность алкоголя, табачных изделий, наркотических средств ведет к увеличению числа лиц, вовлекаемых в этот процесс. Важно отметить, что законы и культура общества во многом определяют поведение граждан. В обществе, где прием алкоголя, курение являются традиционными и социально приемлемыми, злоупотребление данными веществами более высокое. Ограничение доступа, увеличение цен, запрет на употребление в общественных местах снижает процент вовлеченных лиц.

Следует отметить, что продолжительность времени между началом потребления и формированием зависимости различна и зависит от индивидуальных особенностей потребителя и вида потребляемого вещества. К примеру, зависимость от алкоголя вызывается в среднем за период от 10 до 15 лет. Тогда как от гашиша зависимость может развиться после нескольких приемов. Формирование зависимости проходит через несколько стадий:

  • начало употребления;
  • экспериментирование (на этой стадии еще не сформировались формы потребления и предпочтения, человек экспериментирует с различными дозами и видами вещества);
  • социальное употребление (на этой стадии у потребителя складываются определенные формы употребления вещества, они уже осознают как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с употреблением);
  • привычное употребление (на этой стадии может возникнуть психическая зависимость, потребность в веществе и озабоченность, чтобы оно всегда было; развивается привыкание к определенной дозе и требуется ее увеличение);
  • чрезмерное употребление (на этой стадии могут развиться медицинские осложнения в употреблении; у потребителя возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, неприятности на работе, финансовые проблемы, проблемы с законом; однако они не могут оценить степень их выраженности);
  • болезненное пристрастие (на этой стадии отмечается утрата контроля над употреблением со всеми вытекающими отрицательными последствиями).
Еще раз хочется подчеркнуть, что все эти стадии могут быть различными по времени, степени выраженности, иногда они сливаются и трудно провести между ними границу. Зависят они от особенностей человека и вида употребляемого вещества. Что же приводит людей к употреблению данных веществ? Существует множество причин:

  • чтобы справиться с отрицательными эмоциями (тревога, одиночество, скука, подавленность и т.д.);
  • для получения удовольствия (на вечеринках, праздниках);
  • в силу обычаев и привычек (общение с другими людьми, перед приемом пищи и т.д.).
Однако все эти причины имеют одинаково отрицательные последствия, связанные с неприятными физиологическими реакциями, чувством утраты контроля, неодобрением со стороны друзей и близких людей, с денежными затратами. Это дает возможность человеку сделать выбор:

  • не потреблять вещества, вызывающие зависимость;
  • употреблять умеренно;
  • злоупотреблять ими.
Поэтому, прежде чем сделать выбор, четко определите для себя все положительные и отрицательные последствия, связанные с употреблением веществ, вызывающих зависимость.

Ситуация 1. Подросток злоупотребляет курением.

Ситуация 2. Подросток злоупотребляет алкоголем.

Ситуация 3. Подросток злоупотребляет наркотиком.

Ситуация 4. Подросток злоупотребляет токсическими веществами.

Группы должны обыграть ситуацию: перечислить причины возникновения пристрастия, последствия, к которым оно может привести, и продолжить конкретное решение данной проблемы. Затем обсудить эти ситуации.

Источник: «Безопасное и ответственное поведение» Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова